Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 10.01.2019 |
Дата решения | 20.02.2019 |
Категория дела | иным категориям работников |
Судья | Индан И.Я. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 2aa08df9-8f5b-34a5-becd-2c49a291581c |
Дело № 2-1059/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 20 февраля 2019 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Индан И. Я.,
при секретаре Нуртдиновой Э. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Юлии Нагимьяновны к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о признании незаконным отказ в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты; о возложении обязанности заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты,
установил:
[СКРЫТО] Ю. Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о признании незаконным отказ в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты в сумме 1 000 000 руб. как медицинскому работнику в возрасте до 50 лет, имеющему высшее образование, прибывшему в 2017 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан из другого населенного пункта; о возложении обязанности заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты в сумме 1 000 000 руб. как медицинскому работнику в возрасте до 50 лет, имеющему высшее образование, прибывшему в 2017 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан из другого населенного пункта, мотивируя свои требования тем, что в 2016 году окончила Башкирский государственный медицинский университет по специальности «Стоматология», ей присуждена квалификация врач-стоматолог общей практики. 19 января 2017 года между [СКРЫТО] Ю. Н. и ГБУЗ РБ «Иглинская центральная районная больница» заключен трудовой договор №, согласно которому истец принята на должность врача стоматолога.
14 ноября 2017 года [СКРЫТО] Ю. Н. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 октября 2017 года № 488 «Об осуществлении
в 2017 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан из другого населенного пункта». Письмом
от 01 декабря 2017 года истца уведомили об отказе в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты, в связи с израсходованием финансовых средств за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
от 22 декабря 2016 года №-р. Истец считает отказ Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан незаконным и не обоснованным, поскольку на момент обращения к ответчику она соответствовала всем критериям, необходимым для предоставления единовременной компенсационной выплаты в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а именно: не достигла возраста 50 лет, имеет высшее образование, прибыла на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, ранее право на получение компенсационной выплаты не реализовывалось. Отказ ответчика в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты в связи с израсходованием финансовых средств за счет иных межбюджетных трансфертов является незаконным, поскольку данное основание не предусмотрено нормативными актами.
Истец [СКРЫТО] Ю. Н. в судебное заседание не явилась, извещена о дне рассмотрения надлежащим образом, предоставила доверенность на ведение дела в суде своему представителю и ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствии. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Третьи лица ([СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) в судебное заседание не явились, извещены. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие таковых.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц (представитель истца - Фахретдинов И. И., по доверенности
№-н/03-2019-2-9 от 09 января 2019 года; представитель ответчика - Хайбрахманова Л. К., по доверенности № от 10 января 2019 года; представитель третьего лица - Антонов Д. В., по доверенности № Д-21
от 21 июля 2018 года), проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Согласно п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 данной статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 данной статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением [СКРЫТО] субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением [СКРЫТО] договор.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 25 октября 2017 года № 488 «Об осуществлении в 2017 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан из другого населенного пункта» в целях укомплектования учреждении [СКРЫТО] Республики Башкортостан, расположенных в сельской местности, специалистами с высшим медицинским образованием, разработан Порядок в соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и определена процедура заключения [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан с медицинским работником в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан из другого населенного пункта, договора на получение единовременной компенсационной выплаты.
Согласно п. 2 Порядка, Для заключения договора медицинский работник или его представитель, действующий на основании доверенности, оформленной в порядке, установленном законодательством, представляет в [СКРЫТО] следующие документы: а) заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по форме, утвержденной приказом Министерства, включающее согласие на обработку персональных данных заявителя (далее - заявление); б) копию документа, удостоверяющего личность медицинского работника; в) копии документов, подтверждающих получение медицинским работником высшего образования и право на осуществление им медицинской деятельности в Российской Федерации; г) документ с указанием реквизитов лицевого счета, открытого медицинским работником в кредитной организации.
В соответствии с п. 3 Порядка, [СКРЫТО] в целях проверки факта прибытия медицинского работника на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан запрашивает заверенные копии трудового договора и трудовой книжки у медицинской организации, с которой медицинский работник заключил трудовой договор.
Согласно п. 7 Порядка в случае отсутствия оснований для возврата заявления документы в течение 14 рабочих дней со дня регистрации заявления выносятся на рассмотрение создаваемой [СКРЫТО] комиссии по подготовке заявок в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на получение иных межбюджетных трансфертов на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам. Комиссия осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого приказом Министерства. Рассмотрение комиссией представленных заявлений и документов осуществляется не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации заявления.
Решения комиссии оформляются в виде протокола заседания комиссии в срок, предусмотренный абзацем третьим настоящего пункта.
В соответствии с п. 8 Порядка решения о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и заключении договора или об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты принимаются [СКРЫТО] на основании соответствующего решения комиссии. Решение Министерства оформляется в виде приказа Министерства не позднее 2 рабочих дней со дня принятия комиссией соответствующего решения.
Пунктом 9 Порядка предусмотрены основания для отказа в заключении договора: а) несоответствие медицинского работника критериям, необходимым для предоставления единовременной компенсационной выплаты в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; б) ранее реализованное медицинским работником право на получение единовременной компенсационной выплаты в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
[СКРЫТО] после принятия решения, указанного в п. 7 настоящего Порядка, но не позднее 30 дней со дня регистрации заявления направляет медицинскому работнику уведомление о принятом решении. При принятии решения об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты в уведомлении указывается причина отказа. При принятии решения о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и заключении договора в уведомлении указываются место и срок заключения договора, который должен быть не позднее 15 рабочих дней со дня направления уведомления (п. 10 Порядка).
Установлено, что в 2016 году [СКРЫТО] Ю. Н. окончила Башкирский государственный медицинский университет по специальности «Стоматология», присуждена квалификация врач-стоматолог общей практики.
19 января 2017 года между [СКРЫТО] Ю. Н. и ГБУЗ РБ «Иглинская центральная районная больница» заключен трудовой договор №, согласно которому [СКРЫТО] Ю. Н. принята на должность врача стоматолога.
14 ноября 2017 года [СКРЫТО] Ю. Н. обратилась в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 октября 2017 года № «Об осуществлении в 2017 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан из другого населенного пункта».
Письмом от 01 декабря 2017 года [СКРЫТО] Ю. Н. уведомлена об отказе в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты, в связи с израсходованием финансовых средств за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 года № 2772-р.
Проверяя доводы истца о незаконности решения Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан, соответствие
[СКРЫТО] Ю. Н. критериям, необходимым для предоставления единовременной компенсационной выплаты в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», суд приходит к следующему.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года № 1798-О, правовое регулирование, установленное в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
Как указано в Федеральном законе единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты.
Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита, поскольку иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше федерального закона, призванным с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты, стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами, условиями проживания.
Таким образом, единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение, предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Поэтому учет оценки очередности подачи специалистами заявлений, правомерно оценены [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан и отражены в письме от 01 декабря 2017 года об отказе [СКРЫТО] Ю. Н. в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты.
Кроме того, судом принято во внимание, что [СКРЫТО] Ю. Н. является уроженкой <адрес>, Баймакский район Республики Башкортостан, на период получения образования в Башкирском государственном медицинском университете она проживала в г. Уфа, 21 декабря 2010 года снята с регистрационного учета по адресу г. Уфа, <адрес>1 по адресу убытия – <адрес>, Баймакский район Республики Башкортостан, <адрес>, где была зарегистрирована с 11 января 2011 года. Учитывая, что целью выплаты является компенсация неудобств, связанных с обустройством нового места жительства в сельской местности, предполагает смену постоянного места жительства, то переезд истца из сельской местности - Баймакский район Республики Башкортостан в сельскую местность в Иглинский район Республики Башкортостан не может являться основанием для выплаты компенсации по ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
При таком положении, в удовлетворении иска к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о признании незаконным отказ в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты в сумме 1 000 000 руб. как медицинскому работнику в возрасте до 50 лет, имеющему высшее образование, прибывшему в 2017 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан из другого населенного пункта; о возложении обязанности заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты в сумме 1 000 000 руб. как медицинскому работнику в возрасте до 50 лет, имеющему высшее образование, прибывшему в 2017 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан из другого населенного пункта, следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска [СКРЫТО] Юлии Нагимьяновны к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о признании незаконным отказ в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты в сумме 1 000 000 руб. как медицинскому работнику в возрасте до 50 лет, имеющему высшее образование, прибывшему в 2017 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан из другого населенного пункта; о возложении обязанности заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты в сумме 1 000 000 руб. как медицинскому работнику в возрасте до 50 лет, имеющему высшее образование, прибывшему в 2017 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Республики Башкортостан из другого населенного пункта, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме –
с 25 февраля 2019 года.
Председательствующий: И. Я. Индан