Дело № 2-2344/2013 ~ М-1616/2013, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Дата поступления 01.04.2013
Дата решения 26.06.2013
Категория дела Прочие исковые дела
Судья Давыдов Д.В.
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Судебное решение Есть
ID ad1059ea-21c6-3cb6-b7a9-3c545051533d
Стороны по делу
Истец
******** ******* **********
Ответчик
************* **
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 2- 2344/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2013 года г. Уфа

Калининский районный суд города Уфа РБ в составе:

председательствующего судьи Давыдова Д.В.,

при секретаре Фазлиевой Д.Р.,

с участием представителя истца Шафиевой Ю.А. действующей на основании доверенности от 12.10.2012 года, представителя ответчика Зотовой Н.Н. действующей на основании доверенности от 09.04.2013 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Н. М. к Администрации городского округа город г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

[СКРЫТО] Н.М. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на садовый земельный участок №157, площадью 330 +-6 кв.м., расположенный в КС № 10 ОСТ ОАО УМПО.

В судебном заседании представитель истца, исковые требования поддержала, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить, при этом указала, что истец является членом ОСТ, земельный участок №157 находящийся в ее пользовании, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 02:55:030851:1345. Из Администрации ГО г. Уфа получен отказ в предоставлении указанного земельного участка в собственность, в связи с тем, что земельный участок расположен во второй зоне санитарной охраны. С данным отказом не согласна, поскольку земельный участок находится на допустимом расстоянии от охранной зоны. Просит суд признать за истцом право собственности на вышеуказанный земельный участок.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ, просила суд в иске отказать, так как испрашиваемый земельный участок находится во второй зоне санитарной охраны водозаборов.

Определением Калининского районного суда г. Уфы от 24.04.2013 года в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечен МУП «Уфаводоканал».

Определением Калининского районного суда г. Уфы от 13.06.2013 года в качестве соответчиков привлечены: Правительство РБ и Министерство земельных и имущественных отношений РБ.

На судебное заседание представители Правительства РБ и Министерства земельных и имущественных отношений РБ, КС № 10 ОСТ ОАО УМПО и МУП «Уфаводоканал» не явились, извещены надлежащим образом.

МУП «Уфаводоканал» было подано возражение относительно заявленных требований, где просят дело рассмотреть в отсутствии их представителя.

Согласно ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Изучив и оценив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании постановлений от 20.04.2010 года за №2005 и от 02.11.2010 года за № 6352 главы Администрации ГО г. Уфа членам КС №10 ОСТ ОАО УМПО предоставлен земельный участок для ведения садоводства.

Как было установлено в судебном заседании, истец является членом КС №10 ОСТ ОАО УМПО, в ее пользовании находится садовый земельный участок №157, что подтверждается представленной справкой Председателя ОСТ ОАО УМПО от 21.03.2013 года.

В материалах дела имеется кадастровый паспорт земельного участка площадью 330+/-6 кв.м. с кадастровым номером 02:55:030851:1345, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, Калининский район, территория коллективный сад № 10 ОСТ ОАО УМПО, участок 157. Данный земельный участок на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ № 7/4 от 22.08.2008 года находится во втором поясе санитарной охраны водозаборов.

Как усматривается из материалов дела письмом от 28.02.2013 года за № П-938 истцу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, в связи с его нахождением во втором поясе санитарной охраны водных объектов.

Согласно ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 ст. 24 ЗКРФ.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.9.1. ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

Согласно п. 4 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);

сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

На основании п. 6 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Согласно ответа Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ от 28.02.2013 года, садовый земельный участок №157 находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы, в связи с чем оформление права собственности на указанный участок невозможно.

На основании п.п. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ и ст. 18 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

На основании ст. 27. ч. 8 Земельного кодекса РФ, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорией общего пользования.

В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне, но не менее 1000 м - при крутом.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарными правилами.

Истцом указаны как основания исковых требований положения п. 4 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», п. 9.1. ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», приведенные выше.

Следовательно, юридически значимыми обстоятельствами по делу являются: был ли предоставлен непосредственно истцу испрашиваемый земельный участок для ведения садоводства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо без указания этого права в документе, удостоверяющем право истца на испрашиваемый земельный участок; либо входит ли испрашиваемый земельный участок в территорию земельного участка, предоставленного садовому некоммерческому объединению, членом которого является истец, предоставлен ли он истцу в соответствии с проектом организации и застройки территории некоммерческого объединения.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, лично истцу испрашиваемый земельный участок для ведения садоводства, ни на каком вещном праве, предоставлен не был, документы о предоставлении непосредственно истцу земельного участка отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной Деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии с положениями Санитарных правил и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 14.03.2002 года № 10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (пункт 1.2 Правил).

Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4 Правил).

Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13 Правил).

Установлено, что в 1994 года с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Уфы и в соответствии с санитарными правилами и нормами «Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» СанПиН 2640-82, утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от 18 декабря 1982 г. № 2640-82, институтом «Коммунводоканалпроект» был разработан Проект «Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы».

Указанный Проект имеет заключение Уфимского городского ЦГСЭН (главный государственный санитарный врач Минин Г.Д,) № 59 от 06 апреля 1995 года.

Согласно п. 1.11 вышеназванного Положения, проект ЗСО, а также план мероприятий, предназначенных для надежного обеспечения требуемого качества воды источника водоснабжения, были согласованы с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, органами по регулированию использования и охране вод, органами коммунального хозяйства и органами системы Министерства геологии. Согласно п.7.1.3 вышеназванного Положения данный Проект был утвержден Распоряжением Кабинета Министров РБ за № 801-р от 24.07.1995 года.

Из содержания положений Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», Водного кодекса РФ и Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» не следует, что с введением в действие новых санитарных правил, границы зон санитарной охраны, установленные ранее Распоряжением Кабинета Министров РБ за № 801-р от 24.07.1995г. отменены.

Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан является правовым актом исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан, в настоящее время распоряжение не отменено, не признано утратившим силу, является действующим правовым актом, применяется в части, не противоречащей более поздним актам, регулирующим однородные отношения.

Назначение охранных зон - защита окружающей среды и конкретных объектов от негативного воздействия.

Согласно указанных норм и правил, в пределах 2 пояса запрещено ведение всех видов строительств, ведущих к разрушению перекрывающих водоносный горизонт горных пород и пластов. Кроме того, строго запрещается загрязнять территорию 2 пояса ЗСО нечистотами, применять ядохимикаты и удобрения. Во 2-ом поясе также запрещено размещение кладбищ, хранилищ, складов ГСМ, выпас скота, распашка земли и т.п.

Частью 3 статьи 39 ФЗ РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 07.12.11 г.) предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона РБ от 17.03.1998 № 147-3 «О питьевой воде», охрана источников и систем питьевого водоснабжения от загрязнения является обязательным условием обеспечения безопасности и безвредности питьевой воды и достигается выполнением санитарных, экологических и иных требований и мероприятий по предотвращению загрязнения и истощения поверхностных и подземных водных объектов, а также созданием ЗСО источников и систем питьевого водоснабжение а соблюдением режима, предусмотренного для этих зон.

В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности расположенные в первом и втором поясах зон санитарной водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственного водоснабжения, ограничиваются в обороте.

Поскольку, как следует из материалов дела, спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и ограничен в обороте, в соответствии с пунктом 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть предоставлен в частную собственность.

В данном случае основанием отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Учитывая изложенное, суд находит исковые требования о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Н. М. к Администрации городского округа город г. Уфа Республики Башкортостан, Правительству РБ и Министерству земельных и имущественных отношений РБ о признании права собственности на земельный участок №157 площадью 330 +-6 кв.м., расположенный в КС №10 ОСТ ОАО УМПО, кадастровый номер 02:55:030851:1345, отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца, через Калининский районный суд г. Уфы РБ путем подачи апелляционной жалобы.

Судья: Давыдов Д.В.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан на 01.04.2013:
Дело № 2-2329/2013 ~ М-1625/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 01.04.2013
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Давыдов Д.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 11-79/2013, апелляция
  • Дата решения: 23.04.2013
  • Решение: Решение ОТМЕНЕНО и принято НОВОЕ РЕШЕНИЕ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Давыдов Д.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2348/2013 ~ М-1611/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 19.04.2013
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Тимербаев Р.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2331/2013 ~ М-1627/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 01.04.2013
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Давыдов Д.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-153/2013 ~ М-1605/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 02.04.2013
  • Решение: ОТКАЗАНО в принятии заявления
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Сулейманова А.Т.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-2345/2013 ~ М-1599/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 05.08.2013
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Сафиуллина Н.Ш.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-83/2013 ~ М-1602/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 03.04.2013
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Тухбатуллина Л.Х.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-2360/2013 ~ М-1601/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 14.08.2013
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Фаршатова И.И.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2327/2013 ~ М-1597/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 19.07.2013
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Тухбатуллина Л.Х.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2434/2013 ~ М-1603/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 25.04.2013
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Давыдов Д.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-115/2013, апелляция
  • Дата решения: 20.05.2013
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Тимербаев Р.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-123/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 01.04.2013
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Сулейманова А.Т.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-284/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 11.04.2013
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Абсатаров И.С.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3/10-743/2014 (3/10-124/2013;), первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Гаетова В.М.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3/10-745/2014 (3/10-126/2013;), первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Станевич Е.Я.
  • Судебное решение: НЕТ