Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 19.10.2015 |
Дата решения | 03.12.2015 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 5.27 ч.1 |
Судья | Индан И.Я. |
Результат | Отменено с прекращением производства |
Судебное решение | Есть |
ID | 49f18ff7-eb87-3b15-b0d8-e51939472674 |
№ 12-1068/2015
РЕШЕНИЕ
город Уфа,
ул. Свердлова, 96 03 декабря 2015 года
Судья Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Индан И. Я.,
рассмотрев жалобу представителя Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан – ФИО2 на постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
признать юридическое лицо - Администрацию Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (адрес: <адрес>) виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП Российской Федерации и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>,
установил:
постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Администрация Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП Российской Федерации и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>, за нарушение трудового законодательства. Установлено, что Администрация Кировского района городского округа г. Уфа РБ, являясь юридическим лицом, допустила нарушение норм действующего трудового законодательства, составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указаны следующие нарушения: выявлена невостребованная трудовая книжка ФИО18, согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с ФИО18 расторгнут по п.3 ст.77 ТК РФ, уведомление направлено только 15.07.15г.; выявлены случаи неознакомления работников с приказами о приеме на работу; выявлены случаи неознакомления работников с приказами об увольнении; учет времени отработанного каждым работником ведется ненадлежащим образом, установлено, что работники привлекаются к работе в выходные нерабочие праздничные дни, однако в табеле учета рабочего времени не указана работа в нерабочие праздничные дни, письменное согласие работников не представлено; выявлен случай переноса отпуска без согласия работника, согласно графика отпусков на 2015 г. ежегодный оплачиваемый отпуск ФИО4 запланирован на март, июль 2015г., однако предоставлен с ДД.ММ.ГГГГ, письменное согласие на перенос отпуска не представлено; установлено, что форма расчетного листка не утверждена с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст.372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов; в нарушение требований ч.6 ст.136 ТК РФ в трудовых договорах, в правилах внутреннего распорядка не установлены сроки выплаты заработной платы; выявлен случай оплаты ежегодного отпуска не за три дня до его начала; выявлены случаи невыплаты окончательного расчета в день увольнения, компенсация за задержку выплаты заработной платы причитающихся при увольнении, оплате отпуска не начислена и не выплачена; в нарушение требований ст.153 ТК РФ оплата работникам за работу в выходной или нерабочий день не произведена; установлено, что согласно распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о сокращении должности заведующего складом, ФИО5 уведомлен о предстоящем увольнении ДД.ММ.ГГГГ, согласно протокола № заседания первичной профсоюзной организации Администрации согласие на увольнение ФИО5 получено ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с ФИО5 прекращен 07.08.15г., позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В обосновании вины юридического лица в совершении административного правонарушения указано на акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от ДД.ММ.ГГГГ №-№; Предписание от ДД.ММ.ГГГГ №-№; протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №-№.
Не согласившись с указанным постановлением, представителем Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан – ФИО2 подана жалоба, мотивированная тем, что до составления Протокола от ДД.ММ.ГГГГ замечания Государственной инспекции труда были устранены, что подтверждено документально; представитель Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан –
ФИО6 имеет доверенность на право предоставления интересов юридического лица в органах государственной власти, однако не уполномочен подписывать протокол об административном правонарушении.
В судебном заседании представители Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан – ФИО7, ФИО8 жалобу поддержали по изложенным в ней доводам. ФИО7 просил учесть, что на момент вынесения оспариваемого постановления частично были устранены нарушения трудового законодательства, а также Предписание начальника отдела ГИТ в РБ ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ выло оспорено в порядке административного судопроизводства в Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан. ФИО7 просил учесть малозначительность совершенного правонарушения и прекратить производство по делу.
Представитель Государственной инспекции труда - ФИО9 в судебное заседание явился, ранее предоставлены материалы дела. Представитель Государственной инспекции труда - ФИО9 указала на необоснованность жалобы, просила учесть, что нарушения трудовых прав работников, допущенных Администрацией Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, являются существенными, что исключает прекращение производства по дулу ввиду его малозначительности. Просила учесть, что решение суда, которым Предписание начальника отдела ГИТ в РБ ФИО3 №-№ от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным в части, не вступило в законную силу, подана апелляционная жалобы.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Правонарушение может быть выражено как в активном действии, так и в бездействии лиц, обязанных исполнять требования указанных выше лиц.
В материалах дела имеются: акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП/2015-3/203/2214/22/2; Предписание начальника отдела ГИТ в РБ ФИО3 №-ПП/201 5-3/203/2214/22/3 от ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП/2015-3/203/2214/22/4.
Согласно ч. 1 ст. 2. КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из материалов дела усматривается, что составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП/2015-3/203/2214/22/4, в котором указаны следующие нарушения:
выявлена невостребованная трудовая книжка ФИО18, согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с ФИО18 расторгнут по п.3 ст.77 ТК РФ, уведомление направлено только 15.07.15г.;
выявлены случаи неознакомления работников с приказами о приеме на работу (приказ № от 01.06.15г.);
выявлены случаи неознакомления работников с приказами об увольнении (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
учет времени отработанного каждым работником ведется ненадлежащим образом, согласно заявления ФИО13 от 15.05.15г., ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ, пояснения начальника отдела кадров ФИО10, установлено, что работники привлекаются к работе в выходные нерабочие праздничные дни, однако в табеле учета рабочего времени не указана работа в нерабочие праздничные дни, письменное согласие работников не представлено;
выявлен случай переноса отпуска без согласия работника, согласно графика отпусков на 2015 г. ежегодный оплачиваемый отпуск
ФИО4 запланирован на март, июль 2015г., однако предоставлен с ДД.ММ.ГГГГ, письменное согласие на перенос отпуска не представлено;
установлено, что форма расчетного листка не утверждена с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст.372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;
в нарушение требований ч.6 ст.136 ТК РФ в трудовых договорах (трудовой договор ФИО11 № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 № от ДД.ММ.ГГГГ), в правилах внутреннего распорядка не установлены сроки выплаты заработной платы;
выявлен случай оплаты ежегодного отпуска не за три дня до его начала (приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 10.08.15г., оплата отпускных произведена согласно платежному поручению № от 10.08.15г.);
выявлены случаи невыплаты окончательного расчета в день увольнения (приказом № от 03.80.15 г. трудовые отношения с ФИО5 прекращены 07.08.15г., окончательный расчет произведен 14.08.15г. по платежному поручению № от 14.08.15г.; приказом № от 26.06.15г. трудовые отношения с ФИО18 прекращены 26.06.15г., окончательный расчет произведен ДД.ММ.ГГГГ по платежному поручению № от 01.07.15г.; приказом № от 12.03.15г. трудовые отношения с ФИО17 прекращены 13.03.15г., окончательный расчет произведен 16.3.15г. по платежному поручению № от 16.03.15г.); компенсация за задержку выплаты заработной платы причитающихся при увольнении, оплате отпуска указанным работникам не начислена и не выплачена;
установлено, что ФИО13, ФИО14, ФИО15 работали в нерабочие праздничные дни в мае 2015г., однако в нарушение требований ст.153 ТК РФ оплата за данное время не произведена, согласно письменного пояснения начальника отдела кадров ФИО10, работникам за отработанные дни предоставляются отгулы;
установлено, что согласно распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о сокращении должности заведующего складом, ФИО5 уведомлен о предстоящем увольнении ДД.ММ.ГГГГ, согласно протокола № заседания первичной профсоюзной организации Администрации согласие на увольнение ФИО5 получено ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с ФИО5 прекращен 07.08.15г., позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
При рассмотрении дела Государственной инспекции труда представлены документы, подтверждающие частичное устранение выявленных нарушений.
В том числе, п. 1 – в трудом договоре ФИО11 № от 07.04.15г. есть пункт об обязательном социальном страховании; п. 2 – все работники Администрации ознакомлены с приказами о приеме, не ознакомлены несколько человек, занятых на общественных работах, работавших временно от одного до трех месяцев и не являющихся сотрудниками Администрации (направлены письменные уведомления о необходимости прибыть в Администрацию для ознакомления с приказами); п. 3 – все работники Администрации ознакомлены с приказами об увольнении, не ознакомлены несколько человек, занятых на общественных работах, работавших временно от одного до трех месяцев и не являющихся сотрудниками Администрации; п. 4 – учет выхода работников в выходной праздничный день ведет непосредственный руководитель структурного подразделения; п. 5 – ФИО13, ФИО14, ФИО15 были привлечены к работе в праздничный день на 3-4 часа, так как в соответствии со ст.113 ТК Российской Федерации в нерабочие праздничные дни допускается производство работ, приостановка которых не возможна по производственно-техническим условиям, работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения; п. 6 – в соответствии с графиком ФИО4 был предоставлен с 16.03.15г. по 27.03.15г., перенос отпуска в июле был осуществлен на основании служебной записки начальника отдела, заявления и письменного согласия ФИО4; п. 7 – ежемесячно ведущим бухгалтером Администрации расчетные листки раздаются работникам, претензии работников к данным, содержащимся в расчетном листку, не имеются (Приказом от 08.09.15г. № форма расчетного листа с учетом мотивированного мнения первичной профсоюзной организации Администрации утверждена и вводится в действие с 01.09.15г.); п. 8 – сроки выплаты заработной платы установлены письмом Администрации городского округа г.Уфа РБ от 06.02.15г., с которым ознакомлены все работники Администрации, подготовлены проекты дополнительных соглашений к трудовым договорам работников с внесением сроков выплаты заработной платы; п. 9 – в связи с отсутствием финансовых средств на счете Администрации ФИО16 выразила письменное согласие на получение отпускных 10.08.15г. на карту; п. 10 – в связи с отсутствием финансовых средств на счете Администрации ФИО17, ФИО5, ФИО18 выразили письменное согласие на получение окончательного расчета с задержкой; по п. 11 – ФИО18 не был в здании Администрации вечером в день увольнения, выдать трудовую книжку не было возможности, на неоднократные обращения по телефону обещал прийти сам, ДД.ММ.ГГГГ подписано и отправлено по почте заказным письмом уведомление (по письменному обращению работника
ФИО18 трудовая книжка будет выдана не позднее трёх дней с момента обращения); п. 12 – выплата компенсации при нарушении сроков выплат не производилась, так как работники выразили письменное согласие на получение средств с задержкой; п. 13 – оплата за работу в нерабочие праздничные дни произведена фактически в день предоставления дня отдыха, жалоб со стороны сотрудников нет, дни отдыха предоставлялись по желанию сотрудников, выраженному в письменном заявлении; п. 14 – ФИО5 была уведомлена о сокращении ставки заведующего складом 28.05.15г., а не 20.05.15г. как указано в акте. Согласие ППО получено 05.06.15г., уволить ФИО5 не позднее месяца было не возможно, так как по уведомлению она должна была быть уволена не ранее двух месяцев. ФИО5 хотела использовать свое право на ежегодный оплачиваемый отпуск, который ей предоставлен с 18.07.15г. по 30.07.15г., в период отпуска заболела, открыла листок нетрудоспособности с 24.07.15г. по 01.08.15г. Она являлась материально ответственным лицом, после ее выхода с больничного были проведены прием-передача материальных ценностей и подписан приказ об увольнении; п. 15 – имеется приказ от 03.06.15г. № «Об утверждении и вводе в действие перечня должностей (профессий) работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте».
Согласно ст. 2.9 КоАП Российской Федерации при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае суд усматривает обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности правонарушения, с учетом отсутствия умысла на совершение правонарушения, с учетом обстоятельств устранения нарушения, назначение административного наказания в виде административного штрафа - <данные изъяты> не соответствует целям административного наказания, является несоразмерным степени вины и общественной опасности нарушителя, характеру нарушения.
При таких обстоятельствах, на основании положений ст. 2.9 КоАП Российской Федерации Администрация Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан подлежит освобождению от административной ответственности с объявлением устного замечания.
Руководствуясь ст. 28.4, ч. 1 ст. 29.9 КоАП Российской Федерации,
постановил:
постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица - Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (адрес: <адрес>, г. Уфа, 450000) по ч. 1 ст. 5.27 КоАП Российской Федерации отменить; производство по делу прекратить по ч. 1 ст. 5.27 КоАП Российской Федерации; объявить устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан либо непосредственно в Верховный Суд Республики Башкортостан.
Председательствующий: И. Я. Индан