Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 10.08.2016 |
Дата решения | 07.12.2016 |
Категория дела | Иные споры, связанные с предоставлением социальных пособий, компенсационных выплат, денежных субсидий (в т.ч. право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом) |
Судья | Индан И.Я. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 9e96dab1-b2bd-3ac9-bb5b-997b6cf85ce3 |
Дело № 2-10792/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 07 декабря 2016 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе: председательствующего судьи Индан И. Я.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о взыскании компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации – эндопротез тазобедренного сустава,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о взыскании компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации – эндопротез тазобедренного сустава, мотивируя свои требования тем, что он, являясь инвалидом 3 группы, получил индивидуальную программу реабилитации инвалида, в которой предусмотрена необходимость протезирования тазобедренного сустава. По медицинским показаниям было проведено оперативное лечение - тотальное эндопротезирование тазобедренного сустава, эндопротез им был приобретен самостоятельно за 96 000 руб. по договору беспроцентного займа с ИП ФИО4 При обращении в отделение Фонда социального страхования было отказано в выплате компенсации за самостоятельно приобретенное протезно-ортопедическое изделие. В связи с чем истец просит взыскать с ответчика денежные средства в размере 96 000 руб.
Определением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: привлечь по делу в качестве соответчиков Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (450000, г. Уфа, <адрес>); Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (450000, г. Уфа, <адрес>); Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан (450000, г. Уфа, <адрес>); ГБУЗ Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн (450000, г. Уфа, <адрес>); привлечь по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Индивидуального предпринимателя ФИО4 (ИНН №, г. Уфа,
<адрес>7).
Определением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: привлечь по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - ОАО СМК «Югория-Мед» (ИНН №, адрес: 628011, <адрес>).
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о дне рассмотрения надлежащим образом, предоставил доверенность на ведение дела в суде своему представителю и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. Третьи лица ИП ФИО4, ОАО СМК «Югория-Мед» в судебное заседание не явились, извещены о дне рассмотрения надлежащим образом. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе; лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению; распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства; поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. По смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю; сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель истца - ФИО5, по доверенности № 3Д-1252 от 31.08.2015 года, в суд явилась, иск поддержала, просила учесть, что право истца на получение эндопротеза в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида возникло в 2014 году и не было реализовано Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, уполномоченным на тот момент приобретать эндопротезы или компенсировать их стоимость, что свидетельствует о непредоставлении истцу гарантированной государством дополнительной меры социальной защиты инвалида, в связи с чем надлежит компенсировать стоимость приобретенного средства технической реабилитации за счет Фонд социального страхования.
Представитель ответчика ГУ РО ФСС РФ по Республики Башкортостан – ФИО6, по доверенности № 171 от 23.05.2016 года, в суд явилась, иск не признала, ссылалась на доводы отзыва на иск.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – ФИО7, по доверенности от 12.01.2016 года, в суд явилась, иск не признала, ссылалась на доводы отзыва на иск.
Представитель ответчика МТ и СЗН Республики Башкортостан – ФИО8, по доверенности № 06-1057 от 28.11.2014 года, в суд явилась, иск не признала, ссылалась на доводы отзыва на иск.
Представитель ответчика ТФОМС Республики Башкортостан –
ФИО9, по доверенности № Д-10 от 21.07.2016 года, в суд явился, иск не признал.
Представители ответчика ГБУЗ Республиканская клиническая больница им. Г. Г. Куватова – ФИО11, по доверенности № 1 от 12.01.2015 г., ФИО12, просили разрешить иск с учетом действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от
24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Согласно ст. 11 вышеуказанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В число технических средств реабилитации были включены протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы (пункт 8).
Распоряжением Правительства РФ от 10.09.2014 N 1776-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р" пункт 8 раздела "Технические средства реабилитации" изложен в редакции: "8. Протезы и ортезы." Изменения введены в действие с 01 января 2015 г.
Таким образом, Распоряжением Правительства РФ от 10.09.2014 N 1776-р в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, внесены изменения, из перечня технических средств реабилитации исключены эндопротезы, поскольку с 01.01.2015 обеспечение инвалидов эндопротезами осуществляется в рамках оказания медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", регулирующего отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяющего, в том числе: права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 названного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно письму Министерства труда и социального развития РФ от 27.01.2015 года, начиная с 01.01.2015 года, обеспечение инвалидов эндопротезами осуществляется в рамках оказания медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Финансирование отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи, требующей использование эндопротезов, начиная с 01.01.2015 г., осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются: специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденная постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273, предусматривает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно.
Обеспечение эндопротезами суставов входит в Перечень видов высокотехнологичной помощи, включенных в базовую программу ОМС, п. 26 которого эндопротезирование суставов конечностей в блоке "Травматология и ортопедия" отнесено к видам высокотехнологичной медицинской помощи, входящей в базовую программу ОМС.
Согласно п. 6 Порядка оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2014 N 930н указанная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.
Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 N 2762-р утвержден перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, вступивший в силу с 01.01.2015, который предусматривает, в том числе и эндопротез тазобедренного сустава.
Установлено, что на срок до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была установлена 3 группа инвалидности.
ФИО1 была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой ему полагается проведение реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации: эндопротезов тазобедренного сустава правого.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ИП ФИО4 заключен договор беспроцентного займа, предметом которого является Эндопротез тазобедренного сустава «Споронто / Трилоджи» бесцементной фиксации с вкладышем (Зиммер) по цене 96 000 руб. Сторонами составлен акт приема-передачи протеза.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находился на стационарном лечении в ГБУЗ Республиканская клиническая больница им. Г. Г. Куватова, где ему было проведено эндопротезирование правого тазобедренного сустава бесцементным эндопротезом Караил-Грипшен фирмы De Puy.
ФИО1 обратилась в ГУ РО ФСС РФ по Республике Башкортостан о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации; ГУ РО ФСС РФ по Республике Башкортостан отказало в выплате компенсации.
Суд принимает к вниманию доводы ответчика ГУ РО ФСС РФ по Республике Башкортостан о том, что плановая операция по имплантации сустава в медицинском учреждении, произведенная истцу с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после 0.01.2015 года, и должна была быть профинансирована в рамках оказания бесплатной медицинской помощи за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.
ОАО СМК «Югория-Мед» произведена оплата ГБУЗ Республиканская клиническая больница им. Г. Г. Куватова на основании предоставленных реестров счетов на оплату медицинской помощи ФИО1 в размере 103 165,77 руб. (по коду МКБ – М16.1), что подтверждено Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан.
Таким образом, достоверно установлено, что спорное техническое средство реабилитации приобретено после 01.01.2015 года и медицинская услуга по тотальному эндопротезированию правого тазобедренного сустава ему оказана также после 01.01.2015 г., соответственно право на получение компенсации у истца возникло после 01.01.2015 г., когда введено новое правовое регулирование относительно того за счет каких средств должно производиться финансирование данной социальной помощи инвалиду.
С 01.01.2015 г. ГУ РО ФСС РФ по Республике Башкортостан не выплачивает инвалидам стоимость самостоятельно приобретенных эндопротезов, поскольку данное техническое средство реабилитации исключено из Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, оплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Вопреки доводам истцовой стороны, составление для
[СКРЫТО] Ф. Ш. индивидуальной программы реабилитации до 01.01.2015 года само по себе не является основанием для взыскания с ГУ РО ФСС РФ по Республике Башкортостан компенсации за эндопротез тазобедренного сустава, так как право на компенсацию у него возникло только после приобретения данного технического средства реабилитации, т. е. после 01.01.2015 года, когда действовал уже иной порядок финансирования медицинских услуг по эндопротезированию тазобедренного сустава.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что ГУ РО ФСС РФ по Республике Башкортостан является ненадлежащим ответчиком по делу и не может нести обязанность по возмещению средств по приобретению эндопротеза тазобедренного сустава после 01.01.2015 года; в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации исковых требований к иным ответчикам по делу не заявлено; в удовлетворении иска к ГУ РО ФСС РФ по Республике Башкортостан следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска ФИО1 к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о взыскании компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации – эндопротез тазобедренного сустава отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий: И. Я. Индан