Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 21.06.2016 |
Дата решения | 20.07.2016 |
Категория дела | Гл. 21 КАС РФ -> об оспаривании НПА органов государственной власти... -> оспаривание НПА представительного органа муниципального образования |
Судья | Тазетдинова Гузель Ахметшарифовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 36673c13-e59f-3cd8-8801-a1b6268449fd |
дело № 3-648/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Уфа 20 июля 2016 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Х.Р.И.,
с участием прокурора Кулясовой Р.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» к Совету муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании недействующим со дня принятия решения Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 3 созыва от 29 января 2016 года № 807 «Об арендной плате за землю на 2016 год» в части установления в подпункте 6.1 пункта 6 приложения № 4 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения автозаправочных станций в пределах населенных пунктов в размере 5,98 % от кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
решением Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 3 созыва от 29 января 2016 года № 807 «Об арендной плате за землю на 2016 год» утверждены правила определения размера и внесения арендной платы (приложение № 1); средние ставки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности Иглинский район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Иглинского района Республики Башкортостан (приложение № 2); коэффициенты, учитывающие категорию арендаторов и вид использования земельных участков (приложение № 3); ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости за земли, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления (приложение № 4).
В подпункте 6.1 пункта 6 приложения № 4 решения Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 3 созыва от 29 января 2016 года № 807 «Об арендной плате за землю на 2016 год» (далее - решение Совета от 29 января 2016 года № 807) ставка арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения автозаправочных станций в пределах населенных пунктов, установлена в размере в размере 5,98 % от кадастровой стоимости земельных участков.
Данное решение Совета было опубликовано в газете «Иглинские вести» 2 февраля 2016 года № 11, размещено на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан https://iglino.bashkortostan.ru 4 февраля 2016 года, вступило в законную силу с момента подписания 29 января 2016 года и распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года (том 1 л.д.13).
До принятия вышеуказанного решения Совета ставка арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения автозаправочных станций в пределах населенных пунктов была установлена решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 18 декабря 2014 года № 516 в размере 3 % от кадастровой стоимости земельных участков.
Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» (далее - ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт»), арендатор земельного участка по адресу: адрес, обратилось в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия решения Совета от 29 января 2016 года № 807 в части установления в подпункте 6.1 пункта 6 приложения № 4 решения Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 3 созыва от 29 января 2016 года № 807 «Об арендной плате за землю на 2016 год» (далее - решение Совета) ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения автозаправочных станций в пределах населенных пунктов, в размере 5,98 % от кадастровой стоимости земельных участков. Оспариваемый в части нормативный правовой акт был применен в отношении административного истца при расчете размера арендной платы на 2016 год по договору аренды земли от 20 августа 2014 года № 10 (том 1 л.д.37-45, том 2 л.д.86-89).
По мнению представителя административного истца, увеличение ставки арендной платы не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582), а также положениям статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку ставка 5,98% от кадастровой стоимости земельных участков определена произвольно, без учета доходности земельных участков по виду разрешенного использования.
В судебном заседании представитель административного истца Разбежкин К.П. требования поддержал по указанным выше основаниям, просил удовлетворить, считает, что в муниципальном районе с 1 января 2016 года идет двойное повышение арендной платы (в результате увеличения кадастровой стоимости земельных участков и повышения ставок арендной платы).
Представитель Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Большакова Е.В. возражала против удовлетворения административного искового заявления по тем основаниям, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Совета муниципального района и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Пояснила, что основной причиной изменения ставки арендной платы на землю стало повышение кадастровой стоимости земельных участков.
Представитель Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени рассмотрения был извещен своевременно и надлежащим образом в предыдущем судебном заседании, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суд не известил. Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Иглинскому району просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя. Руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, проверив решение Совета от 29 января 2016 года № 807 в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Как установлено пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года № 141-ФЗ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (вступившего в силу с 1 марта 2015 года) если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу пунктов 5 и 8 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года № 59-з (редакция от 28 мая 2015 года) «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», абзацу 10 пункта 1.2 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных Постановления Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480 (редакция от 10 марта 2016 года № 72) органы местного самоуправления устанавливают ставки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности и земли, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно статьям 19, 20 и 33 Устава муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (утвержденного решением Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 14 декабря 2005 года с изменениями и дополнениями) установление ставок арендной платы на земли, находящиеся в муниципальной собственности и земли, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям Совета.
Порядок принятия решения, установленный статьями 36, 44, 45 и 80 Регламента Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (утвержденного 22 мая 2013 года решением Совета № 159) также был соблюден (том 2 л.д.48-50).
Таким образом, решение Совета было принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликовано в установленном законом порядке.
При этом федеральное законодательство ограничивает права субъектов Российской Федерации в данном вопросе соблюдением основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации.
Так, пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, одним из которых является принцип экономической обоснованности, состоящий в том, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что увеличение арендной платы за земельные участки, предназначенных для размещения автозаправочных станций в пределах населенных пунктов, расположенные на территории муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с 3 % до 5,98 % от кадастровой стоимости земельных участков было осуществлено произвольно, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, не отвечает принципу экономической обоснованности.
В финансово экономическом обосновании по ставкам арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, на 2016 год указано, что «основная цель при разработке ставок и коэффициентов было недопущение снижения доходов бюджета от аренды земельных участков относительно доходов 2016 года. С 1 января 2016 года в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 ноября 2015 года «Об утверждении результатов Государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан, кроме городских округов городов Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район, по состоянию на 1 января 2015 года», изменилась кадастровая стоимость земельных участков, в связи с чем в данном проекте учтены новые кадастровые стоимости земельных участков по населенным пунктам» (том 2 л.д.50).
Однако увеличение ставок арендной платы исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов при уменьшении кадастровой стоимости противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков, является неправомерным.
Утверждение в последнем абзаце финансово экономического обоснования о прогнозируемом повышении процентных ставок по отдельным видам разрешенного использования земельных участков голословно, не подтверждается какими-либо доказательствами.
Муниципальный представительный орган в нарушение части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказал соблюдение принципа экономической обоснованности, не представил анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, которые влияют на уровень доходности земельных участков в Иглинском районе Республики Башкортостан, расчеты, которые показывают доходность земельных участков, документы, содержащие многофакторный анализ оценочных характеристик участков, и документы, непосредственно подтверждающие проведение расчета величины базовой ставки арендной платы 5,98%.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции приходит к выводу, что административным ответчиком ставки арендной платы изменены не на основании анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, которые влияют на уровень доходности земельных участков, а исходя из экономической целесообразности, направленной в том числе на получение дополнительного дохода в бюджет муниципального образования.
Нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает права, свободы и законные интересы ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», поскольку приводит к необоснованному увеличению размера арендной платы за земельный участок, арендатором которого является административный истец.
Кроме того, суд приходит к выводу о нарушении порядка введения в действие оспариваемого подпункта решения Совета от 29 января 2016 года № 807 путем распространения на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года, т.е. за истекший месяц. Данный порядок не отвечает принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Случаи пересмотра размера арендной платы за земельные участки в одностороннем порядке по требованию арендодателя предусмотрены в разделе 2 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденном Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480, в редакции от 31 декабря 2015 года № 567 (далее – Правила).
Раздел 2 Правил не предусматривает возможности изменения арендной платы в одностороннем порядке за истекший период в случае принятия нормативного правового акта, ухудшающего положения арендаторов.
Следовательно, решение Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 3 созыва от 29 января 2016 года № 807 «Об арендной плате за землю на 2016 год» в части установления в подпункте 6.1 пункта 6 приложения № 4 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения автозаправочных станций в пределах населенных пунктов в размере 5,98 % от кадастровой стоимости земельных участков, не соответствует требованиям приведенных выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, поскольку в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, повышение арендной платы не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 28 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт в той части, которая противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, был принят позднее таких нормативных правовых актов, при этом оспариваемое положение не устанавливало права граждан и организаций, а регулировало исключительно вопросы определения размера арендной платы за земельные участки, суд полагает необходимым признать решение Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 3 созыва от 29 января 2016 года № 807 «Об арендной плате за землю на 2016 год» в оспариваемой части недействующим и не подлежащим применению с 1 января 2016 года.
Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Советом муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в пользу ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» 4 500 рублей, в счет возврата государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с настоящим иском.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2016 года решение Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 3 созыва от 29 января 2016 года № 807 «Об арендной плате за землю на 2016 год» в части установления в подпункте 6.1 пункта 6 приложения № 4 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения автозаправочных станций в пределах населенных пунктов в размере 5,98 % от кадастровой стоимости земельных участков.
Взыскать с Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» возврат государственной пошлины 4500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова