Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 06.04.2018 |
Дата решения | 30.08.2018 |
Категория дела | Связанные с приватизацией жилой площади |
Судья | Мустафина Д.И. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | a12f144d-0ba0-3c02-b72c-6c621278d9af |
Дело № 2-3220/2018
.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2018 года г.Уфа
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Мустафиной Д.И.,
при секретаре судебного заседания Тучкиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] О. А. к Министерству [СКРЫТО] Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] О.А. обратилась в суд с иском к Министерству [СКРЫТО] Российской Федерации о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
В обоснование требований истец указала, что она является вдовой [СКРЫТО] В. А., погибшего при выполнении боевой задачи ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Согласно справки о регистрации истец была вписана по форме 17 в ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РБ. Позднее с ней был заключен договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>, но в настоящее время данный документ утерян..
Ранее в приватизации жилья истец участия не принимала, полагая, что на законных основаниях вселена в спорное жилое помещение, проживает в нем, осуществляет права и обязанности нанимателя.
В ходе рассмотрения дела, уточнив исковые требования, истец также указала, что в соответствии с подпунктом «и» п. 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 153 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил и подведомственных Министерству [СКРЫТО] РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, следующие функции: мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению имущества).
Механизм осуществления указанных полномочий до настоящего времени не разработан, что лишает истца возможности реализовать свое право на получение квартиры в собственность.
Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ №, начальником строительства и расквартирования войск-заместителем министра [СКРЫТО] РФ военному комиссару РБ генерал-майору Т.М. Азарову было дано поручение приобрести, в целях решения жилищного вопроса семьи погибшего подполковника В.А. [СКРЫТО] путем приобретения жилья в г. <адрес> за счет средств Национального Военного Фонда и в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить необходимые документы в соответствии с приложением № приказа Министра [СКРЫТО] РФ от ДД.ММ.ГГГГ № через Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства [СКРЫТО] РФ.
В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ. между ОАО «Строитель» и [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ в лице начальника Квартирно-эксплуатационного управления Приволжско-Уральского военного округа (КЭУ ПУрВО) был заключен договор на долевое участие в строительстве жилья для заселения вдовы погибшего военнослужащего [СКРЫТО] О. А..
Пунктом 2.3 договора № от ДД.ММ.ГГГГ обусловлено, что дольщик -Министерство [СКРЫТО] РФ, в лице начальника Квартирно-эксплуатационного управления Приволжско-Уральского военного округа (КЭУ ПУрВО) вносит 648 000 руб., оставшуюся сумму 330 000 руб. из расчета превышения установленной нормы площади для данной категории военнослужащих в размере 27,5 кв.м., внесет из личных средств наличными в кассу ОАО «Строитель» (Застройщик по договору) вдова погибшего военнослужащего - [СКРЫТО] О. А., для которой приобреталась квартира.
Разделом 3 договора № от ДД.ММ.ГГГГ. предусмотрено также, что квартира передается для поордерного заселения семьи военнослужащего с составлением Акта приема-передачи [СКРЫТО] О. А..
Согласно акта № приема - передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договору № от ДД.ММ.ГГГГ сумма за указанную квартиру была внесена полностью, а именно 648000 руб. было внесено «Дольщиком» и 330 000 руб. было внесено вдовой погибшего военнослужащего [СКРЫТО] О. А..
Пунктом 3 указанного акта приема-передачи квартира была оформлена под заселение вдовы военнослужащего [СКРЫТО] О. А..
Согласно поквартирной карточки основанием заселения в спорную квартиру также являлся договор № от ДД.ММ.ГГГГ
В сентябре ДД.ММ.ГГГГ по инициативе В.В. Путина в целях социальной поддержки военнослужащих (сотрудников) министерств и ведомств Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, членов их семей, ветеранов военной службы и иных категорий российских граждан был создан Общероссийский Национальный Военный Фонд.
Общим собранием участников Фонда, тогда же были внесены изменения в его наименование и Устав, и с ДД.ММ.ГГГГ Фонд зарегистрирован Федеральной регистрационной службой России под названием Общероссийский общественный фонд «Национальный благотворительный фонд».
В соответствии с разъяснениями Федеральной регистрационной службы от ДД.ММ.ГГГГ № изменение названия и Устава Фонда не свидетельствуют о его реорганизации в соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации и не требуют определения правопреемства, поскольку Национальный благотворительный фонд и Национальный Военный Фонд в данном случае - одно и то же юридическое лицо.
Истец просит суд признать жилое помещение по адресу: <адрес> не являющимся служебным, ввиду приобретения спорного жилого помещения на средства Национального Военного Фонда и средства [СКРЫТО] О. А.; прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру по адресу: <адрес>, ввиду нарушения прав истца, так как часть денежных средств были внесены ею лично. Просила прекратить право оперативного управления Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации на квартиру по адресу: <адрес>, и признать за [СКРЫТО] О. А. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; считать данное решение основанием для государственной регистрации перехода права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
На судебное заседание истец [СКРЫТО] О.А. не явилась, извещена надлежаще, в материалах имеется заявление о рассмотрении дела без ее участия.
На судебное заседание представитель ответчика Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации не явился, извещен надлежаще, имеется заявление о рассмотрении дела без участия представителя, представлены возражения на исковое заявление, в соответствии с которыми ответчик указал, что согласие на приватизацию служебного жилого помещения может дать исключительно собственник такого жилья, то есть [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации, которое согласие на приватизацию спорного жилого помещения не давало, в связи с чем считает, что оснований для признания за истцом права собственности на спорное жилое помещение не имеется.
В судебном заседании представитель третьих лиц - Администрации ГО г.Уфа РБ и Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ – Зотова Н.Н. решение вопроса о признании права собственности на квартиру за [СКРЫТО] О.А. оставила на усмотрение суда, в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.
В силу ч. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и доказательства уважительности этих причин.
Таким образом, из смыла вышеуказанной нормы следует, что лица, участвующие в деле, обязаны не только известить суд о причинах своей неявки, но и представить доказательства уважительности этих причин, в частности приложить к ходатайству документы, безусловно подтверждающие уважительность причины неявки (заверенную копию листа нетрудоспособности, справку о служебной командировки и т.п.).
С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями статьи 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о приватизации) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
Согласно статье 4 указанного закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (статья 6 Закона).
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии с п.6 ст. 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года №76-ФЗ, военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства
Согласно положениям ст. 5 Федерального закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с этим, при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
На основании пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения», ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства [СКРЫТО], Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Согласно представленных сторонами доказательств, установлено, что [СКРЫТО] О.А. состояла в зарегистрированном браке с [СКРЫТО] В.А., согласно свидетельству о заключении брака III-РУ № выданному ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес>.
Согласно свидетельству о смерти I-АР № выданному администрацией поселка <адрес> РБ, [СКРЫТО] В.А. умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной военным комендантом <адрес> следует, что подполковник [СКРЫТО] В.А. проходил военную службу по контракту в военной комендатуре <адрес>, относящегося к Министерству [СКРЫТО] Российской Федерации в Вооружённых силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, погиб ДД.ММ.ГГГГ вследствие минно-взрывного ранения с повреждением жизненно-важных органов, полученного во время выполнения боевой задачи в ходе контртеррористической операции на территории Чеченской Республики.
Согласно завещанию [СКРЫТО] В.А. от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному военным комендантом <адрес> ЧР, Зинатовым В.Г., зарегистрированному в книге за №, указано, что на случай смерти [СКРЫТО] В.А. все его имущество завещается [СКРЫТО] О. А..
Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ №, начальником строительства и расквартирования войск-заместителем министра [СКРЫТО] РФ военному комиссару РБ генерал-майору Т.М. Азарову было дано поручение приобрести, в целях решения жилищного вопроса семьи погибшего подполковника В.А. [СКРЫТО] путем приобретения жилья в <адрес> за счет средств Национального Военного Фонда и в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить необходимые документы в соответствии с приложением № приказа Министра [СКРЫТО] РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № через Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства [СКРЫТО] РФ.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Строитель» и [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ в лице начальника Квартирно-эксплуатационного управления Приволжско-Уральского военного округа (КЭУ ПУрВО) был заключен договор на долевое участие в строительстве жилья для заселения вдовы погибшего военнослужащего [СКРЫТО] О. А..
Пунктом 2.3 договора № от ДД.ММ.ГГГГ обусловлено, что дольщик -Министерство [СКРЫТО] РФ, в лице начальника Квартирно-эксплуатационного управления Приволжско-Уральского военного округа (КЭУ ПУрВО) вносит 648 000 руб., оставшуюся сумму 330 000 руб. из расчета превышения установленной нормы площади для данной категории военнослужащих в размере 27,5 кв.м., внесет из личных средств наличными в кассу ОАО «Строитель» (Застройщик по договору) вдова погибшего военнослужащего - [СКРЫТО] О. А., для которой приобреталась квартира.
Разделом 3 договора № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено также, что квартира передается для поордерного заселения семьи военнослужащего с составлением Акта приема-передачи [СКРЫТО] О. А..
Согласно акта № приема - передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договору № от ДД.ММ.ГГГГ сумма за указанную квартиру была внесена полностью, а именно 648000 руб. было внесено «Дольщиком» и 330 000 руб. было внесено вдовой погибшего военнослужащего [СКРЫТО] О. А..
Пунктом 3 указанного акта приема-передачи квартира была оформлена под заселение вдовы военнослужащего [СКРЫТО] О. А..
Согласно поквартирной карточки основанием заселения в спорную квартиру также являлся договор № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке о регистрации, выданной МУП ЕРКЦ <адрес>, [СКРЫТО] О.А. зарегистрирована в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, также у данной квартире зарегистрирована ее дочь [СКРЫТО] Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ.
[СКРЫТО] О.А. и ее дочери [СКРЫТО] Т.В. были предоставлены справки Министерства [СКРЫТО] РФ Военного комиссариата Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов г.Уфы о праве на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» с ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленного ответа ФГКУ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в архиве 4 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ договор/ордер на [СКРЫТО] О. А. по адресу: <адрес> отсутствует.
Согласны выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ собственником <адрес> указана Российская Федерация, правообладателем на праве оперативного управления является [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации.
Из копии регистрационного дела № от ДД.ММ.ГГГГ, представленного по запросу суда, следует, что на основании заявления и представленного договора № на долевое участие в строительстве жилья, было зарегистрировано право оперативного управления Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации на спорную квартиру.
Также, согласно справки ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» собственником <адрес> РБ указано [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ, на основании свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ, информация о правах на какое-либо недвижимое имущество у [СКРЫТО] О. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированной по адресу: <адрес>, отсутствует.
На основании вышеизложенного установлено, что спорная <адрес> по ул. <адрес> предоставлена истцу на условиях социального найма и на момент его предоставления не имело статус служебного помещения.
Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Право проживания [СКРЫТО] О.А. и ее дочери в спорном жилом помещении на протяжении длительного периода времени не оспаривалось, требований о выселении к ним не предъявлялось, истцом право на бесплатную приватизацию жилого помещения не использовано. И поскольку спорное жилое помещение не является служебным, относится к государственному жилищному фонду.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 г. N 13-П следует, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение (как это, в частности, имеет место применительно к служебным жилым помещениям или жилым помещениям в военных городках), исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
Доводы ответчика, выраженные в возражении на исковое заявление о том, что спорное жилое помещение не может быть приватизировано в силу ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1, поскольку является служебным, суд считает несостоятельными, так как ответчиком доказательств того, что спорное жилое помещение было отнесено к служебным жилым помещением, предоставлялось [СКРЫТО] О.А. в качестве служебного жилого помещения, не представлено.
Признаком служебного жилого помещения (до 01.03.2005г.) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении жилого помещения в число служебных независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение. Однако, ответчиком доказательств того, что органом местного самоуправления в установленном законом порядке спорное жилое помещение было отнесено к служебным жилым помещениям, не представлено. Учитывая, что отсутствует нормативный акт, согласно которому спорное жилое помещение относится к служебным жилым помещениям, соответственно отсутствует нормативный акт об исключении спорного жилого помещения из числах служебных.
При этом, отсутствие у истицы письменного договора социального найма жилого помещения не может являться препятствием для приватизации квартиры, поскольку судом установлено, что [СКРЫТО] О.А. фактически занимает жилое помещение на условиях социального найма, что в силу ст. 2 Федеральным законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» дает ей право на его приватизацию.
Обстоятельств, препятствующих передаче истице в собственность, в порядке приватизации, занимаемого жилого помещения судом не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] О.А.
При признании за истцом [СКРЫТО] О.А. права на квартиру по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, право Российской Федерации на указанное жилое помещение не может быть сохранено и подлежит прекращению, также как и не может быть сохранено право оперативного управления спорной квартирой Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования [СКРЫТО] О. А. к Министерству [СКРЫТО] Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за [СКРЫТО] О. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, право собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
Прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру по адресу: <адрес>.
Прекратить право оперативного управления Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации на квартиру по адресу: <адрес>.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, за [СКРЫТО] О. А..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Уфы.
Судья Д.И.Мустафина