Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 01.10.2013 |
Дата решения | 27.11.2013 |
Категория дела | Споры о праве собственности на землю |
Судья | Тимербаев Р.А. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 75a994eb-3734-3830-8556-1f26acfc52f4 |
Дело № 2-55022013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2013 года город Уфа
Калининский районный суд г.Уфы РБ в составе
председательствующего судьи Тимербаева Р.А.,
при секретаре Латыповой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] О.Р. , [СКРЫТО] Е.А. к Администрации городского округа <адрес> о признании права собственности на земельные участки,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] О.Р. , [СКРЫТО] Е.А. обратились в суд с иском к Администрации городского округа <адрес> о признании права собственности на земельные участки, указывая на то, что [СКРЫТО] О.Р. является членом КС «Ручеек» ОСТ ОАО УМПО и пользуется земельным участком № площадью 598 кв.м., кадастровый номер 02:55:020436:162, расположенным в указанном КС, что подтверждается членской книжкой садовода, [СКРЫТО] Е.А. является членом КС«Ручеек»ОСТОАОУМПО и пользуется земельным участком № 279а площадью 644 кв.м., кадастровый номер 02:55:020436:163, расположенным в указанном КС, что подтверждается членской книжкой садовода. Истцы обратились в Администрацию <адрес> с заявлением о разрешении приватизации занимаемых ими садовых участков. Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа <адрес> им было отказано в предоставлении в собственность земельных участков в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки входят в санитарную зону охраны второго пояса, в силу чего на основании п. 14 п.5 ст.2 7 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к землям, ограниченным в обороте, которые согласно ч.2 ст. 27 Земельного кодекса РФ не предоставляются в частную собственность.
Истцы просят суд за [СКРЫТО] О.Р. право собственности на земельный участок, разрешенное использование :для ведения садоводства, общей площадью 598 кв.м., адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, р-н Калининский, тер. КС« Ручеек»ОСТ ОАО УМПО, уч. № с кадастровым номером 02:55:020436:162; за [СКРЫТО] Е.А. право собственности на земельный участок, разрешенное использование: для ведения садоводства, общей площадью 644 кв.м., адрес объекта: местоположение установлено
относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, р-н Калининский, тер. КС « Ручеек» ОСТ ОАО УМПО, уч. № 279а с кадастровым номером 02:55:020436:163.
В судебном заседании представитель истцов Сенина Е.А. по доверенностям исковые требования поддержала. Просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика, представитель третьего лица Управления по земельным ресурсам Администрации ГО <адрес> РБ, представитель третьего лица ОСТ ОАО УМПО на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истцов, изучив материалы дела, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Установлено, что согласно Уставу СНТ «Ручеек» располагается на землях <адрес> городского округа <адрес>, возле озера Мельничное полоса отвода Башкирского отделения железной дороги перегона станция Дема-Иглино, остановочный пункт «Правая Уфимка» на 1642 км на участке земли общей площадью 55000кв.м.
Согласно членским книжкам садоводов следует, что [СКРЫТО] О.Р. и [СКРЫТО] Е.А. являются членами СТ ОСТ «Ручеек» и пользуются садовыми участками.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, земельный участок № 275, расположенный на территории РБ. <адрес>, КС «Ручеек» прошел в установленном порядке кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 02:55:020436:162, площадью 598 +/-9 кв.м., категория земель не установлена.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, земельный участок № 279а, расположенный на территории РБ. <адрес>, КС «Ручеек» прошел в установленном порядке кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 02:55:020436:163, площадью 644 +/-9 кв.м., категория земель не установлена.
Как усматривается из материалов дела, 27.06.2013г года истец [СКРЫТО] Е.А. обратилась в Администрацию ГО <адрес> с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Сообщением № Ф-8858 от ДД.ММ.ГГГГ Управление по земельным ресурсам Администрации ГО <адрес> РБ отказало истцу [СКРЫТО] Е.А. в предоставлении спорного земельного участка в собственность на том основании, что земельный участок, № а в ОСТ «Ручеек» ОАО УМПО находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Как усматривается из материалов дела, 17.06.2013г года истец [СКРЫТО] О.Р. обратился в Администрацию ГО <адрес> с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Сообщением № Р-8349 от ДД.ММ.ГГГГ Управление по земельным ресурсам Администрации ГО <адрес> РБ отказало истцу [СКРЫТО] О.Р. в предоставлении спорного земельного участка в собственность на том основании, что земельный участок, № в ОСТ «Ручеек» ОАО УМПО находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Материалами дела также установлено, что спорный земельный участок полностью входит в санитарную зону охраны водозаборов второго пояса, что подтверждается представленными истцами кадастровыми паспортами спорных земельных участков.
В соответствии с ч.4 ст.3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1305-1 "О собственности в СССР" (то есть до 01.07.1990г.), но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
В соответствии с пунктом 4 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой довступления в силу настоящего Федерального закона было создано (.организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
Согласно п. 9.1 ФЗ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с положениями Санитарных правил и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (пункт 1.2 Правил).
ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4 Правил).
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13 Правил).
Однако в пункте 1.17. СанПиН 2.1.4.1110-02 специально оговорено, что отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Следовательно, само по себе отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, не распространяются ограничения, установленные законом.
Кроме того, из содержания положений Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" не следует, что с введением в действие новых санитарных правил, границы зон санитарной охраны, установленные ранее распоряжением Кабинета Министров РБ за № 801-р от ДД.ММ.ГГГГ года, отменены.
По мнению суда, распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан является правовым актом исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан, в настоящее время распоряжением не отменено, не признано утратившим силу, является действующим правовым актом, применяется в части, не противоречащей более поздним актам, регулирующим однородные отношения (л.д.52).
Согласно имеющегося в материалах дела кадастрового плана на спорный земельный участок весь земельный участок находится во второй зоне пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>.
Данные, содержащиеся в указанном кадастровом паспорте, подтверждают факт нахождения спорного земельного в зоне санитарной охраны и соответственно ограничение указанного земельного участка в обороте.
Материалами дела достоверно подтвержден факт нахождения испрашиваемого земельного участка во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, следовательно, деятельность истцов как собственников спорных земельных участков в непосредственной близости к источнику водоснабжения <адрес>, впоследствии возможно создаст опасность микробного загрязнения подземных вод: удобрениями, поверхностными стоками, фекальными стоками и нарушает охраняемые законом права и интересы населения <адрес>.
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В силу п. 7 ст.25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Таким образом, в соответствии со статьями 27, 28 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что предоставлять в собственность земельные участки, ограниченные в обороте, можно только в том случае, если федеральный закон прямо разрешает передачу такого рода земель в частную собственность, спорный земельный участок передать истцу в собственность не представляется возможным, поскольку в отношении спорного земельного участка такое разрешение в действующем законодательстве отсутствует..
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования [СКРЫТО] О.Р. , [СКРЫТО] Е.А. к Администрации городского округа <адрес> о признании права собственности на земельные участки, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] О.Р. к Администрации городского округа <адрес> о признании за [СКРЫТО] О.Р. право собственности на земельный участок разрешенное использование: для ведения садоводства, общей площадью 598 кв.м., адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, р-н Калининский, территория КС «Ручеек» ОСТ ОАО УМПО, участок № с кадастровым номером 02:55:020436:162 отказать за необоснованностью.
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Е.А. к Администрации городского округа <адрес> о признании за [СКРЫТО] Е.А. право собственности на земельный участок разрешенное использование: для ведения садоводства, общей
площадью 644 кв.м., адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, территория КС « Ручеек» ОСТ ОАО УМПО, участок № 279а с кадастровым номером 02:55:020436:163 отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы в суд, принявший решение.
Судья: Р.А. Тимербаев