Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 03.04.2018 |
Дата решения | 08.06.2018 |
Категория дела | Гл. 21 КАС РФ -> об оспаривании НПА органов государственной власти... -> оспаривание НПА иных органов государственной власти субъекта РФ |
Судья | Тазетдинова Гузель Ахметшарифовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | ed302f7e-c4a9-3b7c-b455-9585c7c9d239 |
дело № 3-733/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Уфа 08 июня 2018 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Хажиевой Р.И.,
с участием прокурора Республики Башкортостан Муратовой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Компания «Мотор-холдинг» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункт 8130 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», со дня его принятия,
У С Т А Н О В И Л:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2017 год).
В дальнейшем в вышеуказанный Приказ были внесены изменения приказами Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 марта 2017 года № 313, от 30 июня 2017 года № 731, от 29 сентября 2017 года № 1200, от 24 ноября 2017 года № 1515, от 19 декабря 2017 года № 1686, от 27 декабря 2017 года № 1731, от 9 февраля 2018 года № 102, от 2 апреля 2018 года № 330, от 17 мая 2018 года № 603.
Данные документы опубликованы на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
Пунктом 8130 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, были включены нежилое здание общей площадью 1 591, 5 кв.м с кадастровым номером №... и помещение, расположенное в данном здании с кадастровым номером №... по адресу: адрес
Общество с ограниченной ответственностью Компания «Мотор-холдинг» (далее – ООО Компания «Мотор-холдинг»), собственник нежилого помещения с кадастровым номером №..., обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 8130 Перечня на 2017 год. В обоснование требований указав, что спорное здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение вышеуказанного здания в Перечень на 2017 год нарушает права общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Представитель ООО Компания «Мотор-холдинг» - Уралов Г.К. в судебном заседании заявленное требование поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Мухамедьянова Л.И. требования не признала, указала, что приказ принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемый в части Перечень на 2017 год не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца. Спорное нежилое здание включено в Перечень на 2017 год, в связи с тем, что земельный участок на котором расположено нежилое здание имеет вид разрешенного использования «под административно-складскую базу и магазин» и «для эксплуатации административной и производственно-складской базы». Кроме того, здание фактически используется для размещения офисов, занимающих более 20 % площади всего здания.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, проверив Перечень в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Административным истцом не оспаривалась компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на принятие оспариваемого приказа.
Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з, пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года № 180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (редакция от 3 ноября 2016 года) административный ответчик является органом, который на момент издания Приказа обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Порядок опубликования Приказа не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Кодекса в качестве условий признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) определены вид разрешенного использования земельного участка, и (или) назначение, разрешенное использованию здания (строения, сооружения), и (или) фактическое использование здания (строения, сооружения).
В редакции от 20 ноября 2017 год Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з предусмотрено, что к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв. метров, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
5) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, с начала налогового периода, следующего за годом, в котором истекли два года со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету (статья 2.1).
Таким образом, для включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся торговыми центрами или отдельно стоящими нежилыми зданиями, фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
В судебном заседании установлено, что в пункт 8130 Перечня на 2017 год включено здание с кадастровым номером №... и помещение, расположенное в данном здании с кадастровым номером №... по адресу: адрес
Спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером №..., площадью 3 235 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под административно-складскую базу и магазин (л.д. 52-54).
Из договора аренды №54-14 от 08 мая 2014 года следует, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан предоставил ООО Компания «Мотор-холдинг» в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес под административно-складскую базу и магазин (л.д.35-37).
Вместе с тем вид разрешенного использования земельного участка должен точно соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, общественного питания и бытового обслуживания, соответствуют предусмотренному пунктами 1.2.7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, и 1.2.5 Приказа Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Установленный вид разрешенного использования земельного участка «под административно-складскую базу и магазин» не может быть отнесен к группе видов разрешенного использования, содержащихся в пунктах 1.2.5 и 1.2.7.
Названный вид разрешенного использования, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, следовательно, здание не подлежало включению в Перечень на 2017 год по названным признакам.
ООО Компания «Мотор-холдинг» на основании договора купли-продажи от 21 мая 2003 года № 2 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №..., ремонтно-механической мастерской, площадью 1 591,5 кв.м., состоящего из 2 этажей и подвала б/н, по адресу: адрес (л.д.13).
Основным и дополнительным видом деятельности общества являются аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, работы по сборке и монтажу сборных конструкций, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легковых грузовых автотранспортных средств, деятельность стоянок для транспортных средств, покупка и продажа собственного недвижимого имущества, предоставление посреднических услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе, предоставление посреднических услуг по аренде недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе, предоставление консультационных услуг при купле-продаже недвижимого имущества, аренда и лизинг легковых автомобилей, офисных машин и оборудования, прочих сухопутных транспортных средств и оборудования, аренда и лизинг контрольно-измерительной аппаратуры, торгового оборудования (117-119).
Согласно техническому паспорту, составленного государственным унитарным предприятием Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан, спорное здание обозначено как литер «Д1», наименование ремонтно-механическая мастерская, фактическое использование административно-складское, 2-х этажное + подвал, общая площадь 1 591,5 кв.м. Кроме литера «Д1» спорное здание состоит из административного здания литер «Е» и двух гаражей литеры «Е1» и «Е2» (л.д.14).
По экспликации в здании по улице адрес
находятся лестничные клетки, санузлы, коридоры, кабинеты, склады, бытовка, магазин, гаражи, кладовая.
Из ответов государственного унитарного предприятия Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан на запрос суда, следует что литеры «Д», «Д1» являются отдельно стоящим одно-двухэтажным нежилым зданием с подвалом. Литеры «Е», «Е1», «Е2» являются отдельно стоящим одноэтажным нежилым зданием с подвалом (л.д.103-104, 105-106).
Согласно договора аренды от 01 апреля 2004 года ООО Компания «Мотор-Холдинг» предоставил ... в аренду помещения: литер «Д1», литер «Е», расположенные в зданиях по адресу: адрес для использования в качестве конторских помещений и склада (л.д.11-112).
22 апреля 2011 года между ООО Компания «Мотор-Холдинг» и ... подписано дополнительное соглашение к договору аренды нежилых помещений №б/н от 01 апреля 2011 года, из которого следует, что арендодатель сдал арендатору в аренду также литер «е» здания.
01 февраля 2012 года между ООО Компания «Мотор-Холдинг» и ... заключен договор №13 аренды нежилого помещения, согласно которому арендодатель передал арендатору во временное владение и пользование нежилые помещения №35, площадью 54,3 кв.м (торговая площадь), №37а, площадью 31,0 кв.м (складское помещение), литер Д1, расположенные на первом этаже в двухэтажном нежилом административном строении, общей площадью 2002,5 кв.м, расположенном по адресу: адрес
Спорное здание было включено в Перечень на основании информации, полученной от Управления Росреестра по Республике Башкортостан из базы данных Автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) на основании пункта 2.1. Порядка без проведения мероприятий по определению фактического использования объекта.
20 ноября 2017 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, рассмотрев досудебное обращение административного истца, сообщило, что объект №... является помещением в здании №..., рассмотрение вопроса об исключении данного объекта возможно после рассмотрения вопроса об исключении из Перечня объекта №... (л.д.27).
26 декабря 2017 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, рассмотрев досудебное обращение административного истца, сообщило, что здание соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и не подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку земельный участок, на котором расположен объект №... имеет вид разрешенного использования «под административно-складскую базу и магазин» и «для эксплуатации административной и производственно-складской базы» соответственно (л.д.31).
В порядке подготовки к рассмотрению дела суд обязал административного ответчика провести обследование спорного объекта недвижимого имущества.
В акте обследования здания от 11 мая 2018 года, комиссией, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, установлено, что объект используется следующим образом: 1 этаж – помещения №35 (54,3 кв.м) магазин ООО «Мотор» (аренда), помещение № № 7а, 37, 37а (общая площадь 317,7 кв.м.) – склады (аренда ООО «Мотор»), помещения № № 33, 37б, 38. 39, 40 (общая площадь 197,2 кв.м) – склады (ООО Компания «Мотор-Холдинг»), помещение №32 (26,6 кв.м), помещение №34 (25,5 кв.м) – комната грузчиков, помещение №42 (3,5 кв.м) – комната охраны.
2 этаж – помещения № № 46, 49, 51 (общая площадь 108,7 кв.м) – административные, помещение № 48 (33,1 кв.м) – административное (аренда ООО «Мотор»), помещения № №52-56б (общая площадь 388,8 кв.м) – складские.
На основании изложенного комиссия пришла к выводу, что на доля площади недвижимого имущества, фактически используемого для размещения торговых объектов и бытового обслуживания составляет 12,3 %, здание не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Доказательств тому, что 20 и более процентов от общей площади зданий предусматривает или используется под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.
Следовательно, включение в оспариваемый Перечень объекта недвижимого имущества, указанного в пункте 8130 как противоречащее требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з, не может быть признано законным.
Учитывая изложенное, суд признает недействующим пункт 8130 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007, поскольку оспариваемое положение содержит противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах, пункт 8130 Перечня подлежит признанию недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Компания «Мотор-холдинг» удовлетворить.
Признать недействующими с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в пункт 8130 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью Компания «Мотор-холдинг» 4 500 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова