Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 12.11.2014 |
Дата решения | 03.02.2015 |
Категория дела | Споры о праве собственности на землю |
Судья | Казбулатов И.У. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 55c4fddc-fa70-3509-9f46-204803a3442f |
дело №2 -1090/2015 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Уфа 03 февраля 2015 г.
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Казбулатова И.У.,
при секретаре Шариповой Н.Г.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО5,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа и обязании заключить договор купли-продажи,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации городского округа город Уфа с требованием о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении за плату в собственность ФИО1 земельного участка, площадью 471 кв.м., кадастровый номер 02:55:010168:41, по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, р-н Кировский, <адрес>, и требованием об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с ФИО1 договор купли-продажи указанного земельного участка по цене, установленной действующим земельным законодательством РФ, путём подготовки проекта договора купли-продажи и направления его ФИО1 для подписания в течение одного месяца со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу. Исковые требования мотивированы незаконностью отказа ответчика по письму истца в сентябре 2014 года ФИО1 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:010168:41, площадью 471,0 кв.м., расположенного по адресу: г.Уфа, Кировский район, <адрес>, путём заключения договора купли-продажи данного земельного участка. Заявление по поручению Администрации ГО г.Уфа рассмотрено Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО город Уфа. Как следует из ответа № К-13341 от ДД.ММ.ГГГГ года, подписанного заместителем начальника Управления по земельным ресурсам Администрации ГО город Уфа ФИО7, в удовлетворении заявления истца отказано с указанием на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красный линий, а также на земельном участке, расположенном на зарезервированных для государственных и муниципальных нужд землях.
Истец ФИО1, представитель истца ФИО5 полностью поддержали исковые требования в судебном заседании.
Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив доказательства по делу, приходит к следующему.
Судом установлено, что основанием пользования истцом ФИО1 домовладением и земельным участком, которые находятся по адресу: г.Уфа, <адрес>, является договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно данного договора продавец ФИО8 продал покупателю ФИО1 домовладение под номером "18", расположенное по адресу: г.Уфа. <адрес>, состоящее из жилого бревенчатого дома, полезной площадью 26,3 кв.м., двух тесовых сараев, одного тесового сарая, обшитого железом, тесовой уборной, а также двух тесовых заборов, расположенных на земельном участке, мерою 471 кв.м.
Право собственности ФИО1 на жилой дом в установленном порядке зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Серия 02-УФ № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продавец ФИО8 продал покупателю ФИО1 домовладение под номером "18", расположенное по адресу: г.Уфа. <адрес>, состоящее из жилого бревенчатого дома, полезной площадью 26,3 кв.м., инвентарный номер 1266, расположенного на земельном участке, мерою 471 кв.м.
В июле 2002 года ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что бывшими хозяевами дома не было получено надлежащим образом оформленное разрешение на сооружение подвального помещения, в связи с чем просила суд признать право собственности на самовольную постройку.
ДД.ММ.ГГГГ решением мирового суда судебного участка № по Кировскому району г.Уфы исковое заявление удовлетворено - за ФИО1 признано право собственности на жилой дом по <адрес> г.Уфы.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 Ф.А. получено новое Свидетельство о государственной регистрации права Серия 02-УФ № 234274*, в котором значится объект права - Индивидуальный жилой дом, общей площадью 51,6 кв.м., литера: А, А1, а, а1, а2, Г, г1, Г2, 1, 111, 1Y, инвентарный № 12666, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, <адрес>, г.Уфа, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации г.Уфы № принято решение о предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 02:55:010168:0041, площадью 471 кв.м., находящемуся по адресу: г.Уфа. <адрес>, в аренду сроком на 10 лет.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.Уфы и ФИО1 заключен договор аренды № земельного участка.
Согласно кадастрового плана земельного участка № с кадастровым номером 02:55:010168:0041, а также п.1.1 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок передаётся в аренду для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
На основании постановления администрации г.Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ года, договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, технических паспортов строений, а также деклараций об объектах недвижимого имущества ФИО1 в установленном порядке зарегистрировала право собственности на указанные объекты, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес> на жилой дом, общей площадью 144,70 кв. м.; серии <адрес> на нежилое хозяйственное строение, общей площадью 26 кв.м.; серии <адрес> на нежилое хозяйственное строение, общей площадью 9,50 кв.м.
Как указано в п.2 Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ домовладение продавцу ФИО9, которое он продал ФИО1, принадлежало ему (ФИО9) на основании договора купли-продажи, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Уфимского нотариального округа ФИО10 под реестровым № 5537.
Согласно справки ТУ г.Уфы ГУП БТИ РБ № от ДД.ММ.ГГГГ домовладение, находящееся по адресу: г.Уфа, <адрес>, гражданин ФИО8 в 1996 году купил у продавца ФИО12 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справки ТУ г.Уфы ГУП БТИ РБ № от ДД.ММ.ГГГГ собственниками домовладения ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ собственник ФИО11, приобретший домовладение на основании Акта с торгов от ДД.ММ.ГГГГ года; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ собственник Парфёнова А.П., приобретшая домовладение на основании договора купли № от ДД.ММ.ГГГГ года; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ собственник Парфёнов В.Д, приобретший домовладение на основании договора дарения № от ДД.ММ.ГГГГ года; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ собственник Парфёнов С.В., приобретший домовладение на основании договора дарения № от ДД.ММ.ГГГГ года; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ собственник ФИО12, приобретший домовладение на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ года; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ собственник ФИО8, приобретший домовладение на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ года; с ДД.ММ.ГГГГ собственник ФИО1
В соответствие с п.5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно п.9.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В силу п.4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствие с п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ:
- (1) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом;
- (2) Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Следует отметить, что спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:010168:41 в фактическом пользовании истицы ФИО1 находится на законных основаниях.
В деле имеются доказательства того, что данный земельный участок сформирован в 1948 году, т.е. в период до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1305-1 "О собственности в СССР".
Отказ Администрации городского округа город Уфа в предоставлении земельного участка является незаконным по следующим основаниям
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красными являются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:010168:41, площадью 471,0 кв.м., расположенный по адресу: г.Уфа, Кировский район, <адрес>, к категории земель общего пользования не относится.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Администрация городского округа город Уфа каких - либо доказательств в подтверждение своего довода о том, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами истцу ФИО1 не представила.
Согласно п.6 ст. 56 Земельного кодекса РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Между тем, доказательств государственной регистрации ограничений прав на землю не имеется.
В кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № (кадастровый номер 02:55:010168:41) сведения об обременении земельного участка, в связи с нахождением его в границах красных линий, и, в связи с отнесением его к категории земель общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами - отсутствуют.
Кроме того, согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на момент получения "Выписки" запись о государственной регистрации какого-либо обременения на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010168:41 также отсутствует.
Согласно п.6 ст. 56 Земельного кодекса РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Так, в соответствии с п.4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных и муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Как следует из п.8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд (утверждено Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 561), орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 ФЗ "О государственной кадастре недвижимости".
Между тем, в кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № (кадастровый номер 02:55:010168:41) сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют.
Кроме того, согласно Выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на момент получения "Выписки" запись о государственной регистрации какого-либо обременения на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010168:41 также отсутствует.
Пункт 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ предусматривает отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если данные участки зарезервированы для государственных и муниципальных нужд.
Однако, данная статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые не заняты объектами недвижимости, в связи с чем к возникшим между истцом и ответчикам правоотношениям применена быть не может.
В данном же случае к отношением сторон следует применять положения ст. 36 ЗК РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения.
С учётом изложенных обстоятельств следует считать, что установленный порядок резервирования земель для муниципальных нужд не соблюдён, а факт невозможности признания права собственности на спорный земельный участок, в связи с его резервированием, Администрацией городского округа город Уфа не доказан.
Согласно п.4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В силу п.9.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В соответствие с п.4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч 2 ст. 28 ЗК РФ:- предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
- предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, истец, имеющий в фактическом пользовании земельный участок с расположенными на нём жилым домом и хозяйственными постройками, которые перешли к нему в собственность, в том числе и на основании сделок, совершённых предшествующими собственниками до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1305-1 "О собственности в СССР", имеет право приобрести в собственность испрашиваемый земельный участок за плату путём заключения договора купли-продажи.
Довод ответчика о том, что иск удовлетворению не подлежит, поскольку истцом к своему заявлению, адресованному в Администрацию городского округа город Уфа, не был приложен документ, подтверждающий её личность, суд считает необоснованным, так как письмом № К-15439 от ДД.ММ.ГГГГ года, который подписан заместителем начальника Управления по земельным ресурсам Администрации ГО город Уфа ФИО7, истцу повторно отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка. При этом, как следует из данного претензий по поводу документа, удостоверяющего личность, истцу не предъявляется
Устный довод представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа о том, что спорный земельный участок входит в территориальную зону рекреационного значения, в связи с чем не подлежит выкупу опровергается следующим.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно абз. 3, 4 п. 9.1 вышеназванного Закона граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим рекреационным зонам.
Согласно п. 2, 4, 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
В настоящий момент на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 7/4 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан».
Согласно ст. 41 Правил границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Статьей 43.4 Правил установлено назначение рекреационных зон, согласно которым рекреационная зона Р-1 - зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
Согласно с. 43.5 Правил в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Как видно из вышеприведенных норм, земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности.
Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с доводами истца об отнесении спорного земельного участка к землям особо охраняемых территорий.
Согласно представленному суду кадастровому паспорту испрашиваемого земельного участка, спорный земельный участок площадью 471 кв.м., кадастровый номер 02:55:010168:41, входит в категорию земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: под индивидуальную жилую застройку, расположен по адресу: адрес и входит в территориальную зону – зона рекреационного назначения, индекс Р-1, на основании решения Совета городского округа г. Уфа «О правилах землепользования и застройки и городского округа город Уфа Республики Башкортостан».
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорных земельных участков такие акты не принимались, поэтому эти участки могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения. Однако в отношении подобных участков статьей 27 Земельного кодекса РФ не установлены ограничения в обороте.
Вместе с тем, в кадастровом паспорте спорного земельного участка указано, что весь земельный участок относится к землям населенных пунктов, и не относится к землям особо охраняемых территорий и объектов. Разрешенное использование данного земельного участка – под индивидуальную жилую застройку.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов в земли особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также нет данных и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Следовательно, оснований распространять на земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный статьями 94 - 100 Земельного кодекса РФ, не имеется, в связи с чем судебная коллегия находит довод ответчика необходимости отказа в признании за истцом права собственности на спорный земельный участок по данному основанию несостоятельным, и не принимает во внимание. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно статье 27 Земельного кодекса РФ является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в частную собственность.
Также, суд отмечает, что при вынесении решения необходимо учесть, что истица стала собственником жилого дома, еще до утверждения решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О правилах землепользования и застройки и городского округа город Уфа Республики Башкортостан».
Согласно ст. 53.4 Правил запрещено размещение всех видов объектов недвижимости, за исключением видов разрешенного использования земельных участков в рекреационных зонах Р-1, с учетом статьи 46 настоящих Правил.
При этом среди видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам установленных ст. 44 Правил запрещено размещение объектов индивидуального жилищного строительства в рекреационной зоне Р-1.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 7 Правил земельные участки и объекты капитального строительства, указанные в части 3 статьи 6 настоящих Правил, а также ставшие несоответствующими настоящим Правилам после внесения в них изменений, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительными регламентами и настоящими Правилами, за исключением случаев, если существование и использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом статьей 43.4 Правил предусмотрено, что зоны рекреационного назначения включают в себя, в том числе, существующие территории, предоставленные для ведения садоводства, дачного и подсобного хозяйства, с жилыми строениями, используемыми населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных структур.
С учетом изложенного, в ходе судебного разбирательства дела достоверно установлено, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». В связи с чем, отсутствуют правовые основания к отказу в передачи истцу испрашиваемого земельного участка по договору купли-продажи.
При подаче искового заявления истцом оплачена госпошлина в размере 975,78 руб., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 192-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, изложенный в письме № К-13341 от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении за плату в собственность ФИО2 земельного участка, площадью 471 кв.м., кадастровый номер 02:55:010168:41, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, р-н Кировский, <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с ФИО14 Фаниёй ФИО3 договор купли-продажи земельного участка, площадью 471 кв.м., кадастровый номер 02:55:010168:41, разрешённое использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, категория земель: земли населённых пунктов, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, р-н Кировский, <адрес>, по цене, установленной действующим земельным законодательством РФ, путём подготовки проекта договора купли-продажи и направления его ФИО2 для подписания в течение одного месяца со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме через Кировский районный суд г.Уфы.
Председательствующий: Казбулатов И.У.
Верно: судья Казбулатов И.У.
«____»___________20___г.
Решение не вступило в законную силу «____»_____________20___г.
Секретарь суда: Судья:
Решение вступило в законную силу «____»_____________20___г.
Секретарь суда: Судья:
Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела № Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан.