Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Демский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 18.11.2019 |
Дата решения | 16.12.2019 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 6.21 ч.1 |
Судья | Киекбаева А.Г. |
Результат | Отменено с прекращением производства |
Судебное решение | Есть |
ID | df8d05ab-ae27-3422-bfd1-bc46e5a6d702 |
Дело № 12 – 350/2019
РЕШЕНИЕ
16 декабря 2019 года г. Уфа
Судья Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Киекбаева А.Г., рассмотрев жалобу [СКРЫТО] Ф.М. на постановление административной комиссии Демского района ГО г.Уфы №000651 от 10.04.2019 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.21 КоАП РБ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Демского района ГО г.Уфа года №000651 от 10.04.2019 года [СКРЫТО] Ф.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.21 КоАП РБ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, [СКРЫТО] Ф.М. подал жалобу, указывая, что копию постановления административной комиссии Демского района ГО г.Уфа РБ №000651 от 10.04.2019 г. заявитель получил в Альшеевском районном отделе судебных приставов УФССП по РБ 12.11.2019 г. Заявитель не был уведомлен о рассмотрении административного дела. Транспортное средство «<данные изъяты>», г/н №, на момент фиксации правонарушения (10.04.2019 г.) не принадлежало заявителю, данным транспортным средством не управлял, что подтверждается копией договора купли продажи автотранспорта от ДД.ММ.ГГГГ и сведениями из базы данных ГИБДД. Согласно карточки учета транспортного средства, собственником автотранспорта на момент правонарушения являлась гражданка ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. Просит постановление административной комиссии Демского района ГО г.Уфы отменить.
Представитель заявителя Хакимов М.А. в суде жалобу поддержал, просил удовлетворить.
Заявитель [СКРЫТО] Ф.М., представитель административной комиссии Демского района ГО г. Уфа РБ в суд не явились, при надлежащем извещении.
Выслушав представителя заявителя, проверив материалы административного дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.2. ст.30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Заявитель указывает, что о наличии постановления узнал только 12.11.2019 года в службе судебных приставов, копию обжалуемого постановления на бумажном носителе не получал. Данный довод заявителя не опровергнут. Учитывая, что доказательства получения заявителем обжалуемого постановления на бумажном носителе отсутствуют, материалы дела не содержат сведений о направлении копии обжалуемого постановления заявителю, жалоба подлежит рассмотрению как поданная в срок.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 02.07.2009 г. № 17/7 «Об утверждении Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» утверждены Правила благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Указанное решение с приложением N 1 официально опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» 08.07.2009 года N 133 (11281).
09.04.2019 года глава 6 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях была дополнена статьей 6.21 следующего содержания: «Размещение (проезд) транспортных средств на озелененных и иных территориях в границах населенных пунктов», в соответствии с которой:
1. Размещение транспортных средств (прицепов к ним), в том числе брошенных и (или) разукомплектованных, на расположенных в границах населенных пунктов газонах, цветниках, иных озелененных территориях, детских, спортивных площадках, а равно проезд по указанным территориям, если такое размещение не связано с осуществлением деятельности по созданию или эксплуатации соответствующих территорий или находящихся на них объектов, выполнением аварийных или иных неотложных работ на объектах жизнеобеспечения населения, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Примечание. 1. Под озелененной территорией в настоящей статье понимается элемент благоустройства, представляющий собой покрытую травянистой, цветочной и (или) древесно-кустарниковой растительностью поверхность земельного участка, имеющую ограничение в виде бортового камня (поребрика, бордюра) и (или) граничащую с твердым покрытием пешеходных, велопешеходных, велосипедных дорожек, дорог (тротуаров, проезжей части, обочины).
2. Под детской площадкой в настоящей статье понимается территория, на которой находятся объекты, предназначенные для игр детей (горки, карусели, качели, песочницы и (или) иные подобные объекты), вне зависимости от того, занята она травянистыми растениями или нет.
3. Под спортивной площадкой в настоящей статье понимается территория, на которой находятся объекты, предназначенные для занятий физической культурой и спортом (баскетбольные щиты, брусья, гимнастические стенки, турники и (или) иные подобные объекты), вне зависимости от того, занята она травянистыми растениями или нет.
4. Положения настоящей статьи применяются в случае, если запрет размещения транспортных средств (прицепов к ним) на расположенных в границах населенных пунктов газонах, цветниках, иных озелененных территориях, детских, спортивных площадках установлен правилами благоустройства территорий поселений, городских округов Республики Башкортостан».
Правилами благоустройства ГО г.Уфа РБ предусмотрено, что:
2.17. Объекты благоустройства - обособленные территории, земельные участки, объекты недвижимости, расположенные в городском округе, предназначенные для осуществления благоустройства, внешнего оформления и санитарного содержания.
15.2. На территории городского округа запрещены эксплуатация и ремонт транспортных средств, а также мойка, наезд, стоянка транспортных средств (в том числе разукомплектованных) на спортивных и детских площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями, участках без твердого покрытия в зонах застройки многоквартирных жилых домов, у газовых распределителей, электрораспределительных подстанций или стоянка транспортных средств (в том числе разукомплектованных) на проезжей части дворовых территорий, препятствующая механизированной уборке и вывозу бытовых отходов, за исключением случаев использования транспортных средств в целях выполнения аварийных работ.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Согласно п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах. [СКРЫТО] Ф.М. вменяется, что 10.04.2019 года в 09 час. 59 мин. по адресу: <адрес> [СКРЫТО] Ф.М. разместил транспортное средство марки «<данные изъяты>, в границах населенных пунктов озелененных территорий, тем самым не исполнил п. 15.2 «Правил благоустройства городского округа город Уфа РБ», утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 17/7 от 02.07.2009 года, за что ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ привлечен к административной ответственности.
В подтверждение доводов о нахождении транспортного средства «<данные изъяты>, в момент фиксации административного правонарушения в пользовании иного лица в материалах дела содержатся, в частности, копия договора купли-продажи от 17.07.2017 г., заключенного между [СКРЫТО] Ф.М. (продавец) и ФИО5 (покупатель) и карточкой учета транспортного средства, согласно которого владельцем транспортного средства с 21.09.2017 г. является ФИО1.
Исходя из вышеизложенного, с выводами административной комиссии согласиться не могу, поскольку действительного подтверждения совершения [СКРЫТО] Ф.М. административного правонарушения не представлено.
Кроме того, привлекая [СКРЫТО] Ф.М. к административной ответственности по ч.1 ст. 6.21 КоАП РБ в порядке, предусмотренном ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, административная комиссия администрации Демского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан не учла следующее.
В соответствии со ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
При этом в силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, за правонарушение, зафиксированное работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, обязано доказать свою невиновность.
В соответствии с ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной частью 7 статьи 29.10 настоящего Кодекса, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Указанные экземпляр постановления в форме электронного документа либо информация, содержащаяся в постановлении, также могут быть направлены лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при условии регистрации такого лица в единой системе идентификации и аутентификации и наличия согласия такого лица на получение указанных в настоящей части постановления либо информации с использованием иных средств информационных технологий, включая региональные порталы государственных и муниципальных услуг, и (или) с использованием подвижной радиотелефонной связи.
При вынесении постановления административной комиссии следовало учесть, что используемый фотоаппарат не является специальным техническим средством, о котором говорится в ст. 26.8 КоАП РФ. К признакам электронного мониторинга следует относить постоянное систематическое наблюдение за объектом, в то время как административное правонарушение зафиксировано с помощью фотоаппарата, не являющегося техническим средством и не работающего в автоматическом режиме, так как фиксация зависела от действий члена административной комиссии.
Данное обстоятельство исключало возможность рассмотрения административного дела без составления протокола об административном правонарушении, поскольку представленный в дело фотоматериал не может быть признан допустимым доказательством как полученный с нарушением закона.
На основании изложенного, при рассмотрении дела об административном правонарушении должен был применяться общий порядок привлечения к административной ответственности, то есть должен был быть составлен протокол об административном правонарушении с надлежащим извещением лица, привлекаемого к административной ответственности и разъяснением прав и обязанностей.
Однако из материалов административного дела усматривается, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.21 КоАП РБ в отношении [СКРЫТО] Ф.М. должностным лицом в нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ не составлялся. Вместе с тем, указанный процессуальный документ в соответствии ст. 26.2 КоАП РФ, является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.
Поскольку вмененное [СКРЫТО] Ф.М. правонарушение при помощи технических средств, работающих в автоматическом режиме, не фиксировалось, привлечение его к административной ответственности в порядке, установленном частью 3 статьи 28.6 и частью 6 статьи 29.10 КоАП РФ, без составления протокола об административном правонарушении является незаконным.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, носят существенный характер, поскольку лишили привлекаемое к ответственности лицо права на защиту, предусмотренное КоАП РФ и воспользоваться своими правами. Возможность устранения допущенных недостатков отсутствует.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление административной комиссии Демского района г.Уфы подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу [СКРЫТО] Ф.М. на постановление административной комиссии Демского района ГО г.Уфы № 000651 от 10.04.2019 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.21 КоАП РБ удовлетворить.
Постановление административной комиссии Демского района ГО г.Уфы №000651 от 10.04.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.21 КоАП РБ в отношении [СКРЫТО] Ф.М. отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Демский районный суд г.Уфы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Киекбаева А.Г.