Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 18.07.2019 |
Дата решения | 29.08.2019 |
Статьи кодексов | |
Судья | Курамшина А.Р. |
Результат | Изменено |
Судебное решение | Есть |
ID | 4a1552d1-3f44-352e-b3dc-9dca00376f29 |
№ 12-593/2019
УИД03RS0003-01-2019-007832-85
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
29 августа 2019 года г. Уфа
Судья Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Курамшина А.Р.,
с участием представителей ООО «Телеком» Тттян АТ. (доверенность от 8 августа 2019 года), Камалова Д.А. (доверенность от 09 января 2019 года),
представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостане –государственного инспектора г. Уфы по пожарному надзору Абзалова В.Р. (дов. от 1.02.2019 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Телеком» Камалова А.Р. на постановление должностного лица заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Уфе управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостане – зам. главного государственного инспектора г. Уфы по пожарному надзору Абдульманова Р.Р. № 821 по делу об административном правонарушении от 10 июля 2019 года по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением должностного лица заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Уфе управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостане – зам. главного государственного инспектора г. Уфы по пожарному надзору Абдульманова Р.Р. № 821 от 10 июля 2019 года юридическое лицо ООО «Телеком» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с протоколом № 8215 от 05.07.2019 г., подвернуто наказанию в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, директор ООО «Телеком» Камалов А.Р. обратился в суд с жалобой на постановление должностного лица указав, что в 2019 году между ГБУЗ РКЦ и ООО «Телеком» заключены следующие договора:
договор № 82 на техническое обслуживание системы видеонаблюдения от 01.01.2019 года,
договор № 83 на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации от 01.01.2019 года,
договор № 84 на техническое обслуживание системы управления контроля доступом (СКУД) от 01.01.2019,
гражданско – правовой договор № ИКЗ 182027403310302740100101650019512000 на техническое обслуживание внутренней связи и офисной АТС от 01.01.2019 г. по результатам размещения закупки и проведения электронного аукциона (протокол подведения итогов № 0301200051918000401 от 29.12.2018 г.),
гражданско – правовой договор № ИКЗ 192027403310302740100101060014321000 по монтажу системы контроля и управления доступом установленных в лечебном корпусе ГБУЗ РКЦ от 07.05.2019 г. по результатам размещения закупки и проведения электронного аукциона (протокол подведения итогов № 0301200051919000134 от 24.04.2019 г.)
ООО «Телеком» ГБУЗ РКЦ обслуживают следующие подрядные организации:
Лифты – ООО «Южураллифт»
Система передачи сигнала в пожарную часть ООО Служба мониторинга «Стрелец Уфа».
Согласно акту обследования от 06.02.2018 г. ООО «Телеком» совместно с представителями заказчика - ГБУЗ РКЦ произвели комиссионное обследование систем:
- пожарная сигнализация (ПО),
- речевого оповещения (РО),
- видеонаблюдения,
- контроля доступом.
Как видно из вышеуказанного акта обследования система речевого оповещения и управления эвакуацией в здании РКЦ изначально была неисправна, потому ООО «Телеком» не взяло на себя ответственность и обязательство на техническое обслуживание, в связи с чем договор с ГБУЗ РКЦ не заключался, соответственно, система речевого оповещения им не обслуживается.
ООО «Телеком» систему оповещения о пожаре в здании кардиологического центра не обслуживает.
В настоящее время ООО «Телеком» своими силами (без оплаты) восстанавливает систему речевого оповещения и управления эвакуацией ГБУЗ РКЦ.
Протокол № 8215 от 05.07.2019 г. не был вручен под роспись представителю ООО «Телеком», что является грубейшим нарушением законных прав и интересов последнего.
В ходе судебного заседания представители ООО «Телеком» Тттян АТ., Камалов Д.А. доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить, постановление № 821 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостане –государственный инспектор г. Уфы по пожарному надзору Абзалоа В.Р. просил суд постановление оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Телеком» Камалова А.Р. -без удовлетворения.
Изучив и оценив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что в период с 10 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. и с 14 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. «07» мая 2019 г.; с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин., и с 14 час. 00 мин. до 15 час. 30 мин. «14» мая 2019 г. и с 14 час. 30 мин. до 15 час. 00 мин. «22» мая 2019 г. проведена плановая выездная проверка зданий и помещений объекта защиты – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканский кардиологический центр расположенного по адресу: 450106, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Степана Кувыкина, 96.
В ходе данной проверки организацией (ООО «Телеком») выполняющей работы по техническому обслуживаю системы пожарной сигнализации (срок действия договора с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г.) на объекте защиты - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республиканский кардиологический центр расположенного по адресу: 450106, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Степана Кувыкина, 96, на основании протокола по результатам комплексного апробирования систем автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений от 08.05.2019 г. № 057 выданного ФГБУ «СЭУ ФПС ИПЛ» по РБ, были нарушены требования норм и правил пожарной безопасности в Российской Федерации, а именно:
Нарушения по результатам комплексного апробирования систем автоматической противопожарной защиты и испытаний на водоотдачу внутреннего противопожарного водопровода: | ||
При имитации срабатывания автоматической установки пожарной сигнализации от двух точечных дымовых пожарных извещателей установленных в палате № 706, на седьмом этаже, на прибор приемно – контрольный сигнал поступил. Световая и звуковая сигнализация прибора сработала. Аппаратура системы АПС не сформировала команду на управление системной оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией. Световые оповещатели «Выход» перешли в режим мерцания | статьи 83,84 Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» | |
При имитации срабатывания автоматической установки пожарной сигнализации от двух точечных дымовых пожарных извещателей установленных в палате № 650, на шестом этаже, на прибор приемно – контрольный сигнал поступил. Световая и звуковая сигнализация прибора сработала. Аппаратура системы АПС не сформировала команду на управление системной оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией. Световые оповещатели «Выход» перешли в режим мерцания | статьи 83,84 Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» | |
При имитации срабатывания автоматической установки пожарной сигнализации от одного точечного дымового пожарного извещателя установленного в палате № 520, на пятом этаже, на прибор приемно – контрольный сигнал поступил. Световая и звуковая сигнализация прибора сработала. Аппаратура системы АПС сформировала команду на управление системной оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией (неразборчивая речь с прерыванием) | статьи 83,84 Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» | |
При имитации срабатывания автоматической установки пожарной сигнализации от двух точечных дымовых пожарных извещателей установленных в палате № 305, на третьем этаже, на прибор приемно – контрольный сигнал не поступил. Световая и звуковая сигнализация прибора не сработала. Аппаратура системы АПС не сформировала команду на управление системной оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией. Световые оповещатели «Выход» не перешли в режим мерцания | статьи 83,84 Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» | |
При имитации срабатывания автоматической установки пожарной сигнализации от двух точечных дымовых пожарных извещателей установленных в кабинете № 33, на прибор приемно – контрольный сигнал поступил. Световая и звуковая сигнализация прибора сработала. Аппаратура системы АПС не сформировала команду на управление системной оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией. Световые оповещатели «Выход» не перешли в режим мерцания. Лифтовые кабины не опустились на первый посадочный этаж, двери лифтовых кабин не открылись. Двери с электромагнитными замками не разблокировались. | статьи 83,84 Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» |
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом № 69-ФЗ и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (п. 1); целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (п. 2); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (п. 3); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (п. 4).
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В соответствии с ч. 1 ст. 151 названного Федерального закона со дня вступления в силу этого Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ).
Согласно статье 37 Федерального закона № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статья 38 Федерального закона № 69-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества.
Согласно ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В соответствии с ч. 12 ст. 84 указанного Федерального закона здания медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.
Исходя из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Суд соглашается с мнением административного органа о том, что ООО «Телеком» не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, что свидетельствует о наличии в его действиях (бездействии) вины.
Доводы жалобы о необоснованности пункта 4 и 5 отклоняются как необоснованные, поскольку доказательств в обоснование данных доводов не представлено, оснований полагать, что данные нарушения отсутствовали на момент составления акта и протокола, возражений по которым ООО «Телеком» заявлено не было, не имеется. Данные пункты касаются обслуживания системы пожарной сигнализации, на обслуживание которой между ГБУЗ РКЦ и ООО «Телеком» заключен договор.
Вместе с тем, должностным лицом не учтено и подлежит исключению из постановления суждение о наличии нарушения требований статьи 83,84 Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункты 1-3), поскольку согласно ст. ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ доказательств того, что между ГБУЗ РКЦ и ООО «Телеком» заключен договор на обслуживание ООО «Телеком» системы речевого оповещения административным органом не представлено.
Между тем, указанные выше обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО «Телеком» состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Имеющимися в деле доказательства в их совокупности, а именно: копией распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки от 15 апреля 2019 года № 266, копией уведомления о времени и месте проведения визуального осмотра, копией акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 266 от 22 мая 2019 года, копией протокола № 057 (Р) по результатам комплексного апробирования систем автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений от 08 мая 2019 года, копией уведомления о времени и месте составления протокола, копией протокола № 821 об административном правонарушении от 05 июля 2019 года, копией приказа № 1 о возложении обязанностей директора ООО «Телеком» от 09 января 2019 года, копией договора № 83 на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации, копией постановления № 821 по делу об административном правонарушении от 10 июля 2019 года, подтверждается факт совершения административного правонарушения юридическим лицом ООО «Телеком» административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения юридическим лицом требований законодательства, равно как и доказательств принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил в области пожарной безопасности, ООО «Телеком» обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
При привлечении к административной ответственности существенных нарушений требований КоАП Российской Федерации не допущено, в связи с чем оснований для отмены состоявшегося по делу постановления не имеется.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ).
В соответствии с пп. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Суд с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия последствий совершенного правонарушения, учитывая отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, принимая во внимание социальную значимость обслуживаемого предприятия (Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республиканский кардиологический центр расположенного по адресу: 450106, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Степана Кувыкина, 96), считает возможным снизить административный штраф до 75 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
Постановление должностного лица заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Уфе управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостане – зам. главного государственного инспектора г. Уфы по пожарному надзору Абдульманова Р.Р. № 821 по делу об административном правонарушении от 10 июля 2019 года по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Телеком»:
- изменить, исключив из постановления суждения о наличии нарушения требований статьи 83,84 Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части пунктов 1-3 нарушений по результатам комплексного апробирования систем автоматической противопожарной защиты и испытаний на водоотдачу внутреннего противопожарного водопровода,
- изменить в части назначенного наказания, снизив административный штраф до 75 000 руб.,
в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу директора ООО «Телеком» Камалова А.Р. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Р. Курамшина