Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 02.08.2016 |
Дата решения | 21.09.2016 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Сиражитдинов И.Б. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 522f9423-9080-347f-bd0d-38b109223dbf |
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2016 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сиражитдинова И.Б., при секретаре Халитовой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан, ГУ Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РБ о признании незаконным отказа в выдаче единовременной компенсационной выплаты и понуждению к заключению договора,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в выдаче единовременной компенсационной выплаты и понуждению к заключению договора.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ГБУЗ РБ Чишминская ЦРБ заключен трудовой договор № согласно которому он был принят на работу в качестве врача-рентгенолога на 1,0 ставку, о чем сделана запись в трудовой книжке, где он и работает по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ он, после трудоустройства в Чишминскую ЦРБ, обратился в [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ с заявлением и необходимыми документами для вступления в программу Земский доктор для получения компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ его представителем адвокатом ФИО4 был получен ответ на адвокатский запрос, согласно которому ФИО1 отказано в выплате данной компенсационной выплате, уведомление получено им только в июне 2015 года.
Из письма-уведомления № следует, что согласно Приказу Минздрава РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-Д принято решение об отказе в заключении с ним договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты, на основании учета совокупности критериев, решающими из которых были очередность подачи специалистом заявления, наличие дефицитной специальности, а также острота потребности медицинской организации в данном специалисте.
Считает отказ Минздрава РБ в выплате единовременной денежной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. является незаконным и необоснованным, поскольку истец имеет право на получение данной денежной выплаты.
Также просит учесть, что на его иждивении находится несовершеннолетний ребенок ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., который по состоянию здоровья находится под наблюдением участкового педиатра в группе здоровья Д II Б. Кроме того, он со своей семьей зарегистрирован и проживает в <адрес> по адресу: р.<адрес>, принадлежащей его супруге ФИО7 и на сегодняшний день вышеуказанная квартира признана аварийным жильем, которая непригодна для проживания. Своего жилья у него в собственности не имеется.
На основании изложенного истец просит суд признать незаконным отказ Министерства [СКРЫТО] РБ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РБ о признании решения об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты незаконным. Обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ заключить с медицинским работником ФИО1 договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. Обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РБ перечислить ФИО1 единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб. в течение 30 дней с момента заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО4 (доверенность в деле) исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Минздрава РБ ФИО5 (доверенность в деле) исковые требования не признал, представил суду возражение на иск, в котором указал, что истец не соответствует требованиям Федерального закона №326-ФЗ и Порядку, утвержденного постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку диплом истец получил ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в ГБУЗ РБ ГКБ № г. Уфы, то есть после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования он не прибыл в сельский населенный пункт, а работал в ГБУЗ РБ ГКБ № г. Уфы до увольнения по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ГУ ТФОМС РБ ФИО6 (доверенность в деле) исковые требования не признала, представила отзыв на иск, в котором указала, что договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты заключается между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае таковым является [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ. Перечисление на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам осуществляются по заявкам на основании заключенных договоров. Таким образом, вопросы связанные с заключением договоров с медицинскими работниками не входят в компетенцию ГУ ТФОМС РБ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в 2013-2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Основной целью правовой нормы, установленной частью 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты. Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ГБУЗ РБ Чишминская центральная районная больница заключен трудовой договор №, ФИО1 принят на работу на должность врача-рентгенолога в ГБУЗ РБ Чишминская ЦРБ, что также подтверждается копией трудовой книжки ТК-III №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам.
Согласно приказу Министерства [СКРЫТО] РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-Д «Об утверждении решения комиссии», принято решение об отказе в заключении с истцом договора на предоставление Единовременной компенсационной выплаты, на основании учета оценки совокупности критериев, решающими из которых были очередность подачи специалистом заявления, наличие у специалиста дефицитной специальности, а так же острота потребности медицинской организации в данном специалисте.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 474, в целях укомплектования учреждении [СКРЫТО] Республики Башкортостан, расположенных в сельской местности, специалистами с высшим медицинским образованием, разработан Порядок в соответствии со статьей 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и определена процедура заключения [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан с медицинским работником в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан из другого населенного пункта, договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее соответственно – Порядок, медицинский работник, договор).
Согласно п. 2 Порядка, для заключения договора медицинский работник представляет в [СКРЫТО] следующие документы: а) заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты; б) копию документа, удостоверяющего личность; в) копии документов о высшем профессиональном образовании и об обязательном последипломном образовании, заверенные работодателем; г) заверенную работодателем копию трудового договора, заключенного с государственным учреждением [СКРЫТО] Республики Башкортостан, предусматривающего обязанности медицинского работника отработать не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников; д) копию трудовой книжки, заверенную работодателем; е) реквизиты лицевого счета, открытого медицинским работником в кредитной организации. При подаче заявления о предоставлении единовременной компенсационной выплаты для сверки документа, удостоверяющего личность, медицинским работником представляется оригинал.
В соответствии с п. 3 Порядка, [СКРЫТО] в течение 10 дней со дня получения заявления рассматривает представленные медицинским работником документы и принимает решение о заключении договора или об отказе в его заключении.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что Решение оформляется приказом Министерства.
Согласно п. 2 Порядка основаниями для отказа в заключении договора являются: а) выявление недостоверных сведений, указанных в заявлении о предоставлении единовременной компенсационной выплаты; б) несоответствие медицинского работника, подавшего заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, требованиям пункта 1 настоящего Порядка.
Из п. 6 Порядка следует, что [СКРЫТО] в трехдневный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, направляет медицинскому работнику уведомление о принятом решении. При принятии решения об отказе в заключении договора в уведомлении указывается причина отказа.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1798-О, отмечено, что правовое регулирование, установленное в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
В указанном выше Федеральном законе дана основополагающая характеристика понятию единовременная выплата, а именно, она должна носить компенсационный характер. То есть единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты.
Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита, поскольку иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше федерального закона, призванным с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты, стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами, условиями проживания.
Таким образом, единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение, предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
ДД.ММ.ГГГГ утвержден приказ №-Д, которым принято решение об отказе в заключении с ФИО1 договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты на основании учета оценки совокупности критериев, решающими из которых были очередность подачи специалистами заявлений, наличие у специалиста дефицитной специальности, а также острота потребности медицинской организации в данном специалисте.
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан, видно, что в повестку дня включено рассмотрение документов, представленных медицинскими специалистами на их соответствие положениям ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", всего рекомендовано к заключению договоров 50 человек (приложение № к протоколу), а также принято решение об отказе в заключении договоров на предоставление компенсационной выплаты медицинским сотрудникам в количестве 100 человек, в том числе – ФИО1, в качестве причины отказа указано: «в соответствии с потребностью медицинских организаций Республики Башкортостан, представленной их руководителями и с учетом дефицита наиболее востребованных специальностей».
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан - медицинским работникам единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах, следует, что они закрепляют механизм реализации права на единовременные компенсационные выплаты, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде единовременных компенсационных выплат, а также порядок реализации гражданами права на получение таковых.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде единовременных компенсационных выплат, с заявлением о предоставлении таковой, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие соответствие ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой выплата может быть предоставлена таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Внеочередное или первоочередное предоставление выплат кого-либо из категорий граждан, указанных в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" данный Закон не предусматривает.
Согласно п. 3.18 Положения о Министерстве [СКРЫТО] Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 310, [СКРЫТО] в соответствии с возложенными на него задачами реализует в пределах своей компетенции программы кадрового обеспечения системы [СКРЫТО], определяет потребность в медицинских и фармацевтических кадрах.
Поэтому учет оценки очередности подачи специалистами заявлений, отсутствие у специалиста ФИО1 дефицитной специальности, а также острота потребности медицинской организации в данном специалисте правомерно оценены в решении комиссии Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан.
Кроме того, суд принимает во внимание, что решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 присуждена квалификация «Врач» по специальности «Лечебное дело», диплом серии ВСГ № выдан ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят в отделение лучевой диагностики ГБУЗ РБ ГКБ № г. Уфы на должность врача-рентгенолога.
Частью 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что в 2013-2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок.
Однако, ФИО1 после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования не прибыл на работу в сельский населенный пункт, а был принят на работу в ГБУЗ РБ ГКБ № г. Уфы.
Таким образом, ФИО1 не соответствует требованиям ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №326-ФЗ, что в соответствии с п. 5 Порядка, утвержденного Постановление Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 474, влечет отказ в заключении договора на предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
К доводу истца о том, что он проживает со своей семьей в квартире, расположенной по адресу РБ, Чишминский район, р.<адрес>, которая признана аварийным жильем, непригодным для проживания, суд относится критически, поскольку из свидетельства о государственной регистрации права следует, что ФИО7 приобрела указанный жилой дом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, а акт обследования жилого помещения, которым оно признано непригодным для проживания, составлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть, ФИО7, приобретая жилое помещение заведомо знала, либо должна была знать о его непригодности для проживания, поскольку за срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оно не могло стать таковым.
Анализируя изложенное выше в совокупности, законных оснований для удовлетворения требований ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан, ГУ ТФОМС РБ суд не находит, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан, ГУ Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РБ о признании незаконным отказа Министерства [СКРЫТО] РБ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РБ о признании решения об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты незаконным, обязании [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ заключить с медицинским работником ФИО1 договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., обязании [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РБ перечислить ФИО1 единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб. в течение 30 дней с момента заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Судья И.Б. Сиражитдинов