Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 22.04.2016 |
Дата решения | 12.07.2016 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Давыдов Д.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 11f597fb-5682-3de5-bc02-1faacfe879d1 |
Дело № 2а-6080/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2016 года г. Уфа
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Давыдова Д.В.,
при секретаре Валяевой М.А.,
с участием истца [СКРЫТО] Л.Н., представителя ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ и УЗиИО Администрации ГО г. Уфа РБ Туктамышевой А.А., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Л. Н. к Администрации городского округа г. Уфа РБ и Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату и обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В ИЛ:
[СКРЫТО] Л.Н. обратился в суд, с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ и УЗиИО Администрации ГО г. Уфа РБ об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату и обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1410 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в обоснование указав, что [СКРЫТО] Л.Н. является собственником жилого дома, расположенного на данном земельном участке, находящемся в аренде.
Истец обратилась в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
На указанное обращение Управлением земельных и имущественных отношений ГО г. Уфа РБ был дан ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, с отказом в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, в связи с его нахождением в границах красных линий, резервированием земельного участка для муниципальных нужд.
Истец просит признать отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату незаконным и обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1410 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> и направить истцу с предложением о заключении договора.
В судебное заседание истец исковые требования поддержал в полном объеме, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчиков Администрации ГО г. Уфа РБ и УЗиИО Администрации ГО г. Уфа РБ иск не признала, в удовлетворении просила отказать, так как участок находится в границах красных линий и в связи с резервированием для муниципальных нужд.
Выслушав доводы истца, возражения представителя ответчика, исследовав и оценив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 ЗК Российской Федерации, одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 15 ЗК Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 39.1 ЗК Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в том числе, на основании, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно ст. 39.20 ч.1 ЗК Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
[СКРЫТО] Л.Н. в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ на основании Решения Калининского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником жилого дома, общей площадью 100,6 кв.м, литер А, расположенного по адресу: <адрес>.
Жилой дом, расположенный на испрашиваемом земельном участке, предоставленном в аренду, на основании Постановления главы администрации ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ на срок 10 лет.
В материалах дела имеется кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 1410 кв.м., с разрешенным видом использования: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
В соответствии с ч.1 ст. 271 ГК Российской Федерации, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка. В соответствии с п.2 указанной статьи, при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В соответствии с Договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ арендатором земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 1410 кв.м. является [СКРЫТО] Л.Н., Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Истцом в Администрацию ГО г. Уфы РБ было подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Как усматривается из письма Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ, испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, а также зарезервирован для муниципальных нужд, в связи с чем, предоставление земельного участка в собственность за плату не представляется возможным.
Как видно из Выписки из ЕГРПН Управления Росреестра России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ какие-либо права и ограничения, на испрашиваемый земельный участок, помимо договора аренды, в ЕГРПН не зарегистрированы.
Согласно ст. 27 ч.2 ЗК Российской Федерации, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Суд полагает не доказанным то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок запрещен для предоставления в собственность на основании предусмотренного законом ограничения.
Наличие на земельном участке красных линий не может быть основанием для отказа в предоставлении земельных участков в собственность, так как п.12 ст.85 ЗК Российской Федерации, не допускает приватизацию земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Как установлено материалами дела, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 года №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд» (пункт 5) определяет, что решение о резервировании земель должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 года №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд» орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с пунктом 9 указанного Постановления, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости».
В силу пункта 6 статьи 56 ЗК Российской Федерации, ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Обременение на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд не зарегистрировано в установленном законом порядке, в кадастр недвижимости, в ЕГРП не внесено, факт резервирования земельного участка ответчиком не доказан.
Спорный земельный участок из оборота не изъят; какие-либо ограничения предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка отсутствуют; доказательств наличия на испрашиваемом земельном участке объектов общего пользования, доказательств наличия решения уполномоченного органа государственной власти о резервировании земельного участка, а также государственной регистрации данного обременения в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 года №561, ответчиком суду не представлено.
Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
С учетом того, что истец является собственником расположенного на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, у него возникло право требовать заключения договора купли-продажи, а у ответчика - обязанность заключить указанный договор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно данных кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, кадастровая стоимость данного участка, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 1 235 977 руб.
Согласно Постановления Правительства Республики Башкортостан за № 629 от 29.12.2014 года «Об определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках» цена земельных участков устанавливается в размере 3 процентов от их кадастровой стоимости.
На основании изложенного, суд полагает, что отказ ответчика в предоставлении истцу в собственность за плату испрашиваемого земельного участка не основан не законе.
Принимая во внимание изложенное, требования иска о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка за плату и об обязании Администрации ГО г. Уфа РБ передать истцу за плату земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату), суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования [СКРЫТО] Л. Н. к Администрации городского округа г. Уфа РБ и Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату и обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации ГО г. Уфа РБ №№ от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении [СКРЫТО] Л. Н. в собственность за плату, земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с [СКРЫТО] Л. Н. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1410 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по выкупной цене в размере 3% от кадастровой стоимости, исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца, через Калининский районный суд г. Уфы РБ.
Судья: Давыдов Д.В.