Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 26.12.2018 |
Дата решения | 18.04.2019 |
Категория дела | Гл. 25 КАС РФ -> об оспаривании результатов определения кадастровой... -> об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Зайнуллина Гульсум Кабировна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | fd00d9b3-018a-304b-8a1f-8bb1134dd56e |
дело № 3-398/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Уфа 18 апреля 2019 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К.,
при секретаре Атналине В.С.,
с участием представителя административного истца Суханова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
установил:
[СКРЫТО] Н.М. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений с кадастровыми номерами №..., находящихся по адресу: адрес, равной их рыночной стоимости по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости соответственно в размере 5 564 000 руб., 5 767 000 руб., 3 775 000 руб., 11 542 000 руб., 5 523 000 руб., 980 000 руб., 353 000 руб., 952 000 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что кадастровая стоимость указанных нежилых помещений не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке № Н-58-2018 от 24 декабря 2018 года, выполненном ООО «Топограф», что нарушает его права как собственника и ведет к уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Суханов С.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости исходя из результатов проведенной судебной экспертизы, не поддержав ранее представленный отчет об оценке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав представителя административного истца Суханова С.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Законом Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 142-з установлена единая дата начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При рассмотрении дела установлено, что административный истец [СКРЫТО] Н.М. является собственником нежилых помещений:
с кадастровым номером №..., площадью 148,3 кв.м, этаж: №№..., 2, 3, 4, 5,6, находящегося по адресу: адрес;
с кадастровым номером №..., площадью 217,1 кв.м, этаж: №..., находящегося по адресу: адрес;
с кадастровым номером №..., площадью 147,3 кв.м, этаж: №..., находящегося по адресу: адрес;
с кадастровым номером №..., площадью 448,8 кв.м, этаж: №..., находящегося по адресу: адрес;
с кадастровым номером №..., площадью 212,1 кв.м, этаж: №..., находящегося по адресу: адрес, номер на этаже 6;
с кадастровым номером №..., площадью 37,3 кв.м, этаж: №..., находящегося по адресу: адрес, номер на этаже 2;
с кадастровым номером №..., площадью 13,7 кв.м, этаж: №..., находящегося по адресу: адрес, номер на этаже 4;
с кадастровым номером №..., площадью 36,2 кв.м, этаж: №... находящегося по адресу: адрес, номер на этаже 3.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан №... от дата «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 января 2015 года.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости определена: с кадастровым номером №... по состоянию на 15 июня 2015 года в размере 7 282 728,26 руб., с кадастровым номером №... по состоянию на 1 января 2015 года в размере 11 077 579,60 руб., с кадастровым номером №... по состоянию на 1 января 2015 года в размере 7 524 674,67 руб., с кадастровым номером №... по состоянию на 1 января 2015 года в размере 22 812 782,26 руб., с кадастровым номером №... по состоянию на 20 ноября 2015 года в размере 10 415 823,77 руб., с кадастровым номером №... по состоянию на 20 ноября 2015 года в размере 1 831 731,38 руб., с кадастровым номером №... по состоянию на 20 ноября 2015 года в размере 672 780,70 руб., с кадастровым номером №... по состоянию на 20 ноября 2015 года в размере 1 777 712,50 руб.
Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости и нарушает его права как собственника, обратился с административным исковым заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости объекта его рыночной стоимости административным истцом представлен отчет об оценке № Н-58-2018 от 24 декабря 2018 года, выполненный ООО «Топограф».
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 февраля 2019 года по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Бюро права и оценки» Третьяковой Г.В.
Согласно заключению эксперта Третьяковой Г.В. № 09ВС-19 от 18 мата 2019 года рыночная стоимость вышеуказанных объектов недвижимости на дату определения их кадастровой стоимости составляет соответственно 2 970 000 руб., 6 270 000 руб., 4 250 000 руб., 12 020 000 руб., 6 730 000 руб., 1 210 000 руб., 440 000 руб., 1 170 000 руб.
Вышеуказанная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объектов недвижимости. При исследовании эксперт применил сравнительный, доходный подходы. В рамках сравнительного подхода экспертом был выбран метод сравнения продаж, который основывается на сборе информации об аналогичных продажах и предложениях для последующего сравнения, для реализации которого им проанализирован рынок предложений нежилых помещений города Уфы и Республики Башкортостан. В качестве аналогов объекта оценки выбраны объекты сходные по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектами оценки, на различия между объектами оценки и объектами-аналогами экспертом применены соответствующие корректировки с обоснованием применения каждой корректировки, в заключении приведены расчеты и имеются ссылки на источники информации. При оценке объектов недвижимости в рамках доходного подхода экспертом был выбран метод капитализации, как наиболее полно отвечающий заявленным целям и предполагаемому использованию результатов исследования. На основе полученных результатов экспертом произведено согласование результатов применения двух подходов и определено итоговое значение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества.
Каких-либо возражений относительно заключения судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность ее выводов лица, участвующие в деле, не представили, ходатайств о назначении повторной или дополнительной судебной оценочной экспертизы не заявили.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника объекта недвижимости, являющегося плательщиком имущественного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости, суд полагает, что истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объектов недвижимости его рыночной стоимости.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе заключение № 09ВС-19 от 18 марта 2019 года, суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
В данном случае заявление административным истцом подано непосредственно в суд 26 декабря 2018 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №..., площадью 148,3 кв.м, этаж: №№..., 2, 3, 4, 5, 6, находящегося по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 июня 2015 года в размере 2 970 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №..., площадью 217,1 кв.м, этаж: №..., находящегося по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 6 270 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №..., площадью 147,3 кв.м, этаж: №..., находящегося по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 4 250 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №..., площадью 448,8 кв.м, этаж: №..., находящегося по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 12 020 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №..., площадью 212,1 кв.м, этаж: №..., находящегося по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 20 ноября 2015 года в размере 6 730 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №..., площадью 37,3 кв.м, этаж: №..., находящегося по адресу: адрес, номер на этаже 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 20 ноября 2015 года в размере 1 210 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №..., площадью 13,7 кв.м, этаж: №..., находящегося по адресу: адрес, номер на этаже 40, равной его рыночной стоимости по состоянию на 20 ноября 2015 года в размере 440 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №..., площадью 36,2 кв.м, этаж: №... находящегося по адресу: адрес, номер на этаже 3, равной его рыночной стоимости по состоянию на 20 ноября 2015 года в размере 1 170 000 руб.
Датой подачи заявления считать 26 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.К. Зайнуллина