Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 29.10.2019 |
Дата решения | 13.03.2020 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Тухбатуллина Л.Х. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | b2883154-b6bf-3e5a-874b-5dfa159f31ef |
Дело №2а-221/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 марта 2020 года город Уфа
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тухбатуллиной Л.Х.,
при секретаре судебного заседания Васютиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Республике Башкортостан к [СКРЫТО] А.С. о взыскании налоговой задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 31 по Республике Башкортостан (далее по тексту МРИ ФНС № 31 по РБ или инспекция) обратилась в суд с административным иском к [СКРЫТО] А.С. о взыскании налоговой задолженности, пени.
В обоснование иска указала на то, что на лицевом счете ответчика имеется задолженность по уплате в бюджет страховых взносов за 2018 год за период осуществления адвокатской деятельности, а именно на обязательное пенсионное страхование (далее по тексту - ОПС) за 2018 год в размере 26545 рублей и обязательное медицинское страхование (далее по тексту - ОМС) в размере 5840 рублей. Срок уплаты истек 09.10.2019 году. За период с 10.01.2019 г. по 23.01.2019 г. начислены пени в размере 132,63 руб. (ОПС), 28,26 руб. (ОМС).
Также на праве собственности ответчику принадлежат транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения – Лада 213100 государственный регистрационный знак м476рх102, в собственности с 22.12.2015 г. по 25.09.2018 г.; Ниссан Primera государственный регистрационный знак н923оа102, в собственности с 22.06.2012 г. по 22.06.2016 г.
Налогоплательщиком не была своевременно исполнена обязанность по уплате транспортного налога за 2016 год в размере 2285,25 руб. Срок уплаты истек 01.12.2017 года. С 02.12.2017 года по 14.02.2018 года начислены пени в размере 44,83 руб.
Ответчику на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: квартира, расположенная по адресу: г.Уфа, ул. Первомайская, 55-53, в собственности с 05.07.1993 г. по 14.03.2019 г., жилой дом, расположенный по адресу: г.Уфа, ул. Колхозная, 156, в собственности с 06.12.2016 г.
Налогоплательщиком не была своевременно исполнена обязанность по уплате налога на имущество за 2016 год в размере 252 руб. Срок уплаты истек 01.12.2017 года. С 02.12.2017 года по 14.02.2018 года начислены пени в размере 4,95 руб.
24.04.2018 г. произведена оплата налога, пени не оплачены.
Также ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г.Уфа, ул. Колхозная, 15б, в собственности с 25.04.2014 г.
Налогоплательщиком не была своевременно исполнена обязанность по уплате земельного налога за 2016 год в размере 356 руб. Срок уплаты истек 01.12.2017 года. С 02.12.2017 года по 14.02.2018 года начислены пени в размере 6,99 руб.
24.04.2018 г. произведена оплата налога, пени не оплачены.
Налогоплательщику были направлены требования об оплате налога и пени от 15.02.2018 года № 3995, срок исполнения истек 05.04.2018 года.
23.03.2019 года инспекция обратилась в порядке приказного производства.
18.07.2019 года вынесен судебный приказ, отменные мировым судьей 31.07.2019 года.
МРИ ФНС № 31 по РБ просит суд взыскать с административного ответчика задолженности:
- по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2018 год в размере 26545 рублей, пени – 132,63 руб.;
- по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период 2018 год в размере 5840 рублей, пени- 28,26 руб.;
- по транспортному налогу за период 2016 года в размере 2285,25 руб., пени – 44,83 руб.;
- по налогу на имущество – пени в размере 4,95 руб.,
- по земельному налогу – пени в размере 6,95 руб.
На судебное заседание представитель МРИ ФНС № 31 по РБ не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Заявлений об отложении судебного заседания не поступало. Имеется ходатайство в иске о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
В судебном заседании ответчик [СКРЫТО] А.С. исковые требования не признала, пояснила, что частично погасила задолженность, в части задолженности по транспортному налогу ссылалась на пропуск срока.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив и оценив материалы административного дела, выслушав административного ответчика, суд пришел к следующему.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов регулируются Налоговым Кодексом Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ч. 1 ст. 419 НК РФ Плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период времени с 06.10.2011 года по 14.06.2019 г. [СКРЫТО] А.С. была зарегистрирована в качестве адвоката.
За период 2018 года за ответчиком числится задолженность по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26545 рублей и обязательное медицинское страхование в размере 5840 рублей. Срок уплаты истек 09.01.2019 г. За период с 10.01.2019 г. по 23.01.2019 г. начислены пени в размере 132,63 руб. и 28,26 руб. соответственно.
Согласно квитанциям, представленным ответчиком, 18.12.2019 г. [СКРЫТО] А.С. оплачены: взнос на обязательное пенсионное страхование в размере 28803,37 рублей, пени – 2310 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 5840 рублей, пени – 490 рублей.
Таким образом, задолженность по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26545 рублей и обязательное медицинское страхование в размере 5840 рублей, погашена.
Далее, судом установлено, что [СКРЫТО] А.С. является плательщиком земельного налога, в ее собственности находится земельный участок с кадастровым номером 02:55:030807:128, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
За период 2016 год исчислен земельный налог в размере 356 рублей. Срок уплаты до 01.12.2017 г. В связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога за период с 02.12.2017 г. по 14.02.2018 г. начислены пени в размере 6,99 рублей.
Оплата налога произведена 24.04.2018 г.
Согласно квитанции, представленной ответчиком, 13.03.2020 г. [СКРЫТО] А.С. оплачены пени по земельному налогу в размере 10 рублей.
Таким образом, задолженность по земельному налогу, в том числе пени, погашены.
Также ответчик является плательщиком налога на имущество. В ее собственности находилось жилое помещение, с кадастровым номером 02:55:030142:777, расположенное по адресу: <адрес>53, в период с 05.07.1993 г. по 14.03.2019 г., а также находится в собственности жилой дом, с кадастровым номером 02:55:030807:153, расположенный по адресу: <адрес>.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, вторым пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 НК РФ регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.
За период 2016 год исчислен налог на имущество в размере 252 рубля. Срок уплаты до 01.12.2017 г. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога за период с 02.12.2017 г. по 14.02.2018 г. начислены пени в размере 4,95 рублей.
Оплата налога произведена 24.04.2018 г.
Согласно квитанциям, представленным ответчиком, 18.12.2019 г. [СКРЫТО] А.С. оплачены пени по земельному налогу на сумму 39,38 рублей.
Таким образом, задолженность по земельному налогу, в том числе пени, погашены.
В соответствии с Законом РБ «О транспортном налоге» от 27.11.2002 года № 365 –з, налог исчисляется исходя из мощности двигателя, налоговой ставки, период нахождения в собственности.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового Кодекса РФ.
В соответствии с ч.1 ст.358 Налогового Кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Из материалов дела следует, что ответчик [СКРЫТО] А.С. являлась собственником автомобилей: <данные изъяты> государственный регистрационный знак м476рх102, в собственности с 22.12.2015 г. по 25.09.2018 г.; Ниссан Primera государственный регистрационный знак н923оа102, в собственности с 22.06.2012 г. по 22.06.2016 г.
Согласно ч.1 ст.362 Налогового Кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Инспекцией исчислен транспортный налог за период 2016 год в сумме 2285,25 рублей. Срок уплаты транспортного налога истек 01.12.2017 г. За период с 02.12.2017 г. по 14.02.2018 г. начислены пени в размере 44,83 рубля.
Налогоплательщику направлено требование № 3995 от 15.02.2018 года об уплате налога в срок до 05.04.2018 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу абз. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
На основании ст. 48 НК РФ налоговым органам предоставлено право, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банках и наличных денежных средств. Исковое заявление налоговым органом может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71, с учетом п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11.06.1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации», исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (в том числе юридического лица) может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Данный срок является пресекательным и не подлежит восстановлению. Имея в виду, что данный срок является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд, отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.
Таким образом, заявление о взыскании с ответчика недоимки по налогам за 2016 год могло быть подано в суд до 05.10.2018 года.
С заявлением о выдаче судебного приказа МРИ ФНС № 31 по РБ обратилось 18.07.2019 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявление о выдаче судебного приказа, а также административное исковое заявление подано налоговым органом, с нарушением пресекательного срока, установленного п. 2 ст. 48 Кодекса.
В связи с отсутствием каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность своевременного обращения с иском, суд оснований для восстановления срока не находит.
При таких обстоятельствах исковые требования Межрайонной ИФНС России № 31 по РБ в части взыскании с ответчика транспортного налога удовлетворению не подлежат, поскольку в отношении указанных сумм налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 290, 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Республике Башкортостан к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Республике Башкортостан к [СКРЫТО] А.С. о взыскании налоговой задолженности, пени, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Калининский районный суд <адрес>.
Судья Л.Х.Тухбатуллина