Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 06.06.2012 |
Дата решения | 01.08.2012 |
Категория дела | О признании нормативных правовых актов незаконными |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 39268431-410b-3dda-9c4d-915212ec3443 |
дело № 3-45/2012
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Уфа 1 августа 2012 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи Касимовой З.Ш.,
при секретаре судебного заседания - Муглиевой Р.Р.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Башкортостан – Янгирова Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «Газпром нефтехим Салават» о признании несоответствующими закону и недействующими отдельных положений Постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 года № 521 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан»,
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Газпром нефтехим Салават» (далее – Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующим в части Постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 года № 521 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан» (далее – Постановление).
В обоснование заявленных требований Общество указало, что Постановление не опубликовано надлежащим образом, кадастровая стоимость указанных в нём земельных участков определена с нарушением установленного порядка и значительно превышает их рыночную стоимость.
По мнению заявителя при проведении кадастровой оценки земельных участков не была собрана достаточная и достоверная исходная информация о земельных участках заявителя, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель; кадастровая оценка проведена не на основании статистического анализа рыночных цен.
В дополнении к заявлению Общество ещё раз обратило внимание на то, что Постановление впервые опубликовано без приложения, содержащего сведения о кадастровой стоимости земельных участков, два приложения к Постановлению были размещены в справочно-правовой системе «Консультант Плюс» 22 февраля 2012 года, т.е. спустя 53 дня со дня подписания; Правительство республики не приняло во внимание наличие в нём положений, регулирующих вопросы, связанные с исчислением земельного налога и налогообложением и в нарушение федерального законодательства установило общий порядок вступления в силу данного нормативного правового акта; нарушен порядок утверждения результатов определения кадастровой стоимости, т.к. на судебном заседании 06.07.2012. выявилось, что отчёт об определении кадастровой стоимости в Управление Росреестра по РБ до настоящего времени не направлен; Правительством республики не представлено доказательств соблюдения процедуры утверждения результатов оценки кадастровой стоимости земель, т.е. процедуры принятия оспариваемого Постановления.
В письменном отзыве представителя Правительства Республики Башкортостан Султанбековой А.Р. (доверенности от ... года. №... с правом передоверия и от ... года №... в порядке передоверия) говорится, что в соответствии с заключенным Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан государственным контрактом № 2 от 8 декабря 2011 года в рамках организации и проведения государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Республики Башкортостан специалистами – оценщиками ЗАО «Эксперт - Оценка» выполнены работы по государственной кадастровой оценке и подготовлен Отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов городских округов города Уфа, Стерлитамак и Салават по состоянию на 1 января 2011 года, который был принят заказчиком работ – Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан только после прохождения экспертизы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и получения положительного экспертного заключения Экспертного Совета Российского общества оценщиков, после чего результаты кадастровой стоимости оценки земель населённых пунктов были утверждены Постановлением.
На основании изложенного представитель Правительства Республики Башкортостан считает, что порядок оценки кадастровой стоимости земель был соблюдён.
В отзыве говорится, что оспоренный нормативный правовой акт был принят в надлежащей форме, опубликован не только в официальных изданиях, но и на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан 2 марта 2012 года вместе с удельными показателями кадастровой стоимости земель населённых пунктов по кадастровому кварталу в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан в разрезе видов разрешённого использования, Постановление в полном объёме (с приложениями № 1 и № 2) размещено на официальном сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее – Минземимущество РБ) в своём отзыве № №... от 24 июля 2012 года утверждает, что оспариваемое Постановление принято правомочным органом, с соблюдением процедуры кадастровой оценки земель и порядка опубликования, своевременно доведено до сведения налогоплательщиков.
В отзыве отмечается, что поскольку предметом рассмотрения в данном деле не является требование об оспаривании результатов государственной оценки земель населённых пунктов в Республике Башкортостан (проверка достоверности результатов оценки выходит за рамки судебного нормоконтроля), то и довод заявителя о том, что кадастровая стоимость земельных участков, указанных в оспариваемом Постановлении, определена с нарушением установленного порядка и значительно превышает их рыночную стоимость, не может служить основанием для удовлетворения заявления.
В представленных суду письменных объяснениях представитель Минземимущества РБ Фатхуллина Р.Д. (доверенность № №... от ... года) указала, что Федеральным законом от 22.07.2010года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости. В соответствии с текущей редакцией указанных федеральных законов заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в период до 1 января 2013 года может выступать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, а также орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Росреестр). Поскольку Минземимущество РБ является органом, принявшим решение о проведении государственной кадастровой оценки (абз.2 ст. 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ), то оно и было заказчиком государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов городских округов г. Уфа, Стерлитамак и г. Салават Республики Башкортостан. Минземимущество РБ 08.12.2011 года заключён контракт № 2 с ЗАО «Эксперт-Оценка». После составления Отчёта № 2-НП-11, проведена его экспертиза и дано положительное экспертное заключение Экспертного Совета Российского Общества Оценщиков № ОК- НП-11. В соответствии со статьями 91, 97 Конституции Республики Башкортостан, согласно которым, высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан является Правительство Республики Башкортостан, полномочное в пределах своей компетенции издавать постановления и распоряжения, оно утвердило кадастровую стоимость земельных участков, арендованных заявителем.
В письменных объяснениях также говорится о том, что утверждённые оспариваемым постановлением материалы кадастровой оценки земель являются неотъемлемой частью оспариваемого нормативного правового акта, который в установленном законом порядке был опубликован в официальных печатных изданиях Республики Башкортостан.
В своих письменных возражениях № №... от 31.07.12. представитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Мережников С.Б. (доверенность №№... от ... года.) просил отказать в удовлетворении требований заявителя по тем же основаниям, которые указаны в письменных объяснениях представителя Минземимущества РБ, утверждая, что в соответствии с новым порядком, определённым федеральным законодательством, не требуется проведение проверки Росреестром результатов государственной кадастровой оценки земель.
На судебное заседание представитель Правительства Республики Башкортостан не явился. Согласно уведомлению о вручении почтового отправления, извещение о времени и месте рассмотрения данного дела поступило в Правительство Республики Башкортостан 27.07.2012 года (т.4, л.д.229). Кроме того, ранее – 24 июля 2012 года представитель Правительства был извещён об отложении судебного заседания на 1 августа 2012 года под расписку (т.3,л.д.117). О причине неявки суд не уведомлён.
В судебном заседании представители остальных, участвующих в деле лиц, поддержали свои доводы и возражения.
Прокурор Янгиров Л.С. просил суд удовлетворить требования заявителей, считая их обоснованными.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав представителей участников процесса, проанализировав их доводы и возражения, суд считает, что заявление Общества подлежит удовлетворению.
Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществлялась Федеральным агентством объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждали результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1,10 Правил).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее – Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости – Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлением Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определял Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утверждённый приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215 (далее - Регламент).
Согласно положениям Регламента (пункты 9.6 - 9.12) Роснедвижимость осуществляла проверку отчёта исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной оценке земель населённых пунктов, утверждённым приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года № 39.
В случае принятия решения о соответствии отчёта Методическим указаниям, Роснедвижимость в срок не более трёх рабочих дней с даты составления акта проверки, направляла согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляло в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Таким образом, из приведённых положений действовавшего ранее законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждал те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов.
Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2008 года № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, которой переданы функции упразднённого Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Оспаривая указанные нормы Постановления, Общество ссылается на нарушение Правительством Республики Башкортостан изложенного выше порядка утверждения кадастровой стоимости, установленного федеральным законодательством.
Представители заинтересованных лиц, не соглашаясь с требованиями заявителя, аргументируют свои действия изменением этого порядка федеральным законодателем, утверждая, что новый порядок ими соблюдён.
Анализ действий заинтересованных лиц с сопоставлением их с правилами, установленными в федеральном законодательстве в период этих действий, показывает, что они новым правилам не соответствовали.
Федеральным законом № 167-ФЗ от 22 июля 2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон - № 167-ФЗ) второе предложение абзаца первого пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации изложено в следующей редакции: «Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности».
Этим же Федеральным законом № 167-ФЗ в Федеральный закон № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) введена новая глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», в которой изложен иной порядок государственной кадастровой оценки, чем был установлен ранее Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона № 167 – ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой, не завершились в указанный в настоящей части срок (т.е. до 26.09.2010года). Поскольку государственный контракт по выполнению работ по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов городских округов г. Уфа, г. Стерлитамак и г. Салават в Республике Башкортостан заключён 08.12.2011 года, т.е. после 26.09.2010 года, рассматриваемые правоотношения регулируются нормами главы III.1 Федерального закона № 135-ФЗ.
Согласно статье 24.12. этого Федерального закона государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 431-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 3 статьи 5 ранее действующей редакции Федерального закона № 167-ФЗ, согласно которым до 1 января 2013 года полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Федерального закона № 135 ФЗ, также реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Таким образом, в соответствии с текущей редакцией Федерального закона № 167-ФЗ и Федерального закона № 135-ФЗ заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в период до 1 января 2013 года могут выступать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, - орган местного самоуправления, а также орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Росреестр).
В данном случае Росреестр не выступал в роли заказчика работ по определению кадастровой стоимости. Из пояснений представителя Росреестра следует, что поскольку проведение работ по государственной кадастровой оценке осуществлялось в силу Государственного контракта только за счёт средств бюджета Республики Башкортостан, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке – Управление Росреестра не полномочно реализовывать функции заказчика этих работ.
Суду представлена копия Распоряжения Правительства от 04.08.2011. № 997-р, согласно которому из бюджета Республики Башкортостан за счёт резервного фонда Правительства Республики Башкортостан Минземимуществу РБ выделено 10000 тыс. рублей на проведение государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов. Этот документ свидетельствует о том, что средства на проведение кадастровой оценки земель были выделены из бюджета республики, следовательно, заказчиком работ должен быть орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не федеральный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Из копии Государственного контракта № 2 от 08.12.2011 видно, что заказчиком работ по кадастровой оценке земель выступало Минземимущество РБ.
Заинтересованными лицами не объяснялось это обстоятельство делегированием полномочий заказчика работ по определению кадастровой стоимости земель Правительством Республики Башкортостан Минземимуществу РБ. Доказательств того, что имело место делегирование этих полномочий, суду также не представлено.
В письменных и устных объяснениях, данных суду, представитель Минземимущества РБ утверждал, что в данном случае органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, полномочным осуществлять функции заказчика работ по определению кадастровой стоимости, является Минземимущество РБ, т.к. Указом Президента Республики Башкортостан от 12.07.2007 года № УП-335 «Об утверждении Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан» это министерство совместно с заинтересованными органами исполнительной власти принимает участие в организации и проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в том числе для налогообложения, в пределах своей компетенции.
Кроме того, по мнению представителя Минземимущества РБ, функции заказчика работ по определению кадастровой стоимости на это министерство возложены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2007 года № 398 «О подпрограмме «Создание системы кадастра недвижимости (2007-2012 годы)» Республиканской целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимости» на 2003-2012 годы». В пункте 3 этого постановления государственным заказчиком Подпрограммы определено Минземимущество РБ. В пункте 2 Подпрограммы в качестве мероприятий, предусмотренных ею, указано: организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель, организация и проведение массовой оценки объектов недвижимости.
Суд считает, что принятие на себя функций заказчика Минземимуществом РБ является ошибочным.
Утверждение Минземимущества в качестве заказчика Подпрограммы создания системы кадастра недвижимости, а также возложение на него совместно с заинтересованными органами исполнительной власти функций по организации и проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимости не свидетельствует о том, что оно, как на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земель.
Кроме того, наделение Минземимущества РБ полномочиями заказчика работ по кадастровой оценке земель не соответствует нормам, содержащимся в главе III.1 Федерального закона № 135-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 24.17 Федерального закона № 135-ФЗ, в течение десяти рабочих дней с даты принятия отчёта об определении кадастровой стоимости, заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости утвердило в соответствии со своей компетенцией (что никем не оспаривается) Правительство Республики Башкортостан. Исходя из этого, оно и должно было быть заказчиком работ по её определению в соответствии с приведённой нормой Федерального закона № 135-ФЗ.
Таким образом, судом установлено, что Минземимущество РБ было ненадлежащим заказчиком работ по определению кадастровой стоимости земель, таким заказчиком должно было быть Правительство Республики Башкортостан. Данное нарушение является существенным, влекущим отмену оспариваемых норм, т.к. работы по определению кадастровой стоимости производились по контракту с ненадлежащим заказчиком.
Согласно действующей статье 24.11Федерального закона № 135-ФЗ под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:
принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;
определение кадастровой стоимости и составление отчёта об определении кадастровой стоимости;
экспертизу отчёта об определении кадастровой стоимости;
утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости;
внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Из этой статьи следует, что первым действием государственной кадастровой оценки является принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки.
Согласно приведённой выше статье 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ решением должен быть распорядительный документ заказчика работ.
Суду такое решение при рассмотрении данного дела не представлено, несмотря на то, что судом, со ссылкой на часть 1 статьи 249, часть 2 статьи 150 ГПК РФ неоднократно разъяснялась обязанность заинтересованной стороны доказать законность принятого нормативного правового акта. Такая обязанность была разъяснена судом в письменном виде в пунктах 3,4 определения от 07.06.2012 года о назначении подготовки дела к судебному разбирательству. Это определение получено Правительством Республики Башкортостан, согласно уведомлению о вручении почтового извещения, 13 июня 2012 года (т.1, л.д.368). На судебных заседаниях 06.07.2012, 01.08.2012 судом ещё раз со ссылкой на указанные нормы ГПК РФ была разъяснена заинтересованным лицам обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также, объяснено то, что непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьёй срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в нём доказательствам.
Представитель Минземимущества РБ пояснила в судебном заседании, что таким решением фактически является Указ Президента Республики Башкортостан от 12.07.2007 года № УП-335 «Об утверждении Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан» и Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2007 года № 398 «О подпрограмме «Создание системы кадастра недвижимости (2007-2012 годы)» Республиканской целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимости» на 2003-2012 годы», из которых следует, что Минземимущество является республиканским органом исполнительной власти, принимающем участие в организации и проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Однако данные нормативные правовые акты нельзя признать решением о проведении кадастровой оценки, поскольку первым актом утверждается положение о Минземимуществе РБ, а второй является подразделом программы о создании автоматизированной системы. Эти нормативные правовые акты не содержат в себе конкретного распоряжения о проведении государственной кадастровой оценки.
Таким образом, судом установлено, что первоначальное действие по государственной оценке земель, необходимость проведения которого установлена федеральным законодательством – принятие решения о проведении государственной оценки земель не выполнено, такого решения уполномоченным органом исполнительной власти республики не принято.
Следующим действием государственной кадастровой оценки в соответствии со ст. 24.11 Федерального закона № 135-ФЗ, является формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Согласно статье 24.13. этого Федерального закона государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя, в том числе, требования к содержанию такого запроса. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета.
Как видно из представленного суду Отчёта № 2-НП-11 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов городских округов г. Уфа, г. Стерлитамак и г. Салават Республики Башкортостан по состоянию на 01.01.2011 года, составленного ЗАО «Эксперт-Оценка» (далее – Отчёт №2-НП-1), была проведена проверка полноты наличия характеристик в составе перечня объектов недвижимости. В нём записано, что исходный перечень земельных участков передан исполнителю Минземимуществом РБ в электронном виде на диске и содержал 176789 земельных участков. В процессе анализа представленного перечня были выявлены 287 земельных участков в нулевом квартале, в том числе без указания адресных характеристик. Данные земельные участки были удалены из перечня объектов оценки. Также были выявлены земельные участки, по кадастровому делению относящиеся к Уфимскому и Чишминскому районам. Поскольку эти земельные участки не входят в оцениваемую территорию, было принято решение об исключении данных 487 земельных участков из перечня объектов оценки. Аналогично был исключён земельный участок 02:28:070901:11, относящийся к Ишимбайскому району. Дополнительно в перечне объектов оценки были выявлены и удалены земельные участки, относящиеся к кадастровым кварталам без описания границ, несуществующим на дату оценки, например, два участка, расположенные в кадастровом квартале 02:55:052305, один участок в кадастровом квартале 02:55:052405.
Итоговое количество объектов оценки со всеми внесёнными изменениями составило 176 011 земельных участков.
Таким образом, исходя из сведений, содержащихся в Отчёте № 2-НП-1, можно сделать вывод о неправильном формировании перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке. Однако данные нарушения были выявлены при проверке полноты наличия характеристик в составе перечня объектов оценки и не повлияли на законность оспариваемых норм.
Вместе с тем, в судебном заседании было установлено, что по двум земельным участкам № 02:59:000000:31, площадью 7557,00 кв.м., кадастровой стоимостью 18857533,98 руб. и № 02:59:000000:45, площадью 169793,00 кв.м., кадастровой стоимостью 391353 151,31 руб., занимаемым Обществом, состоящим на кадастровом учёте, кадастровая оценка не утверждена Постановлением.
Следующая стадия кадастровой оценки заключается в отборе исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки.
На этой стадии федеральным законодателем устанавливается обязанность исполнителя работ по заключению договора страхования ответственности за причинение ущерба в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости (ст. 24.14.Федерального закона № 135-ФЗ.). Такой договор суду не представлен, нет о нём сведений и в Отчёте № 2-НП-1.
Как уже было отмечено, государственный контракт на проведение работ по кадастровой оценке земель был заключён ненадлежащим заказчиком – Минземимуществом РБ.
При таких обстоятельствах суд не может признать соответствующими федеральному законодательству действия заинтересованных лиц на этой стадии кадастровой оценки земель.
Отчёт № 2-НП-1 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов городских округов г. Уфа, г. Стерлитамак и г. Салават Республики Башкортостан по состоянию на 01.01.11 года выполнен ЗАО «Эксперт-Оценка», утверждён Генеральным директором ЗАО «Эксперт-Оценка» 23 декабря 2011 года (т.4, л.д.2).
В тот же день - 23 декабря 2011 года дано экспертное заключение на этот отчёт Экспертным Советом Российского общества оценщиков (т.3 л.д. 95).
Как пояснил в судебном заседании представитель Минземимущества РБ, в Правительство Республики Башкортостан был направлен на утверждение не Отчёт № 2-НП-1 с экспертным заключением, а проект Постановления, отдельные номы которого оспариваются Обществом. Отчёт № 2-НП-1 с экспертным заключением в Правительство Республики Башкортостан не направлялись.
Суду представлена копия справки о согласовании проекта Постановления с приложенным к ней проектом. Как видно из штампа Минземимущества РБ на ней, проект Постановления был направлен в Правительство республики 13.12.2011 года за исходящим номером 573-П, а из штампа Правительства Республики Башкортостан следует, что получен он был в тот же день – 13 декабря 2011 года, входящий номер 658.
Если сопоставить даты подписания Отчёта № 2-НП-1 и экспертного заключения по нему – 23 декабря 2011 года с датой направления проекта Постановления Минземимуществом РБ Правительству Республики Башкортостан и получением последним этого проекта – 13 декабря 2011 года, то видно, что проект Постановления был направлен в Правительство Республики Башкортостан на десять дней ранее утверждения Генеральным директором ЗАО «Эксперт-Оценка» Отчёта № 2-НП-1 и подписания экспертного заключения.
Каких-либо доказательств направления в Правительство республики Отчёта № 2-НП-1 и экспертного заключения по нему отдельно от проекта Постановления, суду не представлено.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости были утверждены Правительством Республики Башкортостан без отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков и экспертного заключения по нему.
Учитывая данные обстоятельства, суд считает, что и на стадии утверждения результатов определения кадастровой стоимости допущены серьёзные нарушения федерального законодательства.
Суд не может признать состоятельным довод представителя Минземимущества РБ о том, что это министерство является структурным подразделением Правительства республики, поэтому на всех стадиях кадастровой оценки земель оно действовало от его имени.
В рассматриваемом случае заказчиком работ по кадастровой оценке выступало не Правительство республики, а Минземимущество РБ, которое на всех стадиях кадастровой оценки как заказчик работ до утверждения результатов определения кадастровой стоимости действовало самостоятельно, а не от имени Правительства республики.
Утверждение результатов оценки не заказчиком работ является нарушением статьи 24.17 Федерального закона № 135-ФЗ.
Следующей стадией кадастровой оценки является опубликование утверждённых результатов.
Общество в своем заявлении и уточнениях к нему, указывает, что порядок опубликования нормативного правового акта был нарушен, а потому данный нормативный правовой акт, как акт, непосредственно затрагивающий интересы заявителя, не может применяться, поскольку не был опубликован в полном объеме в официальных источниках.
Суд считает этот довод заявителя обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, следует проверять, соблюдены ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу. Проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.
Из этих разъяснений следует, что в случае неполного опубликования нормативно-правового акта порядок публикации является не нарушенным, только тогда, когда он был опубликован хотя бы в той части, в которой оспаривается заявителем.
Обществом оспаривается, утвержденная Постановлением, кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в городе Салават.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года № 42-з «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» (в ред. от 30.01.2012) законы Республики Башкортостан, постановления Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, указы Президента Республики Башкортостан, постановления Правительства Республики Башкортостан, а также нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан, распространяющие свое действие на не подведомственные им предприятия, учреждения, организации, а также на граждан и их объединения, подлежат официальному опубликованию (кроме нормативных правовых актов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну), и вступают в силу при условии их публикации (размещения) в официальных изданиях, в том числе сетевых.
Указом Президента Республики Башкортостан от 21.10.2011 № УП-534 «О совершенствовании порядка официального опубликования правовых актов Республики Башкортостан» (вместе с «Изменениями, вносимыми в Положение о порядке опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан и постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан») установлено, что «Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан» (www.npa.bashkortostan.ru) является сетевым изданием, функционирование которого обеспечивает Аппарат Правительства Республики Башкортостан.
В соответствии со ст. 3 Указа Президента Республики Башкортостан от 26.09.96 № УП-629 (ред. от 21.10.2011) «О порядке опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан и постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан» официальным опубликованием актов Президента Республики Башкортостан и актов Правительства Республики Башкортостан считается первая публикация их полного текста в газетах «Республика Башкортостан», «Башкортостан», «Кызыл тан», в «Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан» или первое размещение (опубликование) на «Официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан» (www.npa.bashkortostan.ru).
Таким образом, нормативно-правовые акты в Республике Башкортостан, в частности постановления Правительства республики, подлежат публикации и вступают в силу только при условии публикации (размещения) их полного текста в газетах «Республика Башкортостан», «Башкортостан», «Кызыл тан», в «Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан» или первое размещение (опубликование) на «Официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан» (www.npa.bashkortostan.ru).
Как установлено судом и не опровергнуто доказательствами заинтересованных лиц, Постановление было опубликовано в газете «Республика Башкортостан» № 3 (27488) 11.01.2012, но без кадастровой стоимости земельных участков, которая оспаривается заявителем.
02.02.2012 оспоренный нормативно-правовой акт был опубликован в Ведомостях Государственного Собрания – Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан № 4 (370), ст. 209, однако утвержденные удельные показатели и кадастровая стоимость не опубликованы и в данном источнике.
Постановлением Правительства РБ от 02.03.2012 № 63 были внесены изменения в оспариваемое заявителем Постановление.
Постановление о внесении изменений было размещено на Официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан 02.03.2012 и в Ведомостях Государственного Собрания – Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан 02.04.2012 № 10 (376), ст. 533.
Вместе с тем, после всех публикаций Постановления и внесенных в него изменений, оспариваемая заявителем кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная данным Постановлением, не опубликовывалась ни разу.
Представители заинтересованного лица полагают, что размещение нормативного правового акта в информационно-справочной системе Консультант-Плюс является надлежащей публикацией Постановления, так как предоставляет возможность ознакомления с данным постановлением, однако суд не может признать такой способ опубликования надлежащим, поскольку указанная система является коммерческим программным обеспечением, распространяется на возмездной основе. Для получения доступа к содержащемуся в ней массиву информации пользователю необходимо заключение договора на приобретение данного программного продукта, и обеспечения пополнения базы данных, имеющего значительную стоимость, как для граждан, так и для организаций.
Таким образом, поскольку та часть Постановления, которая оспаривается заявителем (кадастровая стоимость земельных участков) не опубликована в установленном порядке, суд считает, что требования о публикации нормативного правового акта об утверждении кадастровой стоимости не выполненными, что также является нарушением Федерального закона № 135-ФЗ, влекущим признание оспариваемых Обществом норм недействующими.
Вместе с тем, аргумент заявителя о нарушении порядка вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта нельзя признать состоятельным.
Постановление не регламентирует властные отношения, составляющие предмет регулирования актов в сфере налогообложения по смыслу статей 1,2 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговым (статьи 15, 389, 390) и Земельным (подпункт 7 пункта 1 статьи 1, пункты 1.5 статьи 65, пункты 2, 3 статьи 66) кодексами Российской Федерации подчёркивается, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством
При таком положении у суда отсутствуют основания для вывода о несоответствии оспариваемых норм Постановления статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, на необходимости применения которой по настоящему делу указывает заявитель.
На последней стадии кадастровой оценки – внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости допущены существенные нарушения федерального законодательства, которые заключаются в следующем.
В соответствии со статьёй 24.17 Федерального закона № 135-Ф в течение 5 дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости, сведения о кадастровой стоимости и один экземпляр отчёта об определении кадастровой стоимости направляются заказчиком работ в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Как видно из письма Росреестра от 30 мая 2012 года № 08038/217 Управление Росреестра по Республике Башкортостан неоднократно обращалось в Минземимущество РБ с запросом о направлении отчёта о результатах государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават, однако в нарушение приведённой нормы федерального законодательства этот отчёт был представлен в отдел кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по РБ на бумажном и электронном носителях 25 мая 2012 года, т.е. с существенным нарушением установленного законом срока.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В связи с тем, что судом установлены нарушения, регламентированной федеральным законодательством процедуры определения кадастровой стоимости земельных участков, требования Общества подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявление Открытого акционерного общества «Газпром нефтехим Салават».
Признать недействующим со дня принятия Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 года № 521 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан» в части установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:
1. 02:59:020101:2 с кадастровой стоимостью 12 742 840,44 рублей;
2. 02:59:010103:3 с кадастровой стоимостью 562 846 109,70 рублей;
3. 02:59:010103:1 с кадастровой стоимостью 84 306 889,92 рублей;
4. 02:59:010103:2 с кадастровой стоимостью 291 855 523,08 рублей;
5. 02:59:000000:2 с кадастровой стоимостью 17 264 852,73 рублей;
6. 02:59:010102:6 с кадастровой стоимостью 664 174 828,26 рублей;
7. 02:59:010102:5 с кадастровой стоимостью 104 618 904,00 рублей;
8. 02:59:010102:17 с кадастровой стоимостью 306 583 313,80 рублей;
9. 02:59:010102:14 с кадастровой стоимостью 17 779 543,14 рублей;
10. 02:59:010102:15 с кадастровой стоимостью 15 806 317,92 рублей;
11. 02:59:010101:9 с кадастровой стоимостью 195 590 373,28 рублей;
12. 02:59:010101:5 с кадастровой стоимостью 156 868 600,00 рублей;
13. 02:59:010102:33 (предыдущий 02:59:010102:0009) с кадастровой стоимостью 58 113 636,75 рублей;
14. 02:59:010201:2 с кадастровой стоимостью 284 410 615,65 рублей;
15. 02:59:010201:13 с кадастровой стоимостью 85 115 967,20 рублей;
16. 02:59:050204:15 с кадастровой стоимостью 138 475 906,80 рублей;
17. 02:59:050301:6 с кадастровой стоимостью 36 844 598,34 рублей;
18. 02:59:010203:5 с кадастровой стоимостью 77 443 555,24 рублей;
19. 02:59:010203:13 с кадастровой стоимостью 6 878 801,64 рублей;
20. 02:59:010203:16 с кадастровой стоимостью 150 739 128,12 рублей;
21. 02:59:010202:5 с кадастровой стоимостью 15 341 680 121,95 рублей;
22. 02:59:010202:2 с кадастровой стоимостью 276 458 213,02 рублей;
23. 02:59:010202:4 с кадастровой стоимостью 587 906 907,03 рублей;
24. 02:59:010301:16 с кадастровой стоимостью 233 487 057,24 рублей;
25. 02:59:010301:15 с кадастровой стоимостью 319 303 103,75 рублей;
26. 02:59:010202:3 с кадастровой стоимостью 31 113 036,12 рублей;
27. 02:59:010301:17 с кадастровой стоимостью 38 624 571,55 рублей;
28. 02:59:010203:11 с кадастровой стоимостью 39 711 350,00 рублей;
29. 02:59:010203:4 с кадастровой стоимостью 184 114 194,45 рублей;
30. 02:59:010202:9 с кадастровой стоимостью 108 229 643,78 рублей;
31. 02:59:010202:8 с кадастровой стоимостью 3 695 982,90 рублей;
32. 02:59:010101:105 с кадастровой стоимостью 22 916 356,32 рублей;
33. 02:59:010101:108 с кадастровой стоимостью 26 539 452,95 рублей;
34. 02:59:010101:109 с кадастровой стоимостью 23 703 873,23 рублей;
35. 02:59:010101:111 с кадастровой стоимостью 26 177 509,80 рублей;
36. 02:59:010102:95 с кадастровой стоимостью 836 986 276,59 рублей;
37. 02:59:010203:54 с кадастровой стоимостью 7 501 078,90 рублей;
38. 02:59:010203:56 с кадастровой стоимостью 45 554 636,00 рублей;
39. 02:59:010203:28 с кадастровой стоимостью 5 092 842,48 рублей;
40. 02:59:010203:26 с кадастровой стоимостью 3 177 748,00 рублей;
41. 02:59:010202:0040 с кадастровой стоимостью 3 296 243,69 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан З. Ш. Касимова.