Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Демский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 30.07.2018 |
Дата решения | 01.11.2018 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Верещак Г.С. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | ece12370-8e63-3965-9f2d-46663e3ae87f |
дело № 2а-1461/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Уфа 01 ноября 2018 года
Демский районный суд г.Уфы РБ в составе председательствующего судьи Верещак Г.С.,
при секретаре Хафизовой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Республике Башкортостан к [СКРЫТО] ФИО5 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее по тексту – МРИ ФНС России № по РБ) обратилась в суд с административным иском к [СКРЫТО] ФИО6. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, указав, что мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по налогам и сборам. За ответчиком числится задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 4250 рублей. Административный истец с учетом уточнения просит взыскать в ответчика транспортный налог с физических лиц за 2015 год в размере 4080 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца МРИ ФНС России № по РБ – Юнусова ФИО7., исковые требования поддержала с учетом их уточнений, просила удовлетворить.
Административный ответчик [СКРЫТО] ФИО8 административные исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. При этом пояснил, что требования об уплате налога по почте он не получал, поэтому налог не оплачивал. Личный кабинет не открывал, кто мог за него это сделать – не знает.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему:
согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации.
В силу требований п.1 ст.23 НКРФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Согласно ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст.357 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.358 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в пп.1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп.1 п.1 ст.359 НК РФ).
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу положений п.2 ст.45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 1 ст.48 НК РФ определено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
На основании п.3 ст.48 НКРФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что ответчик является собственником автомобиля Шкода Октавия, г.р.з. О 939 КР 102, 2013 года выпуска. Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт ответчиком не оспаривался.
В адрес ответчика направлены уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в размере 2040 рублей.
МРИ ФНС России № по РБ обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ о взыскании с [СКРЫТО] ФИО9 недоимки по транспортному налогу в размере 4250 рублей, а также государственной пошлины в размере 200 рублей.
В последствии, определением мирового судьи судебного участка № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
В связи с чем, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Налогоплательщику в соответствии со ст.69 НК РФ были выставлены и направлены через личный кабинет налогоплательщика требования об уплате транспортного налога, которые не исполнены. Административный истец фактически просит взыскать с должника задолженность по транспортному налогу в размере 4080 рублей.
Суд приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания налогов налоговым органом соблюдена.
Доказательство того, что ответчиком задолженность по транспортному налогу погашена, суду не предоставлено, расчет ответчиком не опровергнут, в связи с чем, суд приходит к выводу, что взысканию с ответчика подлежит задолженность по транспортному налогу в размере 4080 рублей.
Довод административного ответчика о пропуске срока обращения в суд с указанным иском суд обсудил и находит его не состоятельным поскольку, срок на обращение в суд с указанным иском о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год административным истцом не пропущен.
Согласно ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Так, из материалов дела следует, что сумма налогов, подлежащих взысканию с административного ответчика, до ДД.ММ.ГГГГ не превышала установленную НК РФ сумму в размере 3000 рублей. Таким образом, до указанной даты МРИ ФНС России № по РБ не имела права обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу. Судебный приказ вынесен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ, то есть при соблюдении установленного срока для обращения в суд. В последствии, ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка № по <адрес> указанный судебный приказ был отменен. С данным административным иском административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленные законом сроки.
В части довода административного ответчика о том, что личный кабинет он не открывал, суд считает следующее.
Согласно п.1 ст.11.2 НК РФ - личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке.
Согласно п.2 ст.11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Положения настоящего пункта распространяются на плательщиков сборов - физических лиц.
Как пояснил административный истец, личный кабинет он не открывал. Однако, согласно п.8 Приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика», получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием:
1) логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком;
2) усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица;
3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе ЕСИА.
Согласно выписке из информационного ресурса, личный кабинет налогоплательщика подключен административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. Доказательство обратного суду не представлено. Утверждение административного ответчика о том, что он личный кабинет не открывал и, возможно, за него это сделал кто-то другой, например, административный истец, основан на неверном толковании норм материального права и опровергается материалами дела.
Суд расценивает указанный довод, как избранный способ защиты со стороны административного ответчика.
Кроме того, суд отмечает, что налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими (п.2.1 ст.23 НК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании ст.114 КАС РФ с ответчика [СКРЫТО] ФИО10 подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к [СКРЫТО] ФИО13 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени удовлетворить,
взыскать с [СКРЫТО] ФИО11 задолженность по транспортному налогу в сумме 4080 рублей.
Взыскать с [СКРЫТО] ФИО12 в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Демский районный суд <адрес> Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья согласовано Г.С. Верещак
Мотивированное решение изготовлено 06.11.2018 года.