Дело № 2-3319/2017 ~ М-1753/2017, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Дата поступления 22.03.2017
Дата решения 10.07.2017
Категория дела Прочие исковые дела
Судья Бикчурина О.В.
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID 56b6a864-cb9e-332b-ab74-2c6005e62786
Стороны по делу
Истец
******** ****** *********
Ответчик
************* ** *. *** **
********** ********* * ************* ********* ************* ** *. *** ** **
*. ***
**-** ******
*/3
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Д № 2-3319/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июля 2017 года город Уфа

Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Бикчуриной О.В., при секретаре судебного заседания Рашитовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Г. Ф. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на садовый земельный участок в порядке приватизации, о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

[СКРЫТО] Г.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности в порядке приватизации на земельный участок № с кадастровым номером , площадью 1 498 +/-10 кв.м., расположенный в Садоводческом некоммерческом товариществе «Содружество» при ведущей организации СУ-479 треста «Трансгидромеханизация», о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность, выраженного в письме № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

В обоснование иска указала, что является членом СНТ, в котором расположен испрашиваемый в собственность земельный участок, пользуется им по назначению. Обратилась к ответчику с целью приватизации земельного участка, но получила отказ, в связи с чем, считая свое право нарушенным, истец обращается в суд с настоящим иском.

В судебном заседании истец [СКРЫТО] Г.Ф., представитель истца по доверенности Чернова Е.В., действующая также как представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета иска, СНТ «Содружество» при ведущей организации СУ-479 треста «Трансгидромеханизация» Чернова Е.В. (председатель), исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представители ответчиков Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Росреестра по РБ, МУП «Уфаводоканал», извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не представили.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.

Исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, которые подлежат удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, истец является членом СНТ «Содружество» при ведущей организации СУ-479 треста «Трансгидромеханизация», истцу предоставлен в пользование для ведения садоводства земельный участок , кадастровый номер . Указанные обстоятельства подтверждаются членской книжкой садовода, выписками из протоколов общих собраний членов СНТ.

Как усматривается из кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, коллективный сад «Содружество, участок , указанный земельный участок площадью 1 498 +/-14 кв.м. относится к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешением использования: для ведения садоводства и дачного хозяйства.

На основании ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно п. 2. ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривает следующее.

Согласно п. 2.7. ст. 3 указанного выше Федерального закона, до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 2.8. ст. 3 указанного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:

схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;

протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);

сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.

На основании п. 2.10 ст. 3 данного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Как усматривается из материалов дела, истец обращалась в Администрацию ГО г.Уфа РБ с заявлением о предоставлении в собственность испрашиваемого садового земельного участка.

На данное обращение письмом УЗИО Администрации ГО г.Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на том основании, что в соответствии с проектом «Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы», разработанным институтом «Коммунводоканалпроект» в 1994 году, утвержденным Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан № 801-р от 24.07.1995 года, испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов, в соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте. В связи с чем, согласно п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, не может быть предоставлен в собственность.

Не согласившись с отказом, считая свое право нарушенным, истец обращается в суд с настоящим иском.

В судебном заседании установлено следующее.

Решением Исполнительного комитета Уфимского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ СУ-479 треста «Трансгидромеханизация» для организации садоводческого товарищества был предоставлен земельный участок площадью 15 га в квартале 24 Зауфимского лесничества. На основании указанного решения СУ треста «Трансгидромеханизация» выдан государственный акт на право пользования землей, зарегистрированный в Книге записей государственных актов на право пользования землей за от ДД.ММ.ГГГГ, о закреплении в бессрочное и бесплатное пользование земельного участка площадью 13,75 га под коллективный сад «Содружество».

Согласно сведениям о юридическом лице из ЕГРЮЛ Садоводческом некоммерческом товариществе «Содружество» при ведущей организации СУ-479 треста «Трансгидромеханизация» является действующим юридическим лицом, созданным ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на основании действующего законодательства юридически значимыми по делу обстоятельствами являются следующие: испрашиваемый садовый земельный участок входит в территорию садоводческого объединения, образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для ведения садоводства указанному объединению либо организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, является членом такого объединения, которому в установленном законом порядке предоставлен спорный земельный участок; отсутствует установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Указанные юридически значимые обстоятельства нашли свое подтверждение представленными суду истцом доказательствами.

Как установлено в судебном заседании, истец является членом СНТ «Содружество» при ведущей организации СУ-479 треста «Трансгидромеханизация», спорный земельный участок с кадастровым номером предоставлен истцу на законных основаниях и используется истцом в соответствии с его целевым назначением для ведения садоводства, расположен на территории СНТ, созданном при предприятии, которому земельный участок в установленном законом порядке предоставлялся для ведения садоводства до введения в действие Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Согласно п. 4. ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

На основании ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно п. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В соответствии с п.2 СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 10 от 14 марта 2002 г., СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Организации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории
ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех
поясов ЗСО (п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Как усматривается из письма ответчика, истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность ввиду нахождения его во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.

Однако, в материалы дела не представлены документы, на основании которых возможно определить отнесение спорного земельного участка к ограниченным в обороте; органом исполнительной власти зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, границы первого, второго пояса и третьего пояса ЗСО не установлены.

Утверждение о нахождении спорного земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны со ссылкой на Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан за № 801-р от 24.07.1995 года, которым утвержден проект «Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы», разработанный институтом «Коммунводоканалпроект» в 1994 году, суд полагает несостоятельным. Названным Распоряжением № 801-р утверждены зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы, что не равнозначно понятию второй пояс зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Названным Распоряжением № 801-р территория и ее границы второго пояса зоны санитарной охраны не определены. Данное Распоряжение № 801-р не позволяет сделать вывод о том, что испрашиваемый истцом земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и, тем самым, ограничен в обороте.

Указанное Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан за № 801-р от 24.07.1995 года, затрагивающее права, свободы истца, не соответствует требованиям, предъявляемым частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации к нормативно-правовым актам органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ввиду отсутствия официального опубликования документа для всеобщего сведения.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что границы и режим зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установлены в соответствии с требованиями законодательства, не имеется.

Кроме того, как усматривается из ответа МУП «Уфаводоканал» на запрос суда, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером в соответствии с проектом «Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы», утвержденным Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан за № 801-р от 24.07.1995 года, находится на территории третьего пояса санитарной охраны источников водоснабжения г.Уфы.

Следовательно, довод ответчика о том, что спорный земельный участок находится в границах второго пояса ЗСО и, соответственно, ограничен в обороте, безоснователен.

Каких-либо доказательств изъятия из оборота, ограничения в обороте, резервирования для государственных или муниципальных нужд в отношении спорного земельного участка, наличия установленного законом запрета на предоставление земельного участка в собственность, ответчиком суду не представлено, а судом не добыто.

При таких обстоятельствах, отказ ответчика УЗИО Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении спорного земельного участка в собственность не основан на законе, следовательно, требование иска о признании за истцом права собственности на испрашиваемый земельный участок, обосновано и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования [СКРЫТО] Г. Ф. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на садовый земельный участок в порядке приватизации, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка удовлетворить.

Признать за [СКРЫТО] Г. Ф. право собственности на земельный участок , с кадастровым номером , площадью 1 498 +/-10 кв.м., расположенный в Садоводческом некоммерческом товариществе «Содружество» при ведущей организации СУ-479 треста «Трансгидромеханизация».

Признать отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении земельного участка в собственность, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Бикчурина О.В.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан на 22.03.2017:
Дело № 2а-2783/2017 ~ М-1842/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 22.03.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Портнова Л.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2а-2762/2017 ~ М-1820/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 22.03.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Портнова Л.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-2927/2017 ~ М-1847/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 18.05.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Мустафина Д.И.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-107/2017 ~ М-1789/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 27.03.2017
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Фаршатова И.И.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2а-2773/2017 ~ М-1832/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 22.03.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Портнова Л.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-2991/2017 ~ М-1758/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 11.05.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Давыдов Д.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2а-2764/2017 ~ М-1823/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 22.03.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Портнова Л.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2а-2768/2017 ~ М-1827/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 22.03.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Портнова Л.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-2801/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 18.04.2017
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Фаршатова И.И.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-2779/2017 ~ М-1838/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 22.03.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Портнова Л.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-297/2017, апелляция
  • Дата решения: 26.04.2017
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Фаршатова И.И.
  • Судебное решение: ЕСТЬ