Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 14.03.2018 |
Дата решения | 30.05.2018 |
Категория дела | Гл. 21 КАС РФ -> об оспаривании НПА органов государственной власти... -> оспаривание НПА иных органов государственной власти субъекта РФ |
Судья | Тазетдинова Гузель Ахметшарифовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 1b7c443b-8c90-3a5c-8d37-3b037db48d38 |
дело №3-672/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Уфа 30 мая 2018 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Хажиевой Р.И.,
с участием прокурора Республики Башкортостан Замалетдиновой Л.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Азимут» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими пунктов 1879, 1927 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года № 1732 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказов от 09 февраля 2018 года № 103, от 02 апреля 2018 года № 331, от 20 апреля 2018 года № 460, с изменениями внесенными решениями Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 марта 2018 года по делу № 3г-511/2018, от 25 апреля 2018 года по делу № 3г-637/2018),
У С Т А Н О В И Л:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года №1732 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
Пунктами 1879 и 1927 Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, было включено одно и то же нежилое здание общей площадью 1610,5 кв.м с разными кадастровыми номерами №... и №..., расположенное по адресу: адрес
Общество с ограниченной ответственностью «Азимут» (далее – ООО «Азимут»), собственник здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пунктов 1879 и 1927 Перечня на 2018 год. В обоснование требований указано, что спорное здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здание не является административно-деловым центром или торговым центром, находится на охраняемой территории, составляет инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимо от единого производственного комплекса. Включение вышеуказанного здания в Перечень на 2018 год нарушает права общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Представитель ООО «Азимут» Хайретдинова Л.Р. административный иск в части оспаривания Перечня на 2018 год поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом. В акте повторного обследования здания административный ответчик пришел к выводу, что здание подлежит исключению из Перечня на 2018 год. Сведения об уважительности причин неявки в суд не представлены.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, проверив Перечень на 2018 год в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Административным истцом не оспаривалась компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на принятие оспариваемого приказа.
Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з, пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года № 180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (редакция от 3 ноября 2016 года) административный ответчик является органом, который на момент издания Приказа обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Порядок опубликования Приказа не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Кодекса в качестве условий признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) определены вид разрешенного использования земельного участка, и (или) назначение, разрешенное использованию здания (строения, сооружения), и (или) фактическое использование здания (строения, сооружения).
В редакции от 20 ноября 2017 год Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з предусмотрено, что к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв. метров, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
5) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, с начала налогового периода, следующего за годом, в котором истекли два года со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету (статья 2.1).
Таким образом, для включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся торговыми центрами или отдельно стоящими нежилыми зданиями, фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
В судебном заседании установлено, что в пункты 1879 и 1927 Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, ошибочно дважды было включено одно и то же нежилое здание общей площадью 1610,5 кв.м с разными кадастровыми номерами №... и №..., расположенное по адресу: адрес
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан 06 апреля 2018 года приняло решение об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях и в соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сняло с учета объект недвижимости с кадастровым номером №... (л.д.88, 89).
Спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером №..., площадью 34000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для завершения строительства опытно-экспериментальной базы (л.д.29-34, 59-60).
Вместе с тем вид разрешенного использования земельного участка должен точно соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, общественного питания и бытового обслуживания, соответствуют предусмотренному пунктами 1.2.7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, и 1.2.5 Приказа Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Установленный вид разрешенного использования земельного участка «для завершения строительства опытно-экспериментальной базы» не может быть отнесен к группе видов разрешенного использования, содержащихся в пунктах 1.2.5 и 1.2.7.
Названный вид разрешенного использования, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, следовательно, здание не подлежало включению в Перечень на 2018 год по названным признакам.
ООО «Азимут» на основании договора купли-продажи от 22 апреля 2004 года № 17-юр является собственником нежилого строения – незавершенного, производственного, состоящего из литер А, Б, В, Д, по адресу: адрес (л.д.11, 62-63).
Основным и дополнительными видами деятельности общества являются предоставление прочих услуг в области добычи нефти и природного газа, производство нефтепродуктов (л.д.47).
Согласно техническому паспорту, составленного муниципальным хозрасчетным предприятием по технической инвентаризации жилых и нежилых строений «Уфатехинвентаризация», спорное здание входит в производственный комплекс обозначено как литер «А», наименование административно-бытовой комплекс, фактическое использование административное, 3-х этажное, общая площадь 1610,5 кв.м. Кроме литера «А» производственный комплекс состоит из производственного корпуса литер «Б» и двух ангаров литеры «В» и «Д» (л.д.12).
По экспликации помещения в административно-бытовом комплексе находятся кабинеты, коридоры, склады, подсобные, вестибюль, сан.узлы, столовая, электрощитовая, измерительные лаборатории, мастерские, бойлерные, цех, актовый зал, комнаты приема пищи, тренажерный зал, комната охраны, бассейн, сауна, душевая.
Спорное здание было включено в Перечень на основании информации, полученной от Управления Росреестра по Республике Башкортостан из базы данных Автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) на основании пункта 2.1. Порядка без проведения мероприятий по определению фактического использования объекта.
14 февраля 2018 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, рассмотрев досудебное обращение административного истца, сообщило, что здание соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и не подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку более 20 процентов от общей площади здания используется для ведения административной деятельности (л.д.37).
В порядке подготовки к рассмотрению дела суд обязал административного ответчика провести обследование спорного объекта недвижимого имущества.
При повторном обследовании здания в акте обследования от 13 апреля 2018 года, составленном комиссией Минземимущества Республики Башкортостан, указано, что объект используется следующим образом: 1 этаж: помещения №№ 27, 30, 31, 33, 34 (общая площадь 79 кв.м) - административные, помещения №№ 3, 4, 6, 7, 9, 11 (общая площадь 118,5 кв.м) – пустые (ведутся ремонтные работы), остальные помещения: лаборатория, охрана;
2 этаж: помещения №№ 18, 21, 22, 26, 27, 28, 29 (общая площадь 160,9 кв.м) - административные, №№ 5, 6, 16 (72,4 кв.м) – пустые, остальные помещения: комната приема пищи, конференц-зал, архив, комната отдыха;
3 этаж: помещения №№ 8, 10, 12, 13, 14,15, 18, 19, 20, 21 (общая площадь 302 кв.м) - административные, помещения №№ 3, 4, 5, 7 (общая площадь 66,5 кв.м - пустые (не эксплуатируются);
В здании пропускная система, доступ третьим лицам ограничен. По результатам проведенного обследования установлено, что здание не соответствует критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ и подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (л.д.114,115).
08 мая 2018 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, повторно рассмотрев обращение административного истца, сообщило, что спорный объект не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и будет исключен из Перечня на 2018 год (л.д.104).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что спорное здание эксплуатируется в качестве здания управления, входит в состав инфраструктуры промышленного предприятия общества, функционально и конструктивно неотделимо от единого производственного комплекса и используется для размещения административно-технического персонала, который необходим для непосредственного и непрерывного обслуживания производственного процесса. В здании оборудованы рабочие места руководства. Самостоятельного офисного назначения спорный объект недвижимости не имеет, помещения, которые сдавались бы в аренду, отсутствуют.
Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются, спорный объект был исключен в досудебном порядке из Перечня на 2017 год.
В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Доказательств тому, что 20 и более процентов от общей площади зданий предусматривает или используется под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.
Следовательно, включение в оспариваемый Перечень на 2018 год объекта недвижимого имущества, указанного в пунктах 1879 и 1927 как противоречащее требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з, не может быть признано законным.
Учитывая изложенное, суд признает недействующими пункты 1879 и 1927 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года № 1732, поскольку оспариваемое положение содержит противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах, пункты 1879 и 1927 Перечня на 2018 год подлежит признанию недействующими с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года № 1732.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Азимут» удовлетворить.
Признать недействующими с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года №1732 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в пункты 1879 и 1927 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровыми номерами №... и №..., расположенное по адресу: адрес
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью «Азимут» 4 500 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова