Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 12.05.2017 |
Дата решения | 13.07.2017 |
Категория дела | Гл. 25 КАС РФ -> об оспаривании результатов определения кадастровой... -> об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Михляева Галина Анатольевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 856ed2b6-8d5e-3cc6-9f2c-89db0f6fc813 |
3-576/2017
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2017 года город Уфа
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Михляевой Г.А.
при секретаре Шакировой Г.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] А.Г. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
[СКРЫТО] А.Г. обратился в Верховный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником расположенных по адресу: адрес, объектов недвижимости: с кадастровым номером №... общей площадью 273,5 кв.м., помещение, назначение нежилое, этаж №..., номер на этаже 7; с кадастровым номером №... общей площадью 1053,7 кв.м., помещение, назначение нежилое, этаж №..., этаж №..., номер на этаже 1. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.11.2015 года № 496 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 01 января 2015 года. Кадастровая стоимость приведенных выше объектов недвижимости установлена в размере: с кадастровым номером №... – 15416317,07 руб. (по состоянию на 17.08.2016 года), с кадастровым номером №... – 66734603,78 руб. (по состоянию на 27.04.2016 года). Согласно отчету об оценке ООО «Единый центр правовой помощи» от 29.03.2017 г. №23/2017/8ОН рыночная стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на эти даты составляет: с кадастровым номером №... – 3632900 руб., с кадастровым номером №... –12363100 руб. Считает, что установленная кадастровая стоимость объектов завышена, что нарушает его права, так как ведет к необоснованному увеличению размера налоговых платежей. Просит установить кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков заинтересованных лиц не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Административный истец, заинтересованные лица Гилязева М.М., Грогуленко Т.В., Лобанова В.Г., Саяпова Э.Р., Константинова Э.О., Тужилов В.П., Караульщикова К.И., Жаворонкова А.В., Диваев И.Р., Валикаев А.Р., Ситдикова Р.В., Бикбулатова Ф.Ф., Алтынбаева А.М., Володина Е.М., Мингулов И.Ш., Бикметова Н.Х., МингуловоаР.С., Юнусов В.Р., Гладких В.А., Сафиханова Ю.В., Перельман М.Е., Латыпова Д.Р., Абдеев М.Н. представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что заявленные требования поддерживают.
В соответствии с положениями ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В представленном в предварительное судебное заседание возражении на административное исковое заявление Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просило в удовлетворении заявленных требований, основанных на представленном суду отчете о рыночной стоимости земельного участка, ввиду несоответствия его требования федерального законодательства отказать (л.д.12-18 т.2).
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан в письменном ответе от 29.05.2017 г. №05355 сообщило, что объекты капитального строительства (помещение – нежилое) с кадастровым номером №... площадью 280,5 кв.м., с кадастровым номером №... площадью 1053,7 кв.м., поставлены на государственный кадастровый учет 21.10.2015г. После утверждения постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.11.2015 г. №496 результатов ГКО кадастровая стоимость объектов была актуализирована с применением п. 4.1 Порядка. По объекту недвижимости №... в сведения о площади данного объекта 16.08.2016г. внесено изменение на значение 273,5 кв.м., кадастровая стоимость пересчитана на основании п. 43.1 Порядка. В результате кадастровая стоимость объектов недвижимости составила: с кадастровым номером №... – 15416317,07 руб., с кадастровым номером №... – 66734603,78 руб., рассчитана в Актах определения кадастровой стоимости, имеет дату определения соответственно 16.08.2016 г. и 21.10.2015 г. (л.д.80-87 т.2).
Суд, исследовав материалы административного дела, полагает возможным удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч. 7 ст. 1, ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, органом регистрации прав на основании документов, поступивших в этот орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
С 1 января 2015 г. НК РФ дополнен главой 32 "Налог на имущество физических лиц", предусматривающей определение налоговой базы в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационной стоимости, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, или кадастровая стоимость объектов недвижимости, если в субъекте Российской Федерации будет принято решение об установлении особенностей при определении налоговой базы (пункт 1 статьи 402, статья 404 НК РФ).
В силу положений п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 3 ст. 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с п. 15 ст. 378.2. НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц – в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости объекта недвижимости.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки объекта недвижимости и законности акта об ее утверждении.
Судом установлено, что [СКРЫТО] А.Г. на праве собственности принадлежат расположенные по адресу: адрес, объекты недвижимости – помещения: с кадастровым номером №... общей площадью 273,5 кв.м., нежилое помещение, назначение нежилое помещение, этаж №..., номер на этаже 7; с кадастровым номером №... (168/1000 долей) общей площадью 1053,7 кв.м., нежилое помещение, назначение нежилое помещение, этаж №..., этаж №..., номер на этаже 1, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата (л.д. 15-18, 19-27 т. 1).
Назначение и фактическое использование указанного объекта недвижимости, дата внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости подтверждены приведенными выше выписками из ЕГРН, кадастровыми и техническим паспортами, техническим описанием данных объектов недвижимости (л.д. 15-18, 19-27, 28-31, 32-37, 38-43, 44-50 т.1).
Статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30.10.2014 № 142-з
"Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлена единая дата начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 26.11.2014 № 37/4
(ред. от 03.11.2015) "О налоге на имущество физических лиц"
(вместе с "Перечнем документов, подтверждающих право на льготу по налогу на имущество физических лиц") на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан введен налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.11.2015 года № 496 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 01.01.2015 года.
Указанные акты являются общедоступными документами, размещены на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе «КонсультантПлюс».
Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена в размере: с кадастровым номером №... 15416317,07 руб. (по состоянию на 17.08.2016 года), с кадастровым номером №... – 66734603,78 руб. (по состоянию на 27.04.2016 года), что также подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30.03.2017 г. (л.д. 14, 15 т. 1).
Согласно представленному истцом отчету от 29.03.2017 г. №23/2017/8ОН, выполненному оценщиком ООО «Единый центр правовой помощи», рыночная стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на эти даты составляет: с кадастровым номером №... – 3632900 руб., с кадастровым номером №... –12363100 руб. (л.д. 54-188 т.1).
Соответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, а также стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете об оценке, подтверждены положительным экспертным заключением от 10.04.2017 г. №074/2017/Уфа эксперта Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» (л.д.189-210 т.1).
Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 30.05.2017 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, проведение которой поручено эксперту АНО «РОСЭкспертиза» ФИО25, на разрешение эксперта постановлен вопрос об определении рыночной стоимости объектов недвижимости: с кадастровым номером №... общей площадью 273,5 кв.м., расположенного по адресу: адрес, номер на этаже 7, по состоянию на 16.08.2016 года; с кадастровым номером №... общей площадью 1053,7 кв.м., расположенного по адресу: адрес, номер на этаже 1, по состоянию на 21.10.2015 года.
Согласно заключению эксперта АНО «РОСЭкспертиза» от 27.06.2017 года № 0357-2017 рыночная стоимость объектов недвижимости составляет: с кадастровым номером №... – 9324000 руб., с кадастровым номером №... – 27492000 руб. (л.д. 94-244 т.2).
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта АНО «РОСЭкспертиза» от 27.06.2017 года № 0357-2017, лицами, участвующими в деле, в судебном заседании не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии заключения эксперта АНО «РОСЭкспертиза» от 27.06.2017 года № 0357-2017 установленным требованиям лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приведены.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО АНО «РОСЭкспертиза» от 27.06.2017 года № 0357-2017 и отчет от 26.12.2016 г. №Н15/12-09-2016, выполненному оценщиком ООО «Топограф», представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта АНО «РОСЭкспертиза» от 27.06.2017 года № 0357-2017, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющихся государственными судебно-экспертными учреждениями, экспертом соблюдены. Заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях и научных и практических источниках. При определении рыночной стоимости объектов экспертом произведены корректировки «на торг», «на красную линию», «на дату предложения», «на площадь» (л.д. 120-126 т.2).
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость спорного объекта недвижимости необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта АНО «РОСЭкспертиза» от 27.06.2017 года № 0357-2017.
Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости и их рыночной стоимостью, определенной в экспертном заключении, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Оценивая в совокупности положения главы III.1 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, обратившийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета индивидуальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Как усматривается из материалов дела кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена по состоянию на 17.08.2016 года – с кадастровым номером №... по состоянию на 27.04.2016 года – с кадастровым номером №... что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30.03.2017 года, (л.д. 14, 15 т. 1). На эти же даты экспертом определена рыночная стоимость приведенных выше объектов недвижимости.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертиз не заявлено.
Результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника указанных объектов недвижимости и плательщика налога на них.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 24.18 - 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление [СКРЫТО] А.Г. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, поступившее в Верховный суд Республики Башкортостан 12.05.2017 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
по состоянию на 16.08.2016 года с кадастровым номером №... общей площадью 273,5 кв.м., нежилое помещение, назначение нежилое помещение, этаж №..., номер на этаже 7, адрес местоположения объекта: адрес, равной рыночной стоимости в размере 9324000 руб.;
по состоянию на 21.10.2015 года с кадастровым номером №... общей площадью 1053,7 кв.м., нежилое помещение, назначение нежилое помещение, этаж №..., этаж №..., номер на этаже 1, адрес местоположения объекта: адрес, равной рыночной стоимости в размере 27492000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Михляева