Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 10.08.2016 |
Дата решения | 07.12.2016 |
Категория дела | Иные споры, связанные с предоставлением социальных пособий, компенсационных выплат, денежных субсидий (в т.ч. право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом) |
Судья | Индан И.Я. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 1f9e6217-b9a1-3df1-92d5-c09c549112db |
Дело № 2-10791/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 07 декабря 2016 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе: председательствующего судьи Индан И. Я.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о взыскании компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации – эндопротез коленного сустава,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о взыскании компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации – эндопротез коленного сустава, мотивируя свои требования тем, что она, являясь инвалидом 3 группы, получила индивидуальную программу реабилитации инвалида, в которой предусмотрена необходимость протезирования коленного сустава. По медицинским показаниям было проведено оперативное лечение - тотальное эндопротезирование коленного сустава, эндопротез ею был приобретен самостоятельно за 124 000 руб. по договору беспроцентного займа с ИП ФИО4 При обращении в отделение Фонда социального страхования было отказано в выплате компенсации за самостоятельно приобретенное протезно-ортопедическое изделие. В связи с чем истец просит взыскать с ответчика денежные средства в размере 124 000 руб.
Определением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 07.09.2016 года постановлено: привлечь по делу в качестве соответчиков Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (450000, г. Уфа, <адрес>); Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (450000, г. Уфа, <адрес>); Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан (450000, г. Уфа, <адрес>); ГБУЗ Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн (450000, г. Уфа, <адрес>); привлечь по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ИП ФИО4 (ИНН №, г. Уфа, <адрес>7).
Определением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: привлечь по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» (ИНН №, адрес: 117420, <адрес>, адрес Уфимского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед»: 450000, г. Уфа, <адрес>).
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о дне рассмотрения надлежащим образом, предоставила доверенность на ведение дела в суде своему представителю и ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствии. Третьи лица ИП ФИО4, АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» в судебное заседание не явились, извещены о дне рассмотрения надлежащим образом. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе; лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению; распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства; поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. По смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю; сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель истца - ФИО5, по доверенности № 3Д-1252 от 31.08.2015 года, в суд явилась, иск поддержала, просила учесть, что право истца на получение эндопротеза в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида возникло в 2014 году и не было реализовано Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, уполномоченным на тот момент приобретать эндопротезы или компенсировать их стоимость, что свидетельствует о непредоставлении истцу гарантированной государством дополнительной меры социальной защиты инвалида, в связи с чем надлежит компенсировать стоимость приобретенного средства технической реабилитации за счет Фонд социального страхования.
Представитель ответчика ГУ РО ФСС РФ по Республики Башкортостан – ФИО6, по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в суд явилась, иск не признала, ссылалась на доводы отзыва на иск.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – ФИО7, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в суд явилась, иск не признала, ссылалась на доводы отзыва на иск.
Представитель ответчика МТ и СЗН Республики Башкортостан – ФИО8, по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в суд явилась, иск не признала, ссылалась на доводы отзыва на иск.
Представитель ответчика ТФОМС Республики Башкортостан –
ФИО9, по доверенности № Д-10 от ДД.ММ.ГГГГ, в суд явился, иск не признал.
Представитель ответчика ГБУЗ Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн – ФИО10, по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в суд явилась, просила разрешить иск с учетом действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ).
Согласно ст. 11 вышеуказанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце втором п. 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" п. 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В число технических средств реабилитации были включены протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы (пункт 8).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.09.2014 N 1776-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р" пункт 8 раздела "Технические средства реабилитации" изложен в редакции: "8. Протезы и ортезы." Изменения введены в действие с 01 января 2015 г.
Таким образом, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.09.2014 N 1776-р в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, внесены изменения, из перечня технических средств реабилитации исключены эндопротезы, поскольку с 01.01.2015 обеспечение инвалидов эндопротезами осуществляется в рамках оказания медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", регулирующего отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяющего, в том числе: права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 названного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.01.2015 года, начиная с 01.01.2015 года, обеспечение инвалидов эндопротезами осуществляется в рамках оказания медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Финансирование отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи, требующей использование эндопротезов, начиная с 01.01.2015 г., осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются: специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273, предусматривает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно.
Обеспечение эндопротезами суставов входит в Перечень видов высокотехнологичной помощи, включенных в базовую программу ОМС, п. 26 которого эндопротезирование суставов конечностей в блоке "Травматология и ортопедия" отнесено к видам высокотехнологичной медицинской помощи, входящей в базовую программу ОМС.
Согласно п. 6 Порядка оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2014 N 930н указанная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N 2762-р утвержден перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, вступивший в силу с 01.01.2015, который предусматривает, в том числе и эндопротез тазобедренного сустава.
Установлено, что истице ФИО1 установлена 3 группа инвалидности бессрочно.
ФИО1 была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой ей полагается проведение реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации: эндопротезов коленного сустава правого и левого.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ИП ФИО4 заключен договор беспроцентного займа, предметом которого является Эндопротез коленного сустава «Некс Джен» цементной фиксации (Зиммер) по цене 124 000 руб. Сторонами составлен акт приема-передачи протеза.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась на стационарном лечении в ГБУЗ Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн, где ей было проведено тотальное цементное эндопротезирование правого коленного сустава эндоротезом «Implantcast».
ФИО1 обратилась в ГУ РО ФСС РФ по Республике Башкортостан о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации; ГУ РО ФСС РФ по Республике Башкортостан отказало в выплате компенсации.
Суд принимает к вниманию доводы ответчика ГУ РО ФСС РФ по Республике Башкортостан о том, что плановая операция по имплантации сустава в медицинском учреждении, произведенная истцу 11.02.2015 года, то есть после 01.01.2015 года, и должна была быть профинансирована в рамках оказания бесплатной медицинской помощи за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.
АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» произведена оплата ГБУЗ Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн на основании предоставленных реестров счетов на оплату медицинской помощи ФИО1 в размере 136 750,74 руб. (по коду МКБ – М17.1), что подтверждено Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан.
С 01.01.2015 г. ГУ РО ФСС РФ по Республике Башкортостан не выплачивает инвалидам стоимость самостоятельно приобретенных эндопротезов, поскольку данное техническое средство реабилитации исключено из Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, оплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, достоверно установлено, что спорное техническое средство реабилитации приобретено после 01.01.2015 года и медицинская услуга по тотальному эндопротезированию коленного сустава ей оказана также после 01.01.2015 г., соответственно право на получение компенсации у нее возникло после 01.01.2015 г., когда введено новое правовое регулирование относительно того за счет каких средств должно производиться финансирование данной социальной помощи инвалиду.
Вопреки доводам истцовой стороны, составление для
ФИО1 индивидуальной программы реабилитации до 01.01.2015 года само по себе не является основанием для взыскания с ГУ РО ФСС РФ по Республике Башкортостан компенсации за эндопротез, так как право на компенсацию у нее возникло только после приобретения данного технического средства реабилитации, т. е. после 01.01.2015 года, когда действовал уже иной порядок финансирования медицинских услуг по эндопротезированию сустава.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что ГУ РО ФСС РФ по Республике Башкортостан является ненадлежащим ответчиком по делу и не может нести обязанность по возмещению средств по приобретению эндопротеза коленного сустава после 01.01.2015 года; в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации исковых требований к иным ответчикам по делу не заявлено; в удовлетворении иска к ГУ РО ФСС РФ по Республике Башкортостан следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска ФИО1 к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о взыскании компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации – эндопротез коленного сустава отказать.
Взыскать с ЗАО «ВИНКА» в доход местного бюджета госпошлину в размере 12 850 (двенадцать тысяч восемьсот пятьдесят) руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий: И. Я. Индан