Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Демский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 15.12.2014 |
Дата решения | 10.02.2015 |
Категория дела | иски физ. лиц к налоговым органам |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 6223a535-74ab-32bf-95d7-ba01f231cf19 |
Дело № 2-250/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2015 г. г. Уфа
Демский районный суд г. Уфа в составе:
председательствующего судьи Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Салишевой А.В.
при секретаре Давлетшиной Л.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Х.Х. к Межрайонной ИФНС России № по РБ о признании незаконными бездействий ИФНС России № по РБ,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] Х.Х. обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № по РБ о признании незаконными бездействия ИФНС России, выразившееся в непринятии мер по списанию безнадежной задолженности по транспортному налогу и взыскании судебных расходов, указывая, что он является собственником транспортных средств: <данные изъяты>, который приобрел ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ с автомобилем <данные изъяты> произошел пожар в д. <адрес> в результате которого автомобиль сгорел полностью и восстановлению не подлежит. Данный факт подтверждается справкой № выданной отделом надзорной деятельности по <адрес> МЧС РФ. Автомобиль после данного пожара не эксплуатировался и не пригоден для восстановления.
Автомобиль <данные изъяты> сдан на утилизацию, поскольку стал не пригоден к эксплуатации в результате его физического и морального износа.
ИФНС России по <адрес> РБ истцу направлены документы о наличии задолженности по транспортному налогу с физических лиц, в которых объектами налогообложения указаны, в том числе вышеуказанные им автомобили <данные изъяты>
Согласно данным налоговым документам на ДД.ММ.ГГГГ г, у истца имеется недоимка в сумме 171 330 руб. 18 к. и задолженность по пени в сумме 53 661 руб. 86 к. Срок оплаты данного транспортного налога установлен до ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Кроме того, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ г, которое ему направлено, не содержит печати и подписи начальника инспекции Мустафина P.M. Налоговое уведомление на 2013 г. направлено без номера уведомления и даты, в связи с чем не могут быть признаны официальными документами и приняты к исполнению.
Считает вышеназванные требования об уплате налога и бездействие Межрайонной ИФНС России, выразившееся в непринятии мер по списанию безнадежной задолженности по транспортному налогу незаконными,
Считает, что подлежит списанию задолженность по транспортному налогу у истца по налоговым уведомлениям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ г., налоговое уведомление без № от ДД.ММ.ГГГГ г., за период с ДД.ММ.ГГГГ., недоимка на сумму 171 330 руб. 18 к. и задолженность по пени на сумму 53 330 руб. 86 к., на автомобили <данные изъяты> Вопросы ведения лицевых карточек налогоплательщиков регулируются Письмом МНС России, в соответствии с которым данные карточек налоговые органы используют при формировании инкассовых поручений и при взаимодействии с органами федерального казначейства и судебными приставами. То есть данные карточки расчетов с бюджетом используются налоговыми органами как для учета уплаченных сумм налогов, так и для взыскания неуплаченных сумм.
Таким образом, налоговый орган обязан осуществлять достоверный учет налоговых обязательств налогоплательщика. Обязанности налогового органа вести достоверный учет в отношении налогоплательщика корреспондирует право налогоплательщика на наличие достоверных данных в КРСБ.
При невозможности взыскания недоимки в установленном налоговым законодательством порядке, у инспекции не имеется правовых оснований для отражения такой задолженности в документах о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Неполная и недостоверная информация об обязательствах и их исполнении по налогам, сборам, пеням и штрафам налогоплательщика, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов.
В таком случае налогоплательщик вправе не только обжаловать указанные действия налогового органа, но и заявлять требования о внесении соответствующих изменений.
Также основанием для корректировки КРСБ является положение п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ, в соответствии с которым налоговый орган обязан списать числящуюся за налогоплательщиком недоимку, задолженность по пеням и штрафам в случае принятия судом акта, на основании которого налоговый орган утрачивает возможность взыскания этой недоимки (задолженности) в связи с истечением установленного срока взыскания.
В настоящее время на основании ФЗ РФ ДД.ММ.ГГГГ N 330-ФЗ "О внесении изменений в ч.2 НК РФ, вступивший в силу с 01.01.2012, предусматривает, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (сборам) (в том числе отмененным), образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2009, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, числящаяся за физическими лицами по состоянию на 01.01.2009, в отношении которых налоговый орган утратил возможность взыскания в связи с истечением установленного срока направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) - физического лица, срока для предъявления к исполнению исполнительного документа, но не более размера таких недоимки и задолженности по пеням и штрафам по состоянию на день принятия решения об их списании.
Таким образом, на основании данных положений подлежит списанию задолженность по транспортному налогу у истца за период с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по налоговым уведомлениям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ года, налоговое уведомление без № от ДД.ММ.ГГГГ г, за период с ДД.ММ.ГГГГ г, недоимка на сумму 171 330 руб. 18 к. и задолженность по пени на сумму 53 330 руб. 86 к, на автомобили <данные изъяты>
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ им ответчику была направлена претензия с просьбой списать задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 171 3300 руб. 18 к, пени в сумме 53 661 руб.86 к. из лицевого счета [СКРЫТО] Х.Х. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которая была проигнорирована. Согласно календарному штемпелю ответчиком она была получена ДД.ММ.ГГГГ г.
Просит суд признать бездействие Межрайонной ИФНС России № по РБ выразившееся в непринятии мер по списанию безнадежной задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 171 3300 руб. 18 коп., пени в сумме 53 661 руб. 86 коп. с лицевого счета [СКРЫТО] Х.Х. - незаконным.
Обязать Межрайонную ИФНС России № по РБ списать задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г.в сумме 171 3300 руб. 18 коп., пени в сумме 53 661 руб. 86 коп. с лицевого счета [СКРЫТО] Х.Х. .
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № по РБ в пользу [СКРЫТО] Х.Х. компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., расходы на уплату госпошлины в сумме 200 руб., оплату услуг представителя в сумме 30000 рублей.
Истец в судебное заседание не явился при надлежащем извещении, суду представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Межрайонной ИФНС России № по РБ Гарипова Л.Ф., действующая по доверенности, заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Межрайонной ИФНС России № по РБ, суд не находит оснований для удовлетворения заявления [СКРЫТО] Х.Х.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных прав или оспоренных гражданских прав способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.
Статья 255 ГПК РФ содержит исчерпывающий перечень, когда могут быть оспорены решения, действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, а именно: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 6/8 основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Судом установлено, что [СКРЫТО] Х.Х. является собственником следующих транспортных средств: <данные изъяты>
Согласно ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации Налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В статье 358 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки," гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 362 Кодекса сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено НК РФ в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" обязанность по регистрации транспортных средств и изменению регистрационных данных в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств, возложена на собственников транспортных средств, а также лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами. Пунктом 3 названного Постановления установлена обязанность юридических и физических лиц, за которыми зарегистрированы транспортные средства, снять транспортные средства с учета в органах, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Из налогового уведомления № усматривается, что за ДД.ММ.ГГГГ истцу необходимо было заплатить транспортный налог в размере 36892,50 руб.
Как следует из налоговых уведомлений № и б/н соответственно, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у [СКРЫТО] Х.Х. имеется недоимка в сумме 135330,18 руб., задолженность по пени в сумме 42328,39 руб., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у [СКРЫТО] Х.Х. имеется недоимка в размере 171330,18 руб. и задолженность по пени в сумме 53661,86 руб.,
Как усматривается из отзыва ответчика, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по транспортному налогу [СКРЫТО] Х.Х. составляет -290 736,50 рублей, в том числе по налогу 207 330,18 рублей; по пени -83 406,32 рублей.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, Отдел надзорной деятельности по <адрес> подтверждает факт пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в автомобиле <данные изъяты> № и прицепе <данные изъяты> по адресу: <адрес>, <адрес>. Данный факт также подтверждается копиями материала проверки по факту пожара.
Из справки ООО «ПКФ-ПромРегионСнаб» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что [СКРЫТО] Х.Х. ДД.ММ.ГГГГ сдал на данное предприятие принадлежащий ему на праве собственности автомобиль <данные изъяты>
Доводы истца о том, что фактическое прекращение владения спорными автомобилями свидетельствует о том, что [СКРЫТО] Х.Х. не является плательщиком транспортного налога, несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм материального права. Предусмотренная вышеприведенными положениями закона обязанность физического лица, за которым зарегистрировано транспортное средство, снять транспортное средство с учета в подразделениях Государственной инспекции, в которых оно зарегистрировано, при прекращении права собственности на транспортное средство [СКРЫТО] Х.Х. не была выполнена.
В силу ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: 1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; 2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника; 3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации; 4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам; 4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях: ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве; судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве; 5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как было установлено в судебном заседании, в отношении задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ инспекцией своевременно приняты меры для принудительного взыскания, судебные постановления находятся на исполнении в <адрес>ном отделе судебных приставов УФССП по РБ.
Срок уплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 171300 руб., которую так же требует списать истец, наступает ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах, оснований для списания указанных задолженностей у ответчика не имелось.
Отсутствие в налоговом уведомлении подписи должностного лица, печати и номера уведомления не свидетельствует о невыполнении Инспекцией обязанности, предусмотренной пунктом 3 статьи 363 НК РФ, направить налоговое уведомление, подлежащее исполнению налогоплательщиком.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствий с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований истца и их отклонению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска [СКРЫТО] Х.Х. о признании незаконными бездействий Межрайонной ИФНС России № по РБ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Демский районный суд города Уфы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ
Судья А.В. Салишева