Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 01.04.2013 |
Дата решения | 07.08.2013 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Сафиуллина Н.Ш. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | b83c4a72-0f2d-3db3-8456-93e70875c3ad |
Дело № 2-2346/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2013 года город Уфа
Калининский районный суд г.Уфы РБ в составе
председательствующего судьи Сафиуллиной Н.Ш.,
при секретаре Фазлутдиновой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Р. Ш. к А. городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] Р.Ш. обратилась в суд с иском к А. городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и признании права собственности на земельный участок, в обоснование иска указала, что на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительного комитета Черниковского городского Совета депутатов трудящихся, Башкирской АССР «Об отводе участков земли под плодоягодные сады рабочим и служащим организаций города» были выделены земли под плодоягодные сады по городу.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе границ участка и красных линий в натуре» Коллективному саду № рабочих и служащих завода УМЗ были отведены границы участка. Устав Огородно-садоводческого товарищества зарегистрирован Постановлением Главы А. К. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с приведением в соответствие ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», была зарегистрирована новая редакция устава, названное товарищество Открытое акционерное общество «УМПО» и поставлено на учет в ГНИ по К. <адрес>.
Садовый земельный участок № А площадью <данные изъяты> кв.м. в данном садоводческом товариществе закреплен за [СКРЫТО] Р.Ш., что подтверждается справкой председателя КС № ОСТ ОАО «УМПО» и членской книжкой садовода.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер №.
В связи с тем, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в А. ГО <адрес> с заявлением с просьбой разрешить приватизировать земельный участок и выдать правоустанавливающий документ на занимаемый ей земельный участок в Коллективном саду № ОСТ ОАО «УМПО», расположенный по адресу: <адрес>, Коллективный са<адрес> ОСТ ОАО «УМПО», участок №А., и получила письмом № М-570 от ДД.ММ.ГГГГ отказ, согласно которого оформление права собственности на земельный участок № А в КС № ОСТ ОАО «УМПО», не представляется возможным, в связи с тем, что указанный участок расположен в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, считая, что ее права и законные интересы нарушены, истец просит суд: признать незаконным отказ А. ГО <адрес> по Земельным ресурсам от ДД.ММ.ГГГГ № М-570; признать за ней право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, коллективный сад ОСТ ОАО «УМПО», участок №А.
В судебное заседание истец [СКРЫТО] Р.Ш. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца (л.д.84).
В судебном заседании представитель истца [СКРЫТО] Р.Ш. - Бикмурзина Р.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала в полном объеме, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании ответчик представитель А. ГО <адрес> Зотова Н.Н., действующая по доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, пояснила, что спорный земельный участок находится в муниципальной собственности, и расположен во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, он ограничен в обороте в соответствии со ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители соответчиков Правительства РБ и Министерства земельных и имущественных отношений РБ, привлеченные к участию в деле в качестве соответчиков, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В судебное заседание третье лицо представитель МУП «Уфаводоканал» не явился, в материалах дела имеется возражение, в котором представитель третьего лица просит дело рассмотреть в его отсутствие. Также представитель третьего лица в своих возражениях на исковые требования указал, что спорный земельный участок находится в санитарной охранной зоне во втором поясе. Согласно СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в пределах второго пояса запрещено ведение всех видов строительства, ведущих к разрушению перекрывающих водоносных горизонт горных пород и пластов, кроме того запрещается загрязнять территорию второго пояса ЗСО нечистотами, применять ядохимикаты и удобрения, размещение кладбищ, хранилищ, складов ГСМ, выпас скота, распашка земли. Просил в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица ОСТ ОАО «УМПО», не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Выслушав объяснения и доводы сторон, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конвенцией от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе настоящей Конвенции».
Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от ДД.ММ.ГГГГ «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Установлено, что решением № Исполнительного комитета Черниковского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ, «Об отводе участков земли под плодоягодные сады рабочим и служащим организаций города» были выделены земли под плодоягодные сады по городу (л.д.7).
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе границ участка и красных линий в натуре» Коллективному саду № рабочих и служащих завода УМЗ были отведены границы участка (л.д.8).
Согласно членской книжки садовода, [СКРЫТО] Р.Ш. является членом ОСТ ОАО «УМПО», имеет в пользовании земельный садовый участок №А, площадью 600 кв.м., книжка выдана ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18,19).
В материалах дела имеется справка, подписанная председателем ОСТ ОАО «УМПО», из которой следует, что [СКРЫТО] Р.Ш. является членом КС № ОСТ ОА «УМПО» и за ней закреплен земельный участок № А, площадью <данные изъяты> кв.м., задолженности [СКРЫТО] Р.Ш. по членским взносам не имеет, что также усматривается из выписки членов КС ОСТ ОАО «УМПО» (л.д.19.20).
Спорный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, коллективный сад ОСТ ОАО «УМПО», участок №А поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
Указанный земельный участок, согласно данным кадастрового паспорта, не имеет указания на разрешенное использование, а также не указана категория земель.
Также в кадастровом паспорте земельного участка указано, что данный земельный участок полностью входит в зону «РБ, <адрес> зона охраны водозаборов, II пояс», а кроме того, входит в территориальную зону «РБ, <адрес>. Зона рекреационного назначения. Индекс Р-2» (л.д.15).
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу п. 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно п. 1 статьи 56 Земельного кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании части 4 статьи 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в А. ГО <адрес> с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность (л.д.21).
Сообщением № М-570 от ДД.ММ.ГГГГ, А. ГО <адрес> по земельным ресурсам, отказало истцу в предоставлении спорного земельного участка в собственность, указывая на то, что спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов <адрес> (л.д.22).
Как указывалось выше, согласно ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
8) предоставленные для нужд связи;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
0) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ и ст. 18 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Часть 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ предусматривает, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорией общего пользования.
В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне, но не менее 1000 м - при крутом.
На основании ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарными правилами.
В соответствии с положениями Санитарных правил и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (пункт 1.2 Правил).
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4 Правил).
Судом установлено, что границы второго пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения <адрес>, разработанные институтом «Коммуноводоканалпроект», утверждены распоряжением Кабинета Министров РБ от ДД.ММ.ГГГГ№-р, что не противоречит требованиям ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», распоряжение не отменено на день рассмотрения дела в суде.
Из содержания положений санитарных правил и норм СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ.02, Водного кодекса РФ и ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Водного кодекса РФ» не следует, что с введением в действие новых санитарных правил, границ зон санитарной охраны, установленные ранее вышеуказанным распоряжением Кабинета Министров РБ от ДД.ММ.ГГГГ№-р, отменены.
Сведения о границах зоны санитарной охраны внесены в Государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок.
Согласно письму Главного Управления Архитектуры и градостроительства А. ГО <адрес> РБ №/Г от ДД.ММ.ГГГГ кратчайшее расстояние от ближайшего уреза воды <адрес> до ближайшего угла земельного участка по адресу: <адрес>, КС № ОСТ ОАО УМПО, участок №А кадастровый номер № составляет 2,8 км., (л.д.73).
В соответствии с п. 2.3.2.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, границы второго пояса зон санитарной охраны водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Следовательно, зоны санитарной охраны источников водоснабжения определяются не только в зависимости от расстояния до ближайшего уреза воды, но и в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Кроме того, согласно ст. 94 ЗК РФ, земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного пользования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В соответствии с п. 11 ст. 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В силу п. 1, 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, а также в пределах лесного фонда ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок в силу пункта 8 статьи 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», п. 2 ст. 27 ЗК РФ не подлежит приватизации, поскольку находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей, питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рекреационной зоне, соответственно в силу действующего законодательства спорный земельный участок относится к категории земель, ограниченных в обороте, имеющих особый правовой режим, что является основанием, препятствующим возможности приобретения спорного земельного участка в собственность истца в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Р.Ш. к А. городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и признании права собственности на земельный участок.
Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Р. Ш. к А. городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и признании права собственности на земельный участок, отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы в суд, принявший решение.
Судья: П Сафиуллина Н.Ш.