Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 09.12.2016 |
Дата решения | 06.02.2017 |
Категория дела | Гл. 25 КАС РФ -> об оспаривании результатов определения кадастровой... -> об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Фархутдинова Гузель Рифовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | b46e7ddf-fe11-3e95-84e5-254c6a7e3f9b |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № 3-99/2017
06 февраля 2017 года г. Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,
при секретаре Ханановой А.Т.,
с участием представителя административного истца [СКРЫТО] А.А. -Барлыбаевой З.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] ФИО7 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
[СКРЫТО] А.А. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является арендатором следующих объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., по адресу: адрес земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ...м., по адресу: адрес; земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., по адресу: адрес; земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., по адресу: адрес; земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., по адресу: адрес; земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., по адресу: адрес.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 27 июля 2016 года составляет ... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 27 июля 2016 года составляет ... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 27 июля 2016 года составляет ... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 27 июля 2016 года составляет ... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 27 июля 2016 года составляет ... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 27 июля 2016 года составляет ... руб.
Вместе с тем, согласно отчету ИП Михайлова А.М. №16-11-11 от 11 ноября 2016 года по состоянию на 27 июля 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей.
Административный истец считает, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, не соответствуют рыночной стоимости, что приводит к необоснованно завышенной стоимости арендной платы за земельные участки.
На основании изложенного, административный истец, полагая себя лицом, заинтересованным в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, просит суд:
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ....м., по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости в размере ... руб. по состоянию на 27 июля 2016 года;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., по адресу: Республика адрес, равной его рыночной стоимости в размере ... руб. по состоянию на 27 июля 2016 года;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости в размере ... руб. по состоянию на 27 июля 2016 года;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., по адресу: адрес равной его рыночной стоимости в размере ... руб. по состоянию на 27 июля 2016 года.;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости в размере ... руб. по состоянию на 27 июля 2016 года.;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости в размере ... руб. по состоянию на 27 июля 2016 года.
Представитель административного истца [СКРЫТО] А.А. – Барлыбаева З.Х., действующая по доверенности от 28 октября 2016 года, в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила суд установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости с учетом проведенной по делу судебной экспертизы. Суду пояснила, что права административного истца нарушаются завышенным размером кадастровой стоимости земельных участков, поскольку арендные платежи рассчитываются из кадастровой стоимости объектов недвижимости и он вынужден оплачивать арендную плату в большем размере.
Административный истец [СКРЫТО] А.А. в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрации городского поселения г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Туймазинскому району и городу Туймазы, в судебное заседание также не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является арендная плата, для определения которой за земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.18 названного Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Анализ приведенных предписаний в их системном единстве свидетельствует о том, что физические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеют самостоятельный правовой интерес в установлении кадастровой стоимости таких участков в размере, равном их рыночной стоимости.
Установлено, что административный истец [СКРЫТО] А.А. является арендатором объектов недвижимости, расположенных по адресу: Республика адрес: земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м.
Данный факт подтверждается Договором аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности №164-06-60зем от 03 апреля 2006 года, Дополнительными соглашениями от 11 мая 2006 года, 20 января 2011 года, 25 февраля 2011 года, 11 августа 2014 года, 03 октября 2014 года, 16 августа 2016 года. Расчет арендной платы исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Результаты ГКОЗ утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 646 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан» по состоянию на 01 июня 2016 года.
Спорные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет 27 июля 2016 года, следовательно не вошли в Перечень объектов недвижимости, утвержденный Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 646.
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 14 ноября 2016 года по состоянию на 27 июля 2016 года: кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... руб.
По настоящему делу [СКРЫТО] А.А. по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления арендных платежей, исходя из данных Государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельных участков, затрагивает права административного истца как плательщика арендной платы.
В обоснование заявленных требований [СКРЫТО] А.А. представил отчет о рыночной стоимости спорных земельных участков, подготовленный ИП Михайловым А.М. №16-11-11 от 11 ноября 2016 года, согласно которому по состоянию на 27 июля 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей.
Кроме того административным истцом представлено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» №297/2016/Уфа от 01 декабря 2016 года, которое содержит выводы о соответствии вышеуказанного отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объектов оценки признаны обоснованными, величина итоговой рыночной стоимости объекта оценки на дату оценки - достоверной.
В связи с наличием двух разных сумм стоимостей земельных участков, значительно отличающихся друг от друга, судом назначена судебная экспертиза по установлению рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручено ООО «РегионЗемОценка».
Согласно заключению эксперта ООО «РегионЗемОценка» Кальянова В.Н. №01/01/17-ЗЭ от 24 января 2016 года по состоянию на 27 июля 2016 года: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей.
В силу статьи 7 Федерального Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.
Как следует из экспертного заключения, экспертом произведен расчет стоимости недвижимости с применением сравнительного подхода. В качестве аналогов были выбраны объекты, которые максимально схожи с объектами оценки. Для обеспечения наибольшей сопоставимости объектов-аналогов и оцениваемых объектов вводились соответствующие корректировки.
Объективность, всесторонность и полнота проведенного исследования соответствуют норме изложенной в статье 8 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Представленное суду экспертное заключение ООО «РегионЗемОценка» №01/01/17-ЗЭ от 24 января 2016 года соответствует требованиям Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», является полным, мотивированным, в нем подробно описаны содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, заключение содержит оценку результатов исследований, обоснование и формулировку выводов по поставленным вопросам. На основании изложенного суд принимает данное экспертное заключение в качестве допустимого доказательства по настоящему делу, оснований не доверять указанному заключению не имеется.
Положения статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» имеют специальный характер и не ограничивают правообладателей земельных участков в использовании судебной защиты, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивают права и обязанности [СКРЫТО] А.А., как арендатора земельных участков, поскольку определение в отношении спорных объектов недвижимости кадастровой стоимости влияет на обязанность по уплате арендной платы и у административного истца имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельных участков в соответствие с их рыночной стоимостью.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 27 июля 2016 года с учетом экспертного заключения ООО «РегионЗемОценка» Кальянова В.Н. №01/01/17-ЗЭ от 24 января 2016 года.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление [СКРЫТО] ФИО8 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан 09 декабря 2016 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 июля 2016 года, в размере ... рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 июля 2016 года, в размере ... рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 июля 2016 года, в размере ... рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 июля 2016 года, в размере ... рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 июля 2016 года, в размере ... рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 июля 2016 года, в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова