Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 11.05.2016 |
Дата решения | 07.07.2016 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 8.2 |
Судья | Рамазанова З.М. |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | a11af42f-216b-3f38-b030-8a18c484d875 |
№ 12-548 /2016
РЕШЕНИЕ
07 июля 2016 года г. Уфа
Судья Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан ФИО1,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Уфы – ФИО6
защитника ООО «БетаПром» ФИО2 по доверенности № б/н от ДД.ММ.ГГГГ.
главного специалиста –эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, расположенном по адресу: г. Уфа, <адрес>, каб. 404, жалобу защитника ООО «БетаПром» на постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в отношении ООО «БетаПром» по ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «БетаПром» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8. 2 КоАП РФ.
ООО «БетаПром», не согласившись с указанным постановлением, в лице защитника ФИО4 обратилось с жалобой на постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование жалобы указано, что вывод должностного лица основан на неверном толковании норм ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и приказа Минприроды России от 25.02.2010 г. №50.
Пунктом 2 приказа Минприроды России от 25.02.2010 г. №50 установлено, что лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20 декабря 2011 г. № ВК-08-03-36/16666 разъяснено, что количество отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с Отчетностью за отчетный год, являются лимитами за этот же (отчетный) год.
То есть количество отходов, направленное субъектом малого предпринимательства на размещение в 2014 г. является лимитом для 23014 г., а не 2015 г.
Иное толкование пункта 2 приказа Минприроды России №50 привело бы к нарушению ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, поскольку развитие предприятия невозможно без роста количества образуемых отходов, а любой рост образуемых отходов сопровождался бы привлечением к административной ответственности.
Кроме того, Конституционный Суд РФ в определении от 10.12.2002 №284-О указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, являются по своей правовой природе фискальным сбором.
Довод должностного лица об отсутствии лимитов на размещение смета с территории предприятия практически неопасного и отходов упаковочного картона незагрязненных как основание для привлечения к административной ответственности несостоятелен.
В материалах производства по делу об административном правонарушениях отсутствуют доказательства, что указанные категории отходов образовались и размещались в 2014 г.
Если будет установлено, что ООО «БетаПром» допустило просрочку в сдаче отчетов об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, данный факт может являться основанием для привлечения виновного лица к ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ, которой предусмотрена санкция для юридического лица в виде штрафа от 20 тыс. до 80 тыс. руб.
В судебном заседании защитник ООО «БетаПром» ФИО4 жалобу поддержал в полном объеме по изложенным в ней доводам.
Допрошенная в качестве свидетеля главный специалист-эксперт Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан – ФИО5 жалобу не признала, указав суду на законность, обоснованность вынесенного в отношении ООО «БетаПром» постановления.
Помощник прокурора ФИО6 жалобу ООО «БетаПром» не признал, суду пояснил, что в действиях ООО «БетаПром» имеется состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ. Также пояснил, что имеется решение суда об отклонении жалобы руководителя ООО «БетаПром» на постановление заместителя начальника Уфимского ТУ Минэкологии о привлечении его, как должностного лица к административной ответственности по указанному факту.
Выслушав помощника прокурора ФИО6, защитника ФИО4, специалиста-эксперта ФИО5, изучив и оценив материалы административного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «БетаПром» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8. 2 КоАП РФ.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч.2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
На основании ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со справкой от 29.02.2016 б/н ООО «БетаПром» относится к субъектам малого предпринимательства.
Согласно п. 3 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденного Приказом Минэкологии РБ от 22 декабря 2015 г. №623 п (зарегистрирован Государственным комитетом РБ по делам юстиции 15.01.2016 №7635), субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальное подразделение Министерства по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
В соответствии с п.4 вышеуказанного Порядка отчетный период составляет один календарный год.
Согласно п.5 вышеуказанного Порядка отчетность представляется до 20 января года, следующего за отчетным периодом.
Согласно п. 15 Порядка территориальные подразделения Минэкологии регистрируют Отчетность, представленную отчитывающимися субъектами малого и среднего предпринимательства, и ведут учет и контроль отчетности б образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов.
Как следует из материалов дела, и не оспаривалось в судебном заседании защитником ООО «БетаПром», ООО «БетаПром» отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2015 год представило в Уфимское территориальное управление Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан 29 февраля 2016 года, т.е. по истечении установленного законом срока предоставления указанной отчетности.
В соответствии с п.2 Порядка разработки и утверждения лимитов, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2010 №16796), лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Таким образом, учитывая, что ООО «БетаПром» несвоевременно представило отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2015 год, суд соглашается с обоснованностью вывода должностного лица о том, что юридическое лицо в 2015 году осуществляло производственную деятельность в отсутствие лимитов на размещение отходов.
При этом суд не может согласиться с доводом защитника ООО «БетаПром» об отсутствии в действиях юридического лица состава правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку в действиях последнего усматривается состав по ст. 8.5 КоАП РФ по следующим основаниям.
Из диспозиции указанной правовой нормы (ст. 8. 2 КоАП РФ) следует, что состав указанного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства, при этом субъективный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
При указанном положении невыполнение ООО «Бета Пром» обязанностей, возложенных на него положениями вышеприведенных правовых норм, является основанием для привлечения к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Указанная правовая позиция изложена в письме Росприроднадзора от 13 июля 2015 года № ВС-02-01-36/11991.
Факт совершения ООО «Бета Пром» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении: актом проверки от 29 февраля 2016 года, справкой № б/н от 29.02.2016 г., отчетами об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2014 год, отчетами об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2015 год с отметкой о принятии Уфимским ТУ Минэкологии № 1714 от 29.02.2016 г., письменными объяснениями директора ООО «БетаПром» ФИО7
Оценив вышеуказанные доказательства в совокупности в соответствии со ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ должностное лицо обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях ООО «БетаПром» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, правильно квалифицировав действия Общества.
Назначенное ООО «БетаПром» наказание отвечает требованиям закона и является минимальным в пределах санкции ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для его снижения суд не усматривает.
Суд также не может согласиться с доводом защитника о малозначительности совершенного юридическим лицом деяния в силу следующего. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к соблюдению требований, установленных Федеральными законами от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Неисполнение требований закона свидетельствует о существовании определенной угрозы охраняемым законом правоотношениям. Из изложенного следует, что установленный государством порядок в сфере охраны окружающей среды должен носить устойчивый характер, нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды, нельзя отнести к малозначительным правонарушениям.
Суд также не усматривает оснований для снижения размера назначенного наказания в виде административного штрафа, поскольку юридическим лицом вопреки положению п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ не представлены в материалы дела доказательства о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
На основании изложенного. руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «БетаПром» по ст. 8.2 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу защитника ООО «БетаПром» ФИО2 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.
Судья: З.М. Рамазанова