Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 01.04.2013 |
Дата решения | 02.07.2013 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Тухбатуллина Л.Х. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 61109525-2877-3014-8668-81ea6fb514eb |
Дело № 2- 2317/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2013 года г. Уфа
Калининский районный суд города Уфа РБ в составе:
председательствующего судьи Тухбатуллиной Л.Х.,
при секретаре Мальцевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] В.М. к Администрации городского округа город г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] В.М., в лице представителя Шафиевой Ю.А., обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на садовый земельный участок № площадью 600 +-9 кв.м., расположенный в Коллективном саду № Огородно-садоводческого товарищества ОАО «УМПО» (далее по тексту КС № ОСТ ОАО «УМПО»).
В обоснование иска указал, что на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительного комитета Черниковского городского Совета депутатов трудящихся, Башкирской АССР «Об отводе участков земли под плодоягодные сады рабочим и служащим организаций города» были выделены земли под плодоягодные сады по городу.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе границ участка и красных линий в натуре» Коллективному саду № рабочих и служащих завода УМЗ были отведены границы участка.
Садовый земельный участок № площадью 600+/-9 кв.м. в данном садоводческом товариществе закреплен за [СКРЫТО] В.М., что подтверждается справкой Председателя КС№ ОСТ ОАО УМПО и членской книжкой садовода.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер №.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] В.М. обратился в Администрацию городского округа <адрес> с заявлением с просьбой разрешить приватизировать земельный участок и выдать правоустанавливающий документ на занимаемый ей земельный участок в Коллективном саду № ОСТ ОАО УМПО, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, Коллективный са<адрес> ОСТ ОАО УМПО, участок №.
Заявление [СКРЫТО] В.М. Администрацией городского округа <адрес> было передано для рассмотрения в Управление по Земельным ресурсам <адрес>.
Управление по земельным ресурсам <адрес> письмом исх. № К-569 от ДД.ММ.ГГГГ был выслан ответ с отказом, в соответствии с которым оформление права собственности на земельный участок № в КС№ ОСТ ОАО УМПО, не представляется возможным, в связи с тем, что указанный участок расположен в первом и втором поясам зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Полагает, что указанные действия нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем [СКРЫТО] В.М. считает данный отказ неправомерным.
Просит суд признать незаконным отказ Администрации городского округа <адрес> РБ Управления по Земельным ресурсам от ДД.ММ.ГГГГ № К-569 Признать за [СКРЫТО] В.М. право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 600+/-9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, коллективный са<адрес> ОСТ ОАО УМПО, участок №.
Истец [СКРЫТО] В.М. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской. В своем заявлении просит суд рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Интересы истца в судебном заседании представляет Шафиева Ю. А., действующая по доверенности.
Представитель Шафиева Ю. А., действующая по доверенности, на судебном заседании исковые требования поддержала. просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
На судебное заседание представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В предыдущем судебном заседании исковые требования не признавала, просила суд в иске отказать, так как испрашиваемый земельный участок находится во второй зоне санитарной охраны водозаборов.
Определением Калининского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены МУП «Уфаводоканал», Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Республики Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан и подразделение Росводресурсов Российской Федерации - отдел водных ресурсов Камского БВУ по Республике Башкортостан,
Определением Калининского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков привлечены Правительство Республики Башкортостан и Министерство земельных и имущественных отношений РБ.
На судебное заседание представители Правительства Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений РБ, Управления по земельным ресурсам Администрации ГО <адрес>, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан и подразделение Росводресурсов Российской Федерации - отдел водных ресурсов Камского БВУ по <адрес>, КС № ОСТ ОАО «УМПО», МУП «Уфаводоканал», Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Республики Башкортостан, Главного управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении повесток.
Представителями МУП «Уфаводоканал», Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа, Министерством земельных и имущественных отношений РБ было подано возражение относительно заявленных требований, где просят дело рассмотреть в отсутствии их представителя.
Согласно ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения и доводы сторон, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конвенцией от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции».
Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 года «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В судебном заседании установлено, что решением № Исполнительного комитета Черниковского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ отведены участки земли в размерах 73 га под плодоягодные сады коллективам рабочих и служащих.
Суду представлен акт об отводе границ участка и красных линий в натуре от ДД.ММ.ГГГГ.
[СКРЫТО] В.М. является членом Коллективного сада № ОСТ ОАО УМПО и за ним закреплен земельный участок № площадью 600+/-9 кв. м., что подтверждается представленной членской книжкой садовода и справкой ОСТ ОАО «УМПО».
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу п. 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно п. 1 статьи 56 Земельного кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании части 4 статьи 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов гражданского дела следует, что [СКРЫТО] В.М. обратился в Администрацию ГО г. Уфа о предоставлении используемого земельного участка в собственность.
Письмом № К-569 от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] В.М. было отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водозаборов.
В материалах гражданского дела имеется кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка № с кадастровым номером № общей площадью 600+/-9 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, те<адрес> са<адрес> ОСТ ОАО УМПО.
Согласно вышеуказанному кадастровому паспорту спорный земельный участок входит в Зону: «РБ, <адрес>. Санитарная зона охраны водозаборов, 2 пояс».
Как указывалось выше, согласно ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
8) предоставленные для нужд связи;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ и ст. 18 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, ре, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
На основании ст. 27. ч. 8 Земельного кодекса РФ предусматривает, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорией общего пользования.
В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне, но не менее 1000 м - при крутом.
На основании ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарными правилами.
В соответствии с положениями Санитарных правил и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 14.03.2002 года № 10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (пункт 1.2 Правил).
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4 Правил).
Согласно письму ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» № 06-1623 от 18.04.2013 года выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам земельных участков под индивидуальную жилую застройку и закрепления под существующие постройки с ДД.ММ.ГГГГ прекращена.
Судом установлено, что границы второго пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения <адрес>, разработанные институтом «Коммуноводоканалпроект», утверждены распоряжением Кабинета Министров РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, что не противоречит требованиям ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Из содержания положений санитарных правил и норм СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ.02, Водного кодекса РФ и ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Водного кодекса РФ» не следует, что с введением в действие новых санитарных правил, границ зон санитарной охраны, установленные ранее вышеуказанным распоряжением Кабинета Министров РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, отменены.
Сведения о границах зоны санитарной охраны внесены в Государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок.
Согласно письму Главного Управления Архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ №/Г от ДД.ММ.ГГГГ кратчайшее расстояние от ближайшего уреза воды <адрес> до ближайшего угла земельного участка по адресу: <адрес>, КС № ОСТ ОАО УМПО, участок № кадастровый номер № составляет 2,8 км., кратчайшее расстояние от ближайшего уреза воды оз. Максимовское до ближайшего угла земельного участка по адресу: <адрес>, КС № ОСТ ОАО УМПО, участок №, кадастровый номер №, составляет 1,5 км, кратчайшее расстояние от ближайшего уреза воды <адрес> до ближайшего угла земельного участка по адресу: г. Уфа, Калининский район, КС № ОСТ ОАО УМПО, участок №, кадастровый номер № составляет 391 м.
В соответствии с п. 2.3.2.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № границы второго пояса зон санитарной охраны водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Следовательно, зоны санитарной охраны источников водоснабжения определяются не только в зависимости от расстояния до ближайшего уреза воды, но и в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорные земельные участки в силу пункта 8 статьи 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», п. 2 ст. 27 ЗК РФ не подлежат приватизации, поскольку находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей, питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, соответственно в силу действующего законодательства спорный земельный участок относится к категории земель ограниченных в обороте, что является основанием, препятствующим возможности приобретения спорного земельного участка в собственность истца в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] В.М. к Администрации городского округа г. Уфа о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и признании права собственности на земельный участок.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] В.М. к Администрации городского округа город г. Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и признании права собственности на земельный участок отказать за необоснованностью.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Уфы.
Судья: Л.Х. Тухбатуллина