Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 15.11.2018 |
Дата решения | 12.02.2019 |
Категория дела | Гл. 25 КАС РФ -> об оспаривании результатов определения кадастровой... -> об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Фархутдинова Гузель Рифовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 9d1442b5-5f80-3e3f-994f-c0ff756a9d29 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № 3-32/2019
12 февраля 2019 года г. Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,
при секретаре Ханановой А.Т.,
с участием представителя административного истца [СКРЫТО] Р.Х. - Давлетова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] ФИО14 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
[СКРЫТО] Р.Х. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве общей долевой собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: земельный участок с кадастровым номером №..., ...); объект недвижимости с кадастровым номером №..., общей ...); объект недвижимости с кадастровым номером №..., ...).
Кроме того в период с 22 июня 2018 года по 06 августа 2018 года административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежал объект недвижимости с кадастровым номером №..., общей ...).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 июня 2014 года установлена в размере ... руб., кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере ... руб., кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 22 июня 2018 года установлена в размере ... руб., кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 22 июня 2018 года установлена в размере ....
Считая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику. Согласно отчету ИП Мокшанова Д.А. №58-18 от 12 ноября 2018 года: рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет ....; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет ....; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 22 июня 2018 года составляет ... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 22 июня 2018 года составляет ... руб.
Установление завышенной кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и земельного участка нарушают права административного истца как налогоплательщика, увеличивая сумму налогов.
На основании изложенного, административный истец просит суд:
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., ... руб.;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №..., ... руб.;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №..., ... руб.;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №..., ... руб.
В судебном заседании представитель административного истца [СКРЫТО] Р.Х. – Давлетов А.А., действующий по доверенности от 09 февраля 2019 года, просил требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости с учетом проведенной по делу судебной экспертизы.
Административный истец [СКРЫТО] Р.Х. в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Зиганшина З.Б., Муфтахов И.И., Казанцев А.В., Филатов А.В., Вольштейн В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно части 2 статьи 24.15 вышеуказанного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
В силу статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Установлено, что административному истцу [СКРЫТО] Р.Х. на праве общей долевой собственности принадлежат и принадлежали следующие объекты недвижимости: земельный участок с кадастровым номером №..., ...); объект недвижимости с кадастровым номером №..., ...); объект недвижимости с кадастровым номером №..., ...2), что подтверждается Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 31 октября 2018 года.
Кроме того в период с 22 июня 2018 года по 06 августа 2018 года административному истцу [СКРЫТО] Р.Х. на праве общей долевой собственности принадлежал объект недвижимости с кадастровым номером №..., ... В настоящий период времени собственником объекта недвижимости с кадастровым номером №... является заинтересованное лицо по делу Казанцев А.В., что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 31 октября 2018 года.
Также установлено, что на основании Договора купли-продажи от 02 ноября 2018 года собственниками объекта недвижимости с кадастровым номером №... по 1/2 доле каждый являются заинтересованные лица по делу Филатов А.В. и Вольштейн В.В.
Результаты ГКОЗ утверждены Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года №5860 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан» по состоянию на 01 июня 2014 года.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года № 496 по состоянию на 01 января 2015 года.
Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 06 ноября 2018 года, 30 октября 2018 года: кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 июня 2014 года установлена в размере ... руб., кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере ... руб., кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 22 июня 2018 года установлена в размере ... руб., кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 22 июня 2018 года установлена в размере ... руб.
Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как налогоплательщика, обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости административным истцом представлен отчет ИП Мокшанова Д.А. №58-18 от 12 ноября 2018 года, согласно которому: рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет ... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет ... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 22 июня 2018 года составляет ... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 22 июня 2018 года составляет ... руб.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2018 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Оценочная компания «Стандарт».
Согласно заключению эксперта ООО «Оценочная компания «Стандарт» Кантемировой А.В. №1/19-Э от 17 января 2019 года: рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет ... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет ... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 22 июня 2018 года составляет ... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 22 июня 2018 года составляет ... руб.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о том, что заключение оценочной судебной экспертизы, выполненное экспертом ООО «Оценочная компания «Стандарт» Кантемировой А.В., соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объектов недвижимости. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
На основании изложенного, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, в том числе заключение эксперта ООО «Оценочная компания «Стандарт» Кантемировой А.В. №1/19-Э от 17 января 2019 года, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на даты определения их кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление [СКРЫТО] ФИО15 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан 15 ноября 2018 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 22 июня 2018 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №..., общей ..., по состоянию на 22 июня 2018 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова