Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 25.12.2018 |
Дата решения | 28.03.2019 |
Категория дела | Гл. 25 КАС РФ -> об оспаривании результатов определения кадастровой... -> об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Фархутдинова Гузель Рифовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 4532db88-1130-3f00-b982-647c63c8e7eb |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № 3-392/2019
28 марта 2019 года г. Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,
при секретаре Ханановой А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «РегионСтройКонтракт» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ООО «РегионСтройКонтракт» обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве общей долевой собственности (доля в праве 1118/1577) принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №..., ....
21 октября 2013 года в отношении указанного объекта недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости, определенные по состоянию на 17 октября 2013 года в размере ... руб., которые имеют статус актуальных. Датой утверждения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №... является 17 октября 2013 года.
Считая кадастровую стоимость объекта недвижимости завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику. Отчетом ООО «Уфимское городское агентство оценки и судебной экспертизы» №43 от 12 ноября 2018 года установлено, что рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 17 октября 2013 года составляет ... руб.
Административный истец, являясь сособственником вышеназванного объекта недвижимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации обязан уплачивать налог на имущество. Налоговая база по налогу на имущество организаций подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая в данном случае существенно превышает размер его рыночной стоимости, что является существенным нарушением прав и законных интересов административного истца.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан №1422 от 11 декабря 2018 года заявление ООО «РегионСтройКонтракт» было отклонено.
Очередные результаты определения кадастровой стоимости по объекту недвижимости с кадастровым номером №... в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, что, по мнению административного истца, является основанием к восстановлению срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
На основании изложенного административный истец ООО «РегионСтройКонтракт» просит суд восстановить ему срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости; установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №..., ..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 октября 2013 года в размере ... руб.
Представитель административного истца ООО «РегионСтройКонтракт» – Вайнштейн Е.С., действующая по доверенности от 20 июня 2018 года просила суд рассмотреть дело без их участия.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, ООО «Юнион-Проперти» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 вышеприведенного Федерального закона в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно части 2 статьи 24.15 вышеуказанного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
В силу статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Установлено, что административному истцу ООО «РегионСтройКонтракт» и заинтересованному лицу ООО «Юнион-Проперти» на праве общей долевой собственности (ООО «РегионСтройКонтракт» - доля в праве 1118/1577, ООО «Юнион-Проперти» - доля в праве 459/1577) принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №..., ..., что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17 декабря 2018 года.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 февраля 2012 года №40 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда по состоянию на 06 июня 2011 года.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект капитального строительства с кадастровым номером №... поставлен на учет 09 октября 2013 года, имеет вид «Помещение», назначение «Нежилое», площадь 157,7 кв.м.
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости была определена при постановке на учет, в соответствии с пунктом 3.2 Порядка, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года №113. Соответственно, при расчёте кадастровой стоимости применено утверждённое значение удельного показателя кадастровой стоимости, среднего по кадастровому кварталу №... для вида объекта «Помещение» назначения «Нежилое», в размере ... руб./кв.м., утверждённого постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 февраля 2012 года №40. В результате кадастровая стоимость составила 6 ... руб., имеет дату определения – 17 октября 2013 года, дату внесения - 21 октября 2013 года.
В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости административным истцом представлен отчет ООО «Уфимское городское агентство оценки и судебной экспертизы» №43 от 12 ноября 2018 года, согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 17 октября 2013 года составляет ... руб. Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», 19 ноября 2018 года ООО «РегионСтройКонтракт» было подано заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Решением комиссии №1422 от 11 декабря 2018 года заявление ООО «РегионСтройКонтракт» отклонено в связи с несоответствием представленного заявителем отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям статьи 11 Закона об оценке, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости спорного земельного участка, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 февраля 2019 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Оценочная компания «Стандарт».
Согласно заключению эксперта ООО «Оценочная компания «Стандарт» Абдуллина А.В. №014/19-Э от 06 марта 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 17 октября 2013 года составляет ... рублей.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о том, что заключение оценочной судебной экспертизы, выполненное экспертом ООО «Оценочная компания «Стандарт» Абдуллиным А.В., соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объекта недвижимости. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость данного объекта недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
Результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости затрагивают права и обязанности ООО «РегионСтройКонтракт» как его сособственника, являющегося плательщиком имущественного налога, размер которого определяется исходя из его кадастровой стоимости, в связи с чем истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 14 августа 2018 года, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Установлено, что 21 октября 2013 года в отношении спорного объекта недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости, определенные по состоянию на 17 октября 2013 года в размере ... руб.
С настоящим иском ООО «РегионСтройКонтракт» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан 19 ноября 2018 года, в суд - 25 декабря 2018 года, то есть с пропуском установленного Законом пятилетнего срока.
Как установлено выше, при расчете кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №... применено утвержденное значение удельного показателя кадастровой стоимости в размере, утвержденном Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 февраля 2012 года №40.
Очередные результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года № 496 по состоянию на 01 января 2015 года.
В соответствии с абзацем 3 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28, пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, восстановление пропущенного процессуального срока осуществляется на основании заявления лица, пропустившего срок.
В ходе судебного разбирательства установлено, что очередные результаты определения кадастровой стоимости по объекту недвижимости с кадастровым номером №... в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, что является основанием к восстановлению административному истцу срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, в том числе заключение эксперта ООО «Оценочная компания «Стандарт» Абдуллина А.В. №014/19-Э от 06 марта 2019 года, суд приходит к выводу о восстановлении ООО «РегионСтройКонтракт» срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости и удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ООО «РегионСтройКонтракт» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан 25 декабря 2018 года, после обращения 19 ноября 2018 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, удовлетворить.
Восстановить ООО «РегионСтройКонтракт» срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №..., ..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 октября 2013 года в размере ... руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова