Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 09.08.2017 |
Дата решения | 05.09.2017 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 14.1.3 ч.2 |
Судья | Соколова И.Л. |
Результат | Отменено с возвращением на новое рассмотрение |
Судебное решение | Есть |
ID | bc4d9d93-6db2-3a17-af3f-c3b162a2e14f |
Дело № 12-941/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
город Уфа 05 сентября 2017 года
Кировский районный суд города Уфы в составе судьи Соколовой И. Л.,
с участием представителя административного органа Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору – Ахмеровой А. Р., на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на Постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Кировскому району города Уфы Республики Башкортостан от 06 июля 2017 года,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи № 1 по Кировскому району города Уфы от 06 июля 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа» прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
С вынесенным постановлением Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору не согласились, обратились в суд с жалобой, считают незаконным и необоснованным. Ссылаются на то, что суд на стр. 4 постановления указал, что согласно представленному письму 02.06.2017 г. АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа» обратился в МУП ЕРКЦ г. Уфы с требованием произвести перерасчет по услуге отопление жителям многоквартирного <адрес> г. Уфа. В письме от 02.06.17 г. управляющей организации указано произвести возврат по услуге отопление только по трем лицевым счетам, тогда как при проведении проверки и выявления факта неисполнения лицензионных требований, АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа» было предписано произвести корректировку (возврат) платы по услуге отопление за 2016 г. по всем лицевым счетам жилых помещений жилого дома. Из жалобы следует, что не ясно, каким образом суд установил отсутствие нарушения лицензионных требований и сделал вывод о малозначительности административного правонарушения, если в ходе проверки Госкомитетом установлено, что сумма, подлежащая возврату по всем лицевым счетам жилого дома за 2016 год составила 61 955,23 руб., тогда как согласно письма управляющей организации от 02.06.17 г. указано произвести возврат лишь на сумму 2 404,60 руб. Более того, направление письма в адрес МУП ЕРКЦ г. Уфы не свидетельствует о том, что жителям многоквартирного <адрес> г. Уфа произведена корректировка (возврат) платы по услуге отопление по всем лицевым счетам жилых помещений жилого дома. Подтверждающим документом о корректировке размера платы по услуге отопление является платежный документ, в котором из графы «перерасчет» видно, на какую сумму сделан перерасчет. В соответствии с информацией МУП ЕРКЦ г. Уфы о начисленной плате по услуге отопление по состоянию на 23.07.17 г. (дата вынесения постановления – 06.07.17 г.) за период с января по июнь 2017 года никакие перерасчеты по письмам управляющей организации произведены не были. Также из жалобы следует, что в адрес Госкомитета никаких судебных извещений о времени и дате рассмотрения 06.07.2017 года протокола об административном правонарушении по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ не поступало, из-за отсутствия надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, Госкомитет не мог участвовать в судебном заседании, дать пояснения и возражения по доводам управляющей организации, что привело к вынесению незаконного постановления. В жалобе заявитель просит отменить названное постановление.
В судебном заседании представитель административного органа Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору Ахмерова А. Р. доводы жалобы поддержала, пояснила, что УЖХ имеет лицензию на право управления многоквартирными домами, должны производить перерасчеты и корректировку по итогам года, но этого не делали, возврат излишне начисленных сумм не производили. Нарушение не может быть признано малозначительным, произвели возврат не по всем лицевым счетам жилых помещений жилого дома, доказательств обратного в деле нет. Мировой судья указала, что произведен возврат только со слов представителя.
АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа» о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, явку представителя в суд не обеспечили.
Суд, изучив и оценив материалы дела, выслушав участников, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из протокола об административном правонарушении от 15.06.2017 года, который был составлен с участием представителя АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ» следует, что АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ» нарушены лицензионные требования при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Корректировка размера платы за коммунальную услугу отопление предусмотрена п. 21 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее - Правила № 307, действующие в спорный период). Один раз в год исполнитель производит корректировку платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к Правилам № 307.
В целях реализации ст. 162 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами управления многоквартирным домом (далее – Правила № 416).
В соответствии с п. 2 Правил № 416 под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. «ж» п. 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством.
АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа» до настоящего времени корректировка размера платы по услуге отопление за 2016 год по всем лицевым счетам жилых помещений многоквартирного дома в нарушение п. 21 Правил № 307 не проведена, что противоречит действующему законодательству и нарушает права граждан-потребителей многоквартирного дома.
Все необходимые сведения, необходимые для проведения корректировки у управляющей организации имелись, препятствий для проведения корректировки, а также законных оснований, позволяющих управляющей организации удерживать излишне уплаченные гражданами денежные средства за коммунальную услугу отопление, в деле не имеется.Выявленное в действиях АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфы» нарушение, выразившееся в неисполнении требований, предусмотренных подп. 2, 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам № 307 (в части непроведения корректировки платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии потребителям многоквартирного <адрес> за 2016 г. является нарушением стандартов управления многоквартирным домом, установленных подп. "ж" п. 4 Правил № 416, что, в свою очередь, является нарушением ч. 2.3 ст. 161 и ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, соблюдение и исполнение которых в соответствии с Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является лицензионными требованиями к лицензиату.
Бездействия АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфы», выразившиеся в допущении при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом нарушений Правил предоставления коммунальных услуг, Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Вывод мирового судьи о малозначительности совершенного правонарушения не может быть признан обоснованным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
При этом допущенное нарушение затрагивает отношения, связанные с управлением многоквартирным домом, которые должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, поэтому неисполнение требований закона свидетельствует о существенной угрозе охраняемым законом правоотношениям.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (ч. 3 ст. 192 Жилищного кодекса РФ).
В отношении лицензиатов органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату являются:
- соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ;
- исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ;
- соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст.193 Жилищного кодекса РФ.
Проведение своевременных расчетов и начисление платы за коммунальные услуги многоквартирного дома, в том числе проведение ежегодной корректировки размера платы по услуге отопление является одним из лицензионных требований, предъявляемых к субъектам предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В данном случае, со стороны управляющей организации усматривается нарушение прав и законных интересов граждан-потребителей многоквартирного дома, выразившееся непроведении ежегодной корректировки размера платы по услуге отопление за 2016 год по лицевым счетам жилых помещений многоквартирного дома.
Доказательства, свидетельствующие о том, что АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа» приняло своевременные меры по устранению лицензионных требований и своевременно произвело корректировку размера платы по услуге отопление за 2016 год в многоквартирном доме и тем самым, выполнило лицензионные требования, управляющей организацией не предоставлены, в ходе проведения проверки не установлены. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в том, что они не повлекли за собой вред или иные тяжкие последствия, а в уклонении управляющей организации в течении длительного времени (2014, 2015, 2016 год) от своевременного исполнения обязательных требований жилищного законодательства, нарушении лицензионных требований.
Мировой судья не мотивировал, почему правонарушение признано малозначительным, учитывая, что сумма, подлежащая возврату по всем лицевым счетам жилого дома составила 61 955, 23 руб. и должна быть возвращена гражданам-потребителям в полном объеме.
Таким образом, оснований для выводов о малозначительности совершенного правонарушения не имелось.
Вместе с тем, из материалов дела не усматриваются доказательства корректировки размера платы в полном объеме.
Такое разрешение дела об административном правонарушении не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи не может быть признано законным, оно подлежит отмене.
Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении, перечислены в части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи исключена возможность его изменения если это повлечет ухудшение положения лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Кировскому району города Уфы Республики Башкортостан от 06 июля 2017 года в отношении АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа» - отменить, возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье.
Решение суда вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии со ст. ст. 30.12, 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан.
Судья подпись Соколова И. Л.
Копия верна. Судья