Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 08.08.2016 |
Дата решения | 20.09.2016 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Сиражитдинов И.Б. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 6b474b8b-851b-3fe6-b56b-b1a0e27d4c1a |
Дело № 2-10726/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2016 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сиражитдинова И.Б., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о признании отказа в заключении договора незаконным и обязании заключить договор,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о признании отказа в заключении договора незаконным и обязании заключить договор.
Требования мотивированы тем, что в 2013 г. ФИО1 окончила ГБОУ ВПО «БГМУ» по специальности врач «педиатрия», в 2014 г. проходила интернатуру в ГБОУ ВПО «БГМУ».
По трудовому договору №45 от 15.08.2014 г. принята на работу в ГБУЗ РБ Аскаровская ЦРБ на должность врач-терапевт на неопределенный срок. С 01.09.2014 г. по 25.12.2014 г. истица проходила профессиональную переподготовку в ГБОУ ВПО «БГМУ», получила диплом на ведение профессиональной деятельности в сфере «клиническая кардиология», 19.12.2014 г. получила сертификат на осуществление медицинской деятельности по специальности «кардиология».
По трудовому договору №02 от 12.01.2015 г. истица с 12.01.2015 г. принята на работу в поликлинику ГБУЗ РБ Аскаровская ЦРБ на должность врача-кардиолога.
В 2015 г. истица обратилась в [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ с заявлением о заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в размере 1 000 000 руб. по программе «Земский доктор».
05.12.2015 г. истица получила из Министерства [СКРЫТО] РБ уведомление от 06.11.2015 г. №09-06/1/660, из которого следует, что приказом Министерства [СКРЫТО] РБ от 05.11.2015 г. №3359-Д «Об утверждении решения комиссии» ФИО1 отказано в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты. Основанием для отказа указано то, что постановлением Правительства РБ от 29.06.2015 г. №236 предусмотрено заключение договоров с медицинским работниками, прибывшими на работу в 2015 г.
Отказ считает незаконным, в связи с чем просит суд признать незаконным приказ Министерства [СКРЫТО] РБ от 05.11.2015 г. №3359-Д в части отказа в заключении с ФИО1 договора на предоставление компенсационной выплаты. Обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ заключить с ФИО1 договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ выплатить ФИО1 единовременную компенсационную выплату, предусмотренную ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона №326 от 29.11.2010 г. в размере 1 000 000 руб.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела без её участия.
Представитель истца ФИО3 (доверенность в деле) в судебное заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ явку своего представителя на судебное заседание не обеспечил, извещены надлежащим образом.
Третье лицо ГУ ТФОМС по РБ явку своего представителя на судебное заседание не обеспечил, извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в 2013-2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Основной целью правовой нормы, установленной частью 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты. Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Установлено, что 15 августа 2014 года между ФИО4 и ГБУЗ РБ Аскаровская центральная районная больница заключен трудовой договор №, ФИО5 принята на работу на должность врача-терапевта в ГБУЗ РБ Аскаровская ЦРБ, что подтверждается копией трудовой книжки ТК-IV №.
12.01.2015 г. ФИО1 переведена врачом кардиологом в поликлинику, с ней заключен трудовой договор №02 от 12.01.2015 г.
ФИО1 в 2015 году обратилась в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам.
Согласно Уведомлению №09-06/1/660 от 06.11.2015 года ей отказано в заключении договора на предоставление Единовременной компенсационной выплаты в связи с тем, что Порядком заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок РБ из другого населенного пункта, утвержденного постановлением Правительства РБ от 29.06.2015 г. №236, предусмотрено заключение договоров с медицинскими работниками, прибывшими на работу в 2015 году.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2015 г. №236, в целях укомплектования учреждении [СКРЫТО] Республики Башкортостан, расположенных в сельской местности, специалистами с высшим медицинским образованием, утвержден Порядок в соответствии со статьей 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и определена процедура заключения [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан с медицинским работником в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан из другого населенного пункта, договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее соответственно – Порядок, медицинский работник, договор).
Согласно п. 2 Порядка, Для заключения договора медицинский работник представляет в [СКРЫТО] следующие документы:
а) заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты;
б) копию документа, удостоверяющего личность;
в) копии документов о высшем профессиональном образовании и об обязательном последипломном образовании, заверенные работодателем;
г) заверенную работодателем копию трудового договора, заключенного с государственным учреждением [СКРЫТО] Республики Башкортостан, предусматривающего обязанность медицинского работника отработать не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников;
д) копию трудовой книжки, заверенную работодателем;
е) реквизиты лицевого счета, открытого медицинским работником в кредитной организации.
При подаче заявления о предоставлении единовременной компенсационной выплаты для сверки документа, удостоверяющего личность, медицинским работником представляется оригинал.
В соответствии с п. 3 Порядка, [СКРЫТО] в течение 15 дней со дня получения заявления рассматривает представленные медицинским работником документы и принимает решение о заключении договора или об отказе в его заключении.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что Решение оформляется приказом Министерства.
Согласно п. 6 Порядка основаниями для отказа в заключении договора являются:а) выявление недостоверных сведений, указанных в заявлении о предоставлении единовременной компенсационной выплаты;
б) несоответствие медицинского работника, подавшего заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, требованиям пункта 1 настоящего Порядка.
Из п. 7 Порядка следует, что [СКРЫТО] в трехдневный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, направляет медицинскому работнику уведомление о принятом решении. При принятии решения об отказе в заключении договора в уведомлении указывается причина отказа.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1798-О, отмечено, что правовое регулирование, установленное в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
В указанном выше Федеральном законе дана основополагающая характеристика понятию единовременная выплата, а именно, она должна носить компенсационный характер. То есть единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты.
Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита, поскольку иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше федерального закона, призванным с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты, стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами, условиями проживания.
Таким образом, единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение, предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
05 ноября 2015 года утвержден приказ № 3359-Д, которым принято решение об отказе в заключении с ФИО1 договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты, поскольку согласно указанного выше Порядка заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок РБ из другого населенного пункта, утвержденного постановлением Правительства РБ от 29.06.2015 г. №236, предусмотрено заключение договоров с медицинскими работниками, прибывшими на работу в 2015 году.
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан - медицинским работникам единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году, следует, что они закрепляют механизм реализации права на единовременные компенсационные выплаты, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде единовременных компенсационных выплат, а также порядок реализации гражданами права на получение таковых.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде единовременных компенсационных выплат, с заявлением о предоставлении таковой, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие соответствие ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой выплата может быть предоставлена таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Внеочередное или первоочередное предоставление выплат кого-либо из категорий граждан, указанных в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" данный Закон не предусматривает.
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 принята на работу в ГБУЗ РБ Аскаровская ЦРБ 15.08.2014 г., однако с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам обратилась в 2015 году, своим правом на обращение с указанным заявлением в 2014 году не воспользовалась.
Кроме того, из представленных истцом документов усматривается, что ФИО1 является уроженкой <адрес> района РБ, что подтверждается свидетельством о заключении брака II-АР № от 08.08.2014 г.
Как следует из трудового договора №45 от 15.08.2014 г., на момент его заключения ФИО1 (в девичестве Кагарманова) была зарегистрирована по адресу: Абзелиловский район, <адрес>.
ГБУЗ РБ Аскаровская ЦРБ расположена по адресу: РБ, Абзелиловский район, <адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 переезд в сельский населенный пункт не осуществляла, после окончания высшего учебного заведения истец возвратилась в сельский населенный пункт по своему месту рождения и жительства.
Вместе с тем, как указывалось судом выше, единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение и ее компенсационная природа единовременной выплата призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты, а также рабочие поселки из городов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными населенными пунктами.
Трудоустройство истицы 15.08.2014 г. не было связано с ее переездом в Абзелиловский район РБ, истицей не понесены расходы вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт, поскольку она родилась и проживала в Абзелиловском районе РБ, фактически условия проживания истицы не изменились, каких-либо неудобств, которые призвана компенсировать спорная выплата, она не испытывала.
В связи с чем, ФИО1 не является работником прибывшим в сельскую местность на работу и право на получение единовременной компенсационной выплаты у такого медицинского работника возникнуть не может.
Анализируя изложенное выше, законных оснований для удовлетворения требований ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан, суд не находит, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о признании отказа в заключении договора незаконным и обязании заключить договор - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Судья И.Б. Сиражитдинов