Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 07.10.2015 |
Дата решения | 26.10.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Абдрахманова Л.Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 247babca-7adb-36a2-9c98-24eed691c26b |
Дело № 2-10871/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 26 октября 2015 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе: председательствующего судьи Абдрахмановой Л.Н.
при секретаре ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Бакалинского района Республики Башкортостан к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан об обязании организовать и обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан,
установил:
Прокуратурой Бакалинского района РБ, в связи с поступившим обращением лиц, страдающих хронической почечной недостаточностью, проведена проверка исполнения законодательства об основах здоровья граждан в Российской Федерации, в ходе которой установлены нарушения требований закона в связи с не обеспечением доставки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно.
Представитель истца ФИО6 исковые требования поддержала, просила удовлетворить по указанным в иске доводам.
В судебное заседание представитель ответчика - Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан возражала относительно удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2012 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее именуется - Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе относится: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи медицинских организациях субъекта Российской Федерации.
Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя представление медицинский услуг (пункт 3 статья 2 Федерального закона № 323-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В свою очередь, медицинское вмешательство определено как выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ).
Согласно статье 80 Федерального закона № 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи представляется, в том числе, специализированная медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (статья 34 Федерального закона № 323-ФЗ).
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается в государственных и муниципальных учреждениях [СКРЫТО] гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 № 115-0. провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной системы [СКРЫТО], установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регулирующих оказание гражданам медицинской помощи.
В силу части 2 статьи 19 21.11.2012 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст.4 Федерального закона от 21.11.2012 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья является, в том числе доступность и качество медицинской помощи.
В соответствии со ст. 10 Федеральный закон от 21.11.2012 года № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Из анализа указанных норм права следует, что транспортная доступность или так называемая географическая доступность обозначает, что каждый человек может обратиться к врачу в пределах границ своего населенного пункта либо в течение разумного времени передвижения до медицинского учреждения с учетом доступных транспортных средств.
В настоящее время основным способом лечения хронической почечной недостаточности является заместительная почечная терапия, которая осуществляется посредством гемодиализа.
Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утверждённой постановлением Правительства Республики Башкортостан, от 29 декабря 2012 г. №500.
Приказом Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан от 30 октября 2008 г. № 1696-Д "О мерах по совершенствованию организации диализной помощи гражданам в Республике Башкортостан" утвержден перечень диализных подразделений лечебно-профилактических учреждений Республики Башкортостан с прикрепленными к ним территориями, оказывающих специализированную медицинскую помощь (аппаратный гемодиализ в перитонеальный диализ) пациентам с острой и терминальной стадией хронической почечной недостаточности.
Согласно указанному перечню лечение организовано только в лечебных учреждениях, расположенных в городах Уфе, Стерлитамаке, Дюртюлях. Белорецке, Сибае, Белебее.
Согласно указанному перечню лечение организовано только в лечебных учреждениях, расположенных в городах Уфе, Стерлитамаке, Дюртюлях, Белорецке, Сибае, Белебее.
В настоящее время ГБУЗ РБ Бакалинская центральная районная больница прикреплена к Туймазинскому гемодиализному центру по принципу территориальной приближённости.
Согласно сведениям ГБУЗ РБ Бакалинская ЦРБ на территории муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан проживают 4 лица: ФИО1, проживающая по адресу: РБ, Бакалинский район, д. <адрес> <адрес>, <адрес>, ФИО2, проживающая по адресу: РБ, Бакалинский район, <адрес>, ФИО3, проживающий по адресу: РБ, Бакалинский район, <адрес>, ФИО4, проживающий по адресу: РБ, Бакалинский район, <адрес>, страдающих хронической почечной недостаточностью и нуждающихся в транспортировке до медицинского учреждения.
Указанные лица нуждаются в постоянном лечении гемодиализом с Применением аппарата «Искусственная почка», а также в доставлении и, дома на лечение и обратно не реже 3-х раз в неделю.
Принимая во внимание общеизвестные факты отсутствия регулярного транспортного сообщения между центрами гемодиализа и населенными пунктами Республики Башкортостан, географическую удаленность между данными пунктами (например: <адрес> располагается в 77 километрах от г. ТуЙмазы), состояние здоровья граждан, страдающих почечной недостаточностью (эмоциональная лабильность (апатия сменяется возбуждением), нарушение ночного сна, сонливость днем, заторможенность и неадекватность поведения) и нуждающихся в необходимом для жизнеобеспечения специализированном лечении в центрах гемодиализа, невозможности проведения гемодиализа по месту жительства граждан, и что данный вид специализированной медицинской помощи представляется гражданам в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утверждённой постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем проезд от места жительства к месту получения данной процедуры следует считать неотъемлемой частью вида медицинских услуг.
При этом указанные лица вынуждены самостоятельно добираться из дома до <адрес>.
Принимая во внимание общеизвестные факты отсутствия регулярного транспортного сообщения между центрами гемодиализа и населенными пунктами Республики Башкортостан, географическую удаленность между данными пунктами, состояние здоровья граждан, страдающих почечной недостаточностью и нуждающихся в необходимом для жизнеобеспечения специализированном лечении в центрах гемодиализа, невозможности проведения гемодиализа по месту жительства граждан, и что данный вид специализированной медицинской помощи представляется гражданам в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утверждённой постановлением
В соответствии с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Статьей 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации, а также создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (пункты 5, 6 части 1 указанной статьи).
[СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющим свою деятельность на основании Положения о Министерстве [СКРЫТО] Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 28.01.2011 года №УП-18. В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства [СКРЫТО] и социального развития Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан, нормативными правовыми актами Президента Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан, а также настоящим Положением.
Согласно положения о Министерстве [СКРЫТО] Республики Башкортостан, утверждённого постановлением Правительства РБ от 09.07.2014 № 310, функции по организации специализированной медицинской помощи, возложены на [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан.
Таким образом, [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан является уполномоченным органом, который организует оказание данной специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях для жителей Республики Башкортостан и обеспечивает её доступность для граждан.
Таким образом, [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан является уполномоченным органом, который организует оказание данной специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях для жителей Республики Башкортостан и обеспечивает ее доступность для граждан».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан обязано обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить иск прокурора Бакалинского района Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределённого круга лиц.
Обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, обеспечив финансирование указанных мероприятий.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Судья п/п Абдрахманова Л.Н.
Копия верна: Судья Абдрахманова Л.Н.