Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 29.12.2016 |
Дата решения | 14.03.2017 |
Категория дела | Гл. 25 КАС РФ -> об оспаривании результатов определения кадастровой... -> об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Михляева Галина Анатольевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 60533977-354b-3c9a-8c2f-421c09423a9d |
Дело №3-213/2017
Верховный суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Уфа 14 марта 2017 года
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Михляевой Г.А.
при секретаре Шакировой Г.Р.
с участием [СКРЫТО] Р.Р. и его представителя Давлетшиной Н.А.,
в открытом судебном заседании по административному делу по административному иску [СКРЫТО] Р.Р. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
[СКРЫТО] Р.Р. обратился в Верховный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, указав в обоснование своих требований, что является собственником земельных участков: с кадастровым номером №... общей площадью 892 кв.м., категории земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «для размещения магазина», расположенного по адресу: адреса; с кадастровым номером №... общей площадью 956 кв.м., категории земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «для размещения и обслуживания здания магазина по продаже автомобилей», расположенного по адресу: адрес. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.11.2015 № 482 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан, кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район, и кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2015 года установлена в размере соответственно 5207986,60 руб. и 5258353,72 руб. Согласно выполненному ИП ФИО3 отчету об оценке от 08.12.2016 № 1/12-16 рыночная стоимость спорных земельных участков на эту дату составляет соответственно 668000 руб. и 716000 руб. Считает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков завышена, что нарушает его права, так как ведет к необоснованному увеличению размера налоговых платежей. Просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровым номером №... равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 года.
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованных лиц не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании 14.03.2016 года [СКРЫТО] Р.Р. и его представитель Давлетшина Н.А. административное исковое заявление поддержали, просили удовлетворить иск. Против выводов эксперта, проведшего исследование участков по определению суда, не возражали, заключение его не оспорили. Указали, что с выводами эксперта согласны. Просили установить кадастровую стоимость земельных участков, равной их рыночной стоимости с учетом проведенной экспертизы.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан в письменном ответе от 20.01.2017 г. № 00437 сообщило, что земельный участок с кадастровым номером №... поставлен на государственный кадастровый учет 12.11.2007 г. имеет вид разрешенного использования «для размещения магазина», категории земель: земли населенных пунктов и площадь 892 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером №... поставлен на государственный кадастровый учет 22.05.2006 г. имеет вид разрешенного использования «для размещения и обслуживания здания магазина по продаже автомобилей», категории земель: земли населенных пунктов и площадь 892 кв.м. В 2015 году проведен очередной тур работ по актуализации ГКОЗ населенных пунктов Республики Башкортостан кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район. Результаты ГКОЗ определены по состоянию на 1 января 2015 года и утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 ноября 2014 года №482. указанные выше участки оценены по 5-ой группе видов разрешенного использования. В результате выполненных работ кадастровая стоимость участков составила соответственно 5207986,60 руб. и 5258353,72 руб. (л.д.156-157 т.1).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости подлежащим удовлетворению.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В силу пункта 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц – в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 марта 2011 г. № 275-О-О и от 3 июля 2014 г. № 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, тем самым действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 г. № 1555-О правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу. Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.
Установлено, что [СКРЫТО] Р.Р. на основании договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка от дата, №..., является собственником земельного участка с кадастровым номером №... общей площадью 892 кв.м., расположенного по адресу: адрес, о чем ему выдано свидетельство о государственной регистрации права от дата (л.д. 16 т.1).
На основании договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка от дата, №..., является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 956 кв.м., расположенного по адресу: адрес, о чем ему выдано свидетельство о государственной регистрации права от дата (л.д. 17 т.1).
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером №... общей площадью 956 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для размещения и обслуживания здания магазина по продаже автомобилей», адрес местоположения: адрес, поставлен на государственный кадастровый учет 22.05.2006 года (л.д.10-13 т.1).
Земельный участок с кадастровым номером №... общей площадью 892 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для размещения магазина», адрес местоположения: адрес, поставлен на государственный кадастровый учет 12.11.2008 года (л.д.14-15 т.1).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.11.2015 года №482 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район, определенные по состоянию на 1 января 2015 года.
Указанный акт является общедоступным документом, размещен на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе «КонсультантПлюс».
В соответствии с приведенным постановлением по состоянию на 13.07.2015 года установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером №... в размере 5207986,60 руб., с кадастровым номером №... в размере 5258353,72 руб., что также подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16.11.2016 г. и от 06.04.2016 г. (л.д. 8, 9 т.1).
[СКРЫТО] Р.Р. просит установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления налога на землю, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельных участков, затрагивает права заявителя, как плательщика земельного налога.
Заявителем предоставлен отчет от 08.12.2016 № 1/12-16 об определении рыночной стоимости земельных участков, выполненный ИП ФИО3, согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2015 г. составляет соответственно 668000 руб. и 716000 руб. (л.д.20-119 т.1).
Соответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, а также стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчетах об оценке, подтверждено положительным экспертным заключением от 20.12.2016 г. № 324/2016/Уфа эксперта Общероссийской общественной организация «Российское общество оценщиков» (л.д.120-142 т.1).
Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 24.01.2017 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено экспертам ООО «Партнер», на разрешение эксперта поставлен вопрос об определении по состоянию на 13 июля 2015 года рыночной стоимости земельных участков: с кадастровым номером №... общей площадью 892 кв.м., категории земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «для размещения магазина», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адреса; с кадастровым номером №... общей площадью 956 кв.м., категории земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «для размещения и обслуживания здания магазина по продаже автомобилей», адрес местоположения: адрес.
Согласно заключению эксперта ООО «Партнер» от 19.02.2017 года №17.02.12 рыночная стоимость земельных участков составляет с кадастровым номером №... в размере 826000 руб., с кадастровым номером №... в размере 882000 руб. (л.д.3-67 т.2).
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта ООО «Партнер» от 19.02.2017 года №17.02.12, лицами, участвующими в деле, в судебном заседании 14.03.2017 года не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии заключения эксперта ООО «Партнер» от 19.02.2017 года №17.02.12 установленным требованиям лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приведены.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО «Партнер» от 19.02.2017 года №17.02.12 и отчет от 08.12.2016 № 1/12-16 об определении рыночной стоимости земельных участков, выполненный ИП ФИО3, представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО «Партнер» от 19.02.2017 года №17.02.12, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным доказательством размера кадастровой стоимости спорного земельного участка. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющимся государственными судебно-экспертными учреждениями, экспертом соблюдены. Заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях и научных и практических источниках. При определении рыночной стоимости земельного участка экспертом произведены корректировки «на вид права», «на местоположение», «на площадь» (л.д.19-23 т.2).
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость земельного участка необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО «Партнер» от 19.02.2017 года №17.02.12.
Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в экспертном заключении, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Оценивая в совокупности положения главы III.1 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, обратившийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета индивидуальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Как усматривается из материалов дела, кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена по состоянию на 01.01.2015 года, что также подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16.11.2016 года и 06.04.2016 (л.д. 8, 9 т.1). На эту же дату экспертом определена рыночная стоимость земельных участков.
Исходя из части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной [СКРЫТО] Р.Р. рыночной стоимости земельного участка лежит на административных ответчиках.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного, права заявителя – собственника земельного участка, могут быть защищены с использованием такого способа как установление кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности [СКРЫТО] Р.Р., вытекающие из отношений по уплате налогов.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление [СКРЫТО] Р.Р. к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству РБ, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, поступившее в Верховный суд Республики Башкортостан 29.12.2016 года, удовлетворить.
Установить по состоянию на 01.01.2015 года кадастровую стоимость земельных участков:
с кадастровым номером №... общей площадью 892 кв.м., категории земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «для размещения магазина», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, равной его рыночной стоимости, в размере 824000 руб.;
с кадастровым номером №... общей площадью 956 кв.м., категории земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «для размещения и обслуживания здания магазина по продаже автомобилей», адрес местоположения: адрес, равной его рыночной стоимости, в размере 882000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан Г.А. Михляева