Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 27.02.2019 |
Дата решения | 20.05.2019 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Рахимова Р.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | e98e973c-75db-3eaa-8e9b-8806c6a17c8b |
Дело № 2-2653/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 20 мая 2019 года
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Рахимовой Р.В.,
при секретаре Федоровой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района города Уфы Республики Башкортостан в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО ИЦ «Атомэнергомаш», ООО «Спутник Групп», АО ТГК «Монолит» об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
установил:
прокурор Калининского района г.Уфы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО ИЦ «Атомэнергомаш», ООО «Спутник Групп» об устранении нарушений требований пожарной безопасности, указывая на то, что прокуратурой Калининского района г. Уфы проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в здании, расположенном в <адрес>, выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», противопожарных норм и правил.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО ТГК «Монолит», в качестве третьего лица
ООО «УГС-Девелопмент».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску прокурора Калининского района г. Уфа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО ИЦ «Атомэнергомаш»,
ООО «Спутник Групп», АО ТГК «Монолит» об устранении нарушений требований пожарной безопасности по пунктам исковых требований 1-26 прекращено, в связи с отказом истца от иска.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского района г.Уфы Петрова Р.В. исковые требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика ООО ИЦ «Атомэнергомаш» ФИО3, представитель ответчика ООО ИЦ «Атомэнергомаш» и ООО «Спутник Групп» ФИО4, представитель ответчика АО ТГК «Монолит» ФИО5 иск признали, пояснили, что для устранения заявленных нарушений необходимо время, 3-4 месяца.
В судебное заседание представители третьих лиц ООО «УГС-Девелопмент», отдел надзорной деятельности г. Уфы УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах в силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии надлежаще извещенных лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы иска, выслушав представителя истца, представителей ответчиков, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Система обеспечения пожарной безопасности, в соответствии с положениями ст. 3 Закона, - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут: собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ).
Согласно ст. ст. 20, 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ требования нормативно-правовых актов по пожарной безопасности обязательны для исполнения, руководители организаций обязаны выполнять требования пожарной безопасности, а так же выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
П. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года установлено, что требования пожарной безопасности, обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 10 ППБ 01-03, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 года
№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
В соответствии со ст.ст. 20, 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В целях защиты прав граждан на жизнь, здоровье, а также их имущества приняты следующие нормативно – правовые акты:
- Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390;
- Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования СП 5.13130.2009, утвержденные приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175;
- Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы. СП 1.13130.2009, утвержденные приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171;
- Строительные нормы и правила. Пожарная безопасность зданий и сооружений. СНиП 21-01-97*, утвержденные Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7;
- Нормы пожарной безопасности НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» утвержденные приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 № 31;
- иные нормы в сфере противопожарной безопасности.
Судом установлено, что согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № собственник ООО «Спутник Групп» (свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) в лице директора ФИО6 передало ООО ИЦ «Атомэнергомаш» во временное пользование со сроком на 11 месяцев нежилые помещения общей площадью 1176, 6 кв.м., расположенные в <адрес>.
В соответствии с п.2.2.9, п.2.2.11 указанного договора аренды ООО ИЦ «Атомэнергомаш» обязан соблюдать на объекте требования законодательства в области деятельности арендатора, нести все расходы, связанные с этим и полную ответственность за соблюдение технических, пожарных, экологических и санитарных норм и правил; содержать объект в надлежащем санитарном, экологическом и противопожарном состоянии. Для выполнения требований противопожарной безопасности арендатор должен установить на объекте контейнеры для сбора отходов производства и потребления.
Согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № собственник ООО «Спутник Групп» (свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) в лице директора ФИО6 передало ООО ИЦ «Атомэнергомаш» во временное пользование со сроком до ДД.ММ.ГГГГ нежилые помещения общей площадью 374 кв.м., расположенные в <адрес>.
В соответствии с п.2.6.2 указанного договора аренды ООО ИЦ «Атомэнергомаш» обязано соблюдать в арендуемом нежилом помещении требования правил санитарии, пожарной безопасности.
Прокуратурой Калининского района г. Уфы по заданиям прокуратуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и в соответствии с решением о проведении проверки при участии начальника отделения ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ ФИО7 в присутствии представителя ООО ИЦ «Атомэнергомаш» ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ в ООО ИЦ «Атомэнергомаш», в здании, расположенном в <адрес>, проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности.
При проведении проверки установлено, что требования вышеуказанных норм при использовании ООО ИЦ «Атомэнергомаш» вышеуказанных помещений по вышеупомянутому адресу грубо нарушены.
Так, в нарушение выше указанных норм, в помещениях, арендованных ООО ИЦ «Атомэнергомаш»:
1. На путях эвакуации, на выходах установлены подъемно-опускные двери (рольставни) (ч. 7 ст. 89 Федерального закона от
22.07.2008 г. № 123-ФЗ);
2. Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале варьируется от 1,9 м. до 2,2 м., что не соответствует установленным 2,5 м. (п. 7.2.4 СП 1.13130.2009);
3. Ручной пожарный извещатель установлен на расстоянии менее 0,75 м. от устройств, воздействие которых может вызвать самопроизвольное срабатывание ручного пожарного извещателя (управление кондиционером) возле эвакуационного выхода (по факту 0,3м.);
4. Ширина эвакуационных выходов из торгового зала 2-го этажа здания в лестничную клетку, составляет 1,12 м, что не соответствует установленным 1,2 м. (п. 7.1.13 СП 1.13130.2009, п. 6.16 СНиП 21-01-97*);
5. Часть извещателей автоматической пожарной сигнализации в торговом зале 2-го этажа установлены на расстоянии менее 0,5 м. от электросветильников (по факту на расстоянии от 0,1-0,2 м., большинство на электросветильниках) (п. 12.33. НПБ 88-2001*, 13.3.6 СП 5.13130.2009);
6. На большинстве извещателей автоматической пожарной сигнализации установлены транспортировочные колпачки, соответственно автоматическая пожарная сигнализация свою функцию не выполняет (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
7. Система противопожарной защиты здания (помещений) - автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии (прибор приемно-контрольный Сигнал-20 в выключенном состоянии) (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
8. Возле приемно-контрольного прибора отсутствует аварийное освещение (НПБ 88-2001*, п. 12.55);
9. Приемно-контрольный прибор установлен не на пожарном посту с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство (НПБ 88-2001*, п. 12.55);
10. У приемно-контрольного прибора отсутствует инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта защиты (п. 64 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
11. Отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре с торгового зала 2-го этажа, естественное освещение на этаже отсутствует (окна закрыты) (п. 7.2 СП 7.13130.2013);
12. В торговом зале 2-го этажа расстояние от светильников до хранящихся товаров менее 0,5 м. (п. 343 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
13. В торговом зале 2-го этажа устроены складские помещения, не выделенные противопожарными перегородками не ниже 1-го типа (ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ, п. 7.4 СНиП 21-01-97*, п. 5.5.2 СП 4.13130.2013);
14. На объекте защиты отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
15. Не организовано проведение проверки систем и установок противопожарной защиты и их работоспособности в соответствии с инструкцией (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
16. Отсутствует второй эвакуационный выход со 2-го этажа здания. Имеющийся путь не является эвакуационным, так как ведет через складскую зону (СНиП 21-01-97*, п. 6.13);
17. К основному зданию пристроено здание (складского назначения) не отделенное противопожарной преградой 1-го типа (ч. 15 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.5.2 СП 4.13130.2013, СНиП 21-01-97*, п. 7.4);
18. В пристроенном здании отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и автоматическая система пожаротушения (НПБ 110-03 п. 4);
19. Помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СП 3.13130.2009 табл. 1,2);
20. Несущие элементы строительных конструкций, а также фермы пристроенного здания не доведены до предела огнестойкости не менее R 90 (п. 5.18 табл. 4 СНиП 21-01-97*);
21. У пожарных шкафов отсутствуют порядковые номера, номера телефона ближайшей пожарной части и расположения огнетушителей (п. 4.15 НПБ 151-2000);
22. В пристроенном здании (складском помещении) допускается хранение авторезины (п. 340. Правил противопожарного режима в РФ);
23. Допускается стоянка погрузочно-разгрузочных и транспортных средств в складском помещении (п. 345. Правил противопожарного режима в РФ);
24. Ширина эвакуационного выхода из складской зоны (здания пристроя) составляет менее 0,8 м (фактическая 0,59 м.) (СНиП 21-01-97*, п. 6.16);
25. Высота эвакуационного выхода из складской зоны (здания пристроя) составляет менее 1,9 м (фактическая 1,83 м.) (СНиП 21-01-97*, п. 6.16);
26. В складском помещении (здание пристроя) установлены аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада (п. 349. Правил противопожарного режима в РФ);
27. У складского помещения не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», соответственно отсутствует обозначение на двери помещения (п. 20. Правил противопожарного режима в РФ);
28. В складском помещении (здание пристроя) устроены конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов (п. 23. Правил противопожарного режима в РФ);
29. Площадка для хранения тары и мусора не имеет ограждения и расположена на расстоянии менее 15 м от здания (п. 4.16 СП 1.13130.2009);
30. На кровле здания отсутствует ограждения на кровле в соответствии с ГОСТ 25772 (п. 8.11 СНиП 21-01-97*);
31. Должностные лица и работники организации не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума. (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, п. 3; НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», п. 31);
32. Не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность. (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, п. 4);
33. Помещение электрощитовой функциональной пожарной опасности Ф5.1 не отделено от торгового зала класса функциональной пожарной опасности Ф3.1 противопожарной преградой (ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ, п. 4.18 СП 4.13130.2013; п. 7.14 СНиП 21-01-97*);
34. Отсутствует давление (вода) в сети внутреннего противопожарного водопровода (статьи 86 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пункт 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, пункт 6.1* СНиП 2.04.01-85*, пункт 4.1.1 СП 10.13130.2009);
35. Проверка на водоотдачу пожарных кранов не проводится (соответствующие акты отсутствуют) (п. 55 Правил противопожарного режима в РФ).
За вышеуказанные нарушения ООО ИЦ «Атомэнергомаш» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и наложен штраф в размере 150 тыс. руб.
03.08.2018 в адрес руководства ООО ИЦ «Атомэнергомаш» внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений.
Из полученного ответа из ООО ИЦ «Атомэнергомаш» от 30.08.2018 на акт прокурорского реагирования следует, что вышеуказанные нарушения, упомянутые в п.п.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 33, 34, 35, не устранены.
Определением Калининского районного суда г. Уфы от 20.05.2019 г. производство по заявленным исковым требованиям по п.1-26 с связи с отказом истца от иска, прекращено.
Нежилое помещение ООО ИЦ «Атомэнергомаш» является объектом массового пребывания неопределенного круга лиц. Ненадлежащее исполнение обязанностей со стороны общества по обеспечению пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью лиц, посещающих указанное здание, может привести к тяжелым последствиям, человеческим жертвам, нанести ущерб здоровью или повлечь значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск прокурора Калининского района г. Уфа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО ИЦ «Атомэнергомаш», ООО «Спутник Групп», АО ТГК «Монолит» об устранении нарушений требований пожарной безопасности подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Калининского района города Уфы Республики Башкортостан удовлетворить.
Обязать АО ТГК «Монолит», ООО ИЦ «Атомэнергомаш»,
ООО «Спутник Групп» привести в соответствие давление (вода) в сети внутреннего противопожарного водопровода, провести проверку на водоотдачу пожарных кранов в здании по адресу: <адрес>, ул.<адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца с даты принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Председательствующий: Р.В. Рахимова