Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 01.04.2013 |
Дата решения | 25.07.2013 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Сулейманова А.Т. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 5631d90c-fd4b-3562-914d-34b1723fb166 |
Дело № 2-2407/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2013 года
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сулеймановой А. Т.
при секретаре Давлетбаевой Г. Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Т. В. к Администрации городского округа г. Уфа, Правительству РБ, Министерству земельных и имущественных отношений РБ о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] Т. В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и признании права собственности на земельный участок. В обоснование указала, что на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительного комитета Черниковского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР были выделены земли под плодоягодные сады по городу. Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе границ участка и красных линий в натуре» Коллективному саду № рабочих и служащих завода УМЗ были отведены границы участка. Садовый земельный участок № площадью <данные изъяты> кв. м. в данном садоводческом товариществе закреплен за [СКРЫТО] Т. В., что подтверждается справкой Председателя КС № ОСТ ОАО УМПО и членской книжкой садовода. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер. [СКРЫТО] Т. В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении занимаемого ею земельного участка в собственность. Однако, ей было отказано в связи с тем, что указанный участок расположен в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Истец [СКРЫТО] Т. В. просит суд признать незаконным отказ Администрации ГО г. Уфа Управления по земельным ресурсам от ДД.ММ.ГГГГ № К-649, признать за ней право собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Определением Калининского районного суда г. Уфы от 13.06.2013 года в качестве соответчиков привлечены Правительство РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ.
Истец [СКРЫТО] Т. В. на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении повестки. В своем заявлении просит суд рассмотреть данное гражданское дело в ее отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Интересы истца в судебном заседании представляет Бикмурзина Р. А., действующая по доверенности, на судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчики - Администрация городского округа г. Уфа, Правительство РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении повесток.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Третьи лица МУП «Уфаводоканал», Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа, УФСГРКК по РБ, отдел водных ресурсов по РБ Камского бассейного водного управления по РБ на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении повесток.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения и доводы представителя истца, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конвенцией от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции».
Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 года «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В судебном заседании установлено, что решением № Исполнительного комитета Черниковского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ отведены участки земли в размерах 73 га под плодоягодные сады коллективам рабочих и служащих.
Суду представлен акт об отводе границ участка и красных линий в натуре от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
[СКРЫТО] Т. В. является членом Коллективного сада № ОСТ ОАО УМПО и за ним закреплен земельный участок № площадью <данные изъяты> кв. м., что подтверждается представленной членской книжкой садовода и справкой ОСТ ОАО УМПО от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно пункта 1 статьи 56 Земельного кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов гражданского дела следует, что истец [СКРЫТО] Т. В. обратилась в Администрацию ГО г. Уфа о предоставлении используемого земельного участка в собственность.
Письмом № К-649 от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Т. В. было отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водозаборов.
В материалах гражданского дела имеется кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка № с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>
Согласно вышеуказанного кадастрового паспорта спорный земельный участок входит в Зону: «РБ, г. Уфа. Санитарная зона охраны водозаборов, 2 пояс».
Как указывалось выше, согласно ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
8) предоставленные для нужд связи;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ и ст. 18 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, ре, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения указанных водных объектоа и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
На основании ст. 27. ч. 8 Земельного кодекса РФ предусматривает, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорией общего пользования.
В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне, но не менее 1000 м - при крутом.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарными правилами.
В соответствии с положениями Санитарных правил и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 14.03.2002 года № 10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (пункт 1.2 Правил).
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4 Правил).
Согласно письма ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» № 06-1650 от 22.04.2013 года выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам земельных участков под индивидуальную жилую застройку и закрепления под существующие постройки с 22.10.2011 года прекращена.
Судом установлено, что границы второго пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, разработанные институтом «Коммуноводоканалпроект», утверждены распоряжением Кабинета Министров РБ от 24.07.1995 года № 801-р, что не противоречит требованиям ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Из содержания положений санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.110.02, Водного кодекса РФ и ФЗ от 03.06.2006 года «О введении в действие Водного кодекса РФ» не следует, что с введением в действие новых санитарных правил, границ зон санитарной охраны, установленные ранее вышеуказанным распоряжением Кабинета Министров РБ от 24.07.1995 года № 801-р, отменены.
Сведения о границах зоны санитарной охраны внесены в Государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок.
Согласно письма Главного Управления Архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ № 7-3649/Г от ДД.ММ.ГГГГ кратчайшее расстояние от ближайшего уреза воды р. Уфа до ближайшего угла земельного участка по адресу: <адрес> составляет 2, 9 км., кратчайшее расстояние от ближайшего уреза воды оз. Мельничное до ближайшего угла земельного участка по адресу: <адрес>. составляет 2, 5 км, кратчайшее расстояние от ближайшего уреза воды оз. Максимовское до ближайшего угла земельного участка по адресу: <адрес> составляет 1, 5 км, кратчайшее расстояние от ближайшего уреза воды р. Шугуровка до ближайшего угла земельного участка по адресу: <адрес>. составляет 382 м.
В соответствии с п. 2.3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10 границы второго пояса зон санитарной охраны водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
То есть зоны санитарной охраны источников водоснабжения определяются не только в зависимости от расстояния до ближайшего уреза воды, но и в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорные земельные участки в силу пункта 8 статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", п. 2 ст. 27 ЗК РФ не подлежат приватизации, поскольку находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей, питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, соответственно в силу действующего законодательства спорный земельный участок относится к категории земель ограниченных в обороте, что является основанием, препятствующим возможности приобретения спорного земельного участка в собственность истца в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Т. В. к Администрации городского округа г. Уфа, Правительству РБ, Министерству земельных и имущественных отношений РБ о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и признании права собственности на земельный участок.
Руководствуясь, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Т. В. к Администрации городского округа г. Уфа, Правительству РБ, Министерству земельных и имущественных отношений РБ о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и признании права собственности на земельный участок отказать за необоснованностью.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Уфы.
Судья: А. Т. Сулейманова