Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 17.08.2015 |
Дата решения | 10.09.2015 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 7.30 ч.4.2 |
Судья | Сиражитдинов И.Б. |
Результат | Отменено с прекращением производства |
Судебное решение | Есть |
ID | 14da363a-ac05-394c-9161-371bfb79d2b3 |
Р Е Ш Е Н И Е №12-872/2015
10 сентября 2015 года г. Уфа
Судья Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Сиражитдинов И.Б., рассмотрев жалобу генерального директора ОАО «Башкиравтодор» ФИО2. на постановление ФИО1 антимонопольной службы по Республике Башкортостан о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №АГЗ-378/15 от ДД.ММ.ГГГГ г.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя ФИО1 антимонопольной службы по Республики Башкортостан ФИО4 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АГЗ-378/15 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, а именно - утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Не согласившись с данным постановлением ФИО2 обжаловал вышеуказанное постановление в суд, где в своей жалобе просил постановление заместителя руководителя ФИО1 антимонопольной службы по Республике Башкортостан № АГЗ-378/15 от ДД.ММ.ГГГГ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении отменить и прекратить производство по делу в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
ФИО2, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явился.
ФИО1 ФИО2 - ФИО5 жалобу ФИО2 поддержала, дала объяснения, аналогичные изложенному в жалобе, просила производство по делу прекратить в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
ФИО1 антимонопольной службы по РБ в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом. Неявка не препятствует рассмотрению дела.Выслушав ФИО1 заявителя, изучив и оценив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ОАО «Башкиравтодор» размещен заказ по открытому конкурсу в электронной форме № об определении аудиторской организации на проведение обязательного ежегодного аудита бухгалтерской отчетности ОАО «Башкиравтодор» за 2015 год.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 ФИО1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":«Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
предусмотренные статьей 51 настоящего ФИО1 закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе».
В соответствии с п.1 ч.2 ст.51ФИО1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": «Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
1) следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе:
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего ФИО1 закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего ФИО1 закона;
д) копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юридического лица);
е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего ФИО1 закона, или заверенные копии таких документов;
з) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии состатьей 14 настоящего ФИО1 закона, или заверенные копии таких документов;
и) декларация о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего ФИО1 закона».
Согласно обжалуемого постановления административного органа, ОАО «Башкиравтодор» в конкурсной документации установил требование о предоставлении копий учредительных документов, свидетельство о регистрации юридического лица, что, по мнению административного органа, является нарушением ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе.В соответствии с ч.2 ст. 50 ФИО1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": «к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации».
Согласно конкурсной документации ОАО «Башкиравтодор» неотъемлемой частью контракта является Приложение № «Анкета клиента Общества», где в п.5 указано: «Сведения о государственной регистрации: дата, номер, наименование регистрирующего органа, место регистрации; серия и номер документа, подтверждающего государственную регистрацию», т.е. сведения, содержащиеся в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица.
Включение в состав заявки предоставление свидетельства о государственной регистрации юридического лица не является установлением требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе, поэтому не противоречит ни ст.50, ни ст.51 ФИО1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.51ФИО1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": « Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия)».
Согласно обжалуемому постановлению административного органа, ОАО «Башкиравтодор» в конкурсной документации в составе заявки не установил требование о предоставлении документов, подтверждающих внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения, либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия, что, по мнению административного органа, является нарушением ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе.
Исследовав конкурсную документацию ОАО «Башкиравтодор», суд установил, что в конкурсной документации Заказчика - ОАО «Башкиравтодор» имеется раздел 10 «Обеспечение заявки на участие в конкурсе», где в п.10.1-10.8 указано:
«Обеспечение заявки на участие в конкурсе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе осуществляется участником закупки.
Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе, должна соответствовать требованиям раздела 12 настоящей конкурсной документации.
Срок действия банковской гарантии должен составлять не менее чем 2 месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Денежные средства, вносимые в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, должны быть перечислены по реквизитам ОАО «Башкиравтодор».
Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе составляет 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота): 66 650,00 руб.
В назначении платежа должны быть указаны:
1) цель внесения денежных средств («Обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе на проведение обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год ОАО «Башкиравтодор»),
2) номер закупки на официальном сайте.
В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в определении подрядчика (исполнителя), и до даты рассмотрения и оценки заявку денежные средства не поступили на счет Заказчика, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки».
При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях ОАО «Башкиравтодор» нарушения ч.2 ст.51 ФИО1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч.4-8 ст.34 ФИО1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
«В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Согласно обжалуемого постановления административного органа, контракт и конкурсная документация ОАО «Башкиравтодор» не содержат требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) в случаях просрочки заказчиком и поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, что, по мнению административного органа, является нарушением ч.4-8 ст.34 Закона о контрактной системе.В соответствии с ч.2 ст.50 ФИО1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": «К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации».
В конкурсной документации ОАО «Башкиравтодор», а именно, в п.п. 6.1, 8.4 проекта контракта (договора) установлено: «За неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору «Стороны» несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и условиями настоящего договора».
«Во всем остальном, что не урегулировано, не полностью урегулировано настоящим договором, «Стороны» руководствуются действующим законодательством».
В соответствии с п.1,2 ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с ФИО1 ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
В соответствии с п.1,2 ст.3 Гражданского Кодекса Российской Федерации: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных ФИО1 законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса».
ФИО1 Закон № от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является частью действующего гражданского законодательства, которым стороны по договору должны руководствоваться при возникновении спорных вопросов при исполнении договорных обязательств, что исключает возможность применения иных штрафных санкций, чем предусмотренных ч.4-8 ст.34 ФИО1 Закона «О контрактной системе».
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и оно не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч.1,2 ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Административным органом в обжалуемом постановлении не указано, в чем конкретно выразилось неисполнение или ненадлежащее исполнение ФИО2 его служебных обязанностей, наступление каких вредных последствий повлекло подписание ФИО2 конкурсной документации о проведении открытого конкурса в электронной форме № об определении аудиторской организации на проведение обязательного ежегодного аудита бухгалтерской отчетности ОАО «Башкиравтодор» за 2015 год.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что вменяемое ФИО2 правонарушение, предусмотренное ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
Согласно ст.24.5КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения,
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя руководителя ФИО1 антимонопольной службы по Республики Башкортостан ФИО4 № АГЗ-378/15 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в сумме 3 000 (три тысячи) рублей отменить.
Производство по делу в отношении ФИО2 прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток
Судья ФИО3