Дело № 33а-861/2019 (33а-25936/2018;), апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Верховный Суд Республики Башкортостан
Дата поступления 25.12.2018
Дата решения 28.01.2019
Категория дела Гл. 24 КАС РФ -> Об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования
Судья Сафин Фаниль Фанзирович
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID c9520f32-ecbe-34b0-b288-a46cd8512ee8
Стороны по делу
Истец
********** *.*.
*** ** ****
Ответчик
********** ************** ******** * *1
********** ************** ******** * *5
********** ************** ******** * *8
********** ************** ******** * *8
********** ************** ******** * *8
********** ************** ******** * *9
*********** ************* ******** * *6
*********** ************* ******** * **
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья Гималетдинов А.М. дело № 33а-861/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Уфа 28 января 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Сафина Ф.Ф.,

судей Субхангулова А.Н.,

Якуповой Н.Н.,

с участием прокурора Сафина А.Р.,

при секретаре Идельбаеве З.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе [СКРЫТО] Е.И., представителя Башкирского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - Полянского С.Е. которым постановлено:

в удовлетворении административного иска [СКРЫТО] Е.И., Башкирского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к участковой избирательной комиссии № 171, участковой избирательной комиссии № 175, участковой избирательной комиссии № 178, участковой избирательной комиссии № 188, участковой избирательной комиссии № 198, участковой избирательной комиссии № 199, участковой избирательной комиссии № 206, участковой избирательной комиссии № 3509 о признании решения участковой избирательной комиссии № 171 Ленинского избирательного округа № 7 об итогах голосования выборов депутатов Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва недействительным и отмене; признании решения участковой избирательной комиссии № 175 Ленинского собирательного округа № 7 об итогах голосования выборов депутатов Государственного Гсбрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва недействительным и отмене признании решения участковой избирательной комиссии № 178 Ленинского избирательного округа № 7 об итогах голосования выборов депутатов Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва недействительным и отмене; признании решения участковой избирательной комиссии № 188 Ленинского избирательного округа № 7 об итогах голосования выборов депутатов Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва недействительным и отмене; признании решения участковой избирательной комиссии № 198 Ленинского избирательного округа № 7 об итогах голосования выборов депутатов Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва недействительным и отмене; признании решения участковой избирательной комиссии № 199 Ленинского избирательного округа № 7 об итогах голосования выборов депутатов Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва недействительным и отмене; признании решения участковой избирательной комиссии № 3509 Ленинского избирательного округа № 7 об итогах голосования выборов депутатов Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва недействительным и отменить; признании решения участковой избирательной комиссии № 206 Ленинского избирательного округа № 7 об итогах голосования выборов депутатов Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва недействительным и отмене, отказать.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

[СКРЫТО] Е.И., Башкирское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратились в суд административным иском, в котором просили признать незаконным и отменить решения участковых избирательных комиссий №№ 171, 175, 178, 188, 198, 199, 206, 3509 по выборам депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан шестого созыва, состоявшихся 09 сентября 2018 года.

В обоснование указали, что участковыми избирательными комиссиями допущены грубые нарушения избирательного законодательства, оказавшие существенное влияние на итоги голосования и нарушившие права участников избирательного процесса. Также административные истцы сослались на незаконный состав избирательных комиссий, связи с тем, что в состав участковой избирательной комиссии № 171 и участковой избирательной комиссии № 178 входят 12 членов вместо положенных 10 членов; в состав участковой избирательной комиссии № 3509 и участковой избирательной комиссии № 206 входят 9 членов вместо положенных 8 членов. Кроме того, административные истцы сослались на то, что в участковой избирательной комиссии № 206 необоснованно признаны недействительными 245 бюллетеней, что повлияло на результат по избирательному округу. Административные истцы указали также, что участковые избирательные комиссии бездействовали, не выполняли требования членов комиссии с правом совещательного голоса, назначенных [СКРЫТО] Е.И., необоснованно отказывали на удовлетворение запросов указанных лиц, рассмотрели не все обращения, поступившие в день голосования, не предоставили информацию: о количестве проголосовавших в течении дня голосования, о количестве избирателей с ограниченными возможностями, о количестве заявлений о голосовании вне помещения для голосования, о количестве лиц, внесенных в дополнительный список для голосования. Административные истцы в обоснование недействительности решений участковой избирательной комиссии № 171, участковой избирательной комиссии № 188, участковой избирательной комиссии № 3509, сослались на опечатки, допущенные в решениях указанных комиссий. В административном исковом заявлении отмечено, что председатель участковой избирательной комиссии № 171, при подсчете голосов по бюллетеням из переносного ящика для голосования, не перевел комплекс обработки избирательных бюллетеней из режима «Стационарный» в режим «Переносной». В качестве довода административного искового заявления административные истцы указали, что в участковой избирательной комиссии № 206 имелась возможность 12 раз изменить результаты голосования в пользу конкретного кандидата по одномандатному избирательному округу, поскольку указанной комиссией было получено 1 000 бюллетеней при количестве 82 зарегистрированных избирателя. На завышенное количество бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссии № 206, истцами указывается также и по единому избирательному округу.

Судом, с учетом определения от 22 ноября 2018 года, принято вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе [СКРЫТО] Е.И., представителя Башкирского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - Полянского С.Е., дополнении к апелляционной жалобе [СКРЫТО] Е.И., представителя Башкирского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - Полянского С.Е. от 10 декабря 2018 года, дополнении к апелляционной жалобе Романчикаова Е.И. от 14 января 2019 года ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав [СКРЫТО] А.И., его представителя Баязитова В.Р., поддержавших доводы жалобы, представителей ТИК Ленинского района ГО г. Уфа Шаймухаметову Л.Р. и Фахрутдинову Г.Р., представителя участковых избирательных комиссий №№ 171, 175, 178, 188, 198, 199, 206, 3509 – Максимову М.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактически установленными обстоятельствами дела.

Согласно статье 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (далее Закон об основных гарантиях избирательных прав), ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно статье 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов при таких нарушениях избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Указанное согласуется с разъяснениями, данными в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Закона об основных гарантиях избирательных прав участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан № 42/1- 6 от 18 июня 2018 года назначены выборы депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан шестого созыва на 09 сентября 2018 года.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан № 41/5-6 от 08 июня 2018 года полномочия окружной избирательной комиссии Ленинского избирательного округа № 7 окружных по выборам депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан шестого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Согласно постановлению Центральной избирательной комиссии Республики, Башкортостан № 12/1 – 6 от 29 сентября 2017 г. «О внесении изменений в постановление Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 16 января 2013 года №15/2-5 «Об установлении нумерации избирательных участков, образованных на 2013 – 2018 годы для подготовки и проведения выборов и референдумов на территории Республики Башкортостан» в названный избирательный округ вошли избирательные участки №№ 170 – 206, 3509, один из которых наделен статусом временный, один – размещен в следственном изоляторе.

Итоги голосования по ранее указанным избирательным участкам оформлены протоколами данных участковых избирательных комиссий об итогах голосования на данных участках одномандатного избирательного округа № 7 и единого республиканского округа.

Согласно данным протоколам и сводной таблице наибольшее количество голосов избирателей по одномандатному избирательному округу получил Нагорный В.А. (л.д. 33).

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан № 65/2-6 от 12 сентября 2018 года выборы депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по единому республиканскому округу и по 55 одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися и действительными. Указанным Постановлением установлено, что в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан шестого созыва избрано 110 депутатов: 55 – по единому республиканскому округу, 55 – по одномандатным избирательным округам.

Оспаривая решения избирательных комиссий №171, №178, №3509, №206 административные истцы указали на незаконный состав данных избирательных комиссий.

Отклоняя данные доводы истцов, суд правильно указал на то, что число избирателей на территории участковых избирательных комиссий № 171 и № 178 составляет более 1001, но менее 2001 избирателя, соответственно, состав указанных участковых комиссий может быть сформирован в количестве 12 членов с правом решающего голоса, поскольку положения Закона об основных гарантиях избирательных прав позволяют назначить до 12 членов комиссии при указанном количестве избирателей. Число избирателей на территории участковых избирательных комиссий № 3509 и № 206 составляет менее 1001 избирателя, соответственно, состав указанных участковых комиссий, сформированный в количестве 9 членов с правом решающего голоса, не противоречит нормам избирательного законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона об основных гарантиях избирательных прав число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах: до 1001 избирателя - 3 - 9 членов участковой комиссии; от 1001 до 2001 избирателя - 7 - 12 членов участковой комиссии; более 2000 избирателей - 7 - 16 членов участковой комиссии.

При этом, судом учтено, что какие-либо действия по оспариванию состава указанных избирательных комиссий, как административными истцами, так и иными лицами, не производились.

Довод административных истцов о том, что в участковой избирательной комиссии № 206 необоснованно признаны недействительными 245 бюллетеней, что повлияло на результат по избирательному округу, судом обоснованно опровергнут с указанием на то, что в соответствии с пунктом 17 статьи 68 Закона об основных гарантиях избирательных прав недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, в квадратах, относящихся к позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Согласно статьи 81 Кодекса Республики Башкортостан о выборах в строку 9 Протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования вносится число недействительных бюллетеней. Избирательное законодательство не позволяет участковой избирательной комиссии признавать бюллетени недействительными в случаях, не указанных в статье 68 Закона об основных гарантиях избирательных прав.

Административными истцами суду не представлено доказательств, подтверждающих необоснованность признания недействительными 245 бюллетеней.

Суд учел специфику избирательного участка № 206, куда относится ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан.

Кроме того, по данным протоколов об итогах голосования, сводной таблицы о результатах выборов по единому округу (л.д. 31), число недействительных бюллетеней были учтены в строке 9, что исключает возможность учета в числе выданных избирателям в помещении для голосования и вне помещения для голосования (строки 4 и 5) либо суммирования таких бюллетеней в пользу какого-либо из кандидатов.

Отклоняя доводы административных истцов о невыполнении участковыми комиссиями требований членов комиссии с правом совещательного голоса Атабиева Х.В., Бертаева М.И., назначенных [СКРЫТО] Е.И., о предоставлении запрашиваемой информации и необоснованности решений, вынесенных в результате рассмотрения обращений указанных лиц, суд указал, что доказательств совершения каких-либо действий по оспариванию данных решений, непосредственно самими членами комиссии с правом совещательного голоса УИК № 178 Бертаевым М.И. не представлено, и не представлено доказательств несогласия с решениями членом комиссии с правом совещательного голоса УИК № 188 Атабиевым Х.В.

Кроме того, судом установлено, что в заявлениях, направленных в участковую избирательную комиссию с просьбой предоставить информацию о количестве лиц, оформивших заявление о включении в список по месту нахождении, о количестве заявлений о голосовании вне помещения, о количестве проголосовавших лиц на участке и иные запросы о предоставлении сведений не содержится требование о предоставлении копии документов и материалов, по запрашиваемым сведениям.

В таком случае, вывод суда о том, что принятые участковыми избирательными комиссиями решения о предоставлении запрашиваемых сведений путем оглашения сведений не противоречит статьи 29 Закона об основных гарантиях избирательных. Суд правильно указал, что требования о предоставлении копии документов и материалов по существу затребованной информации в адрес участковых избирательных комиссий не поступало, а участниками избирательного процесса, в свою очередь, не направлялись.

Оспаривая решения участковой избирательной комиссии № 171, участковой избирательной комиссии № 188, участковой избирательной комиссии № 3509 истцами указано на опечатки, допущенные в решениях указанных комиссий, отмечено, что председатель участковой избирательной комиссии № 171, при подсчете голосов по бюллетеням из переносного ящика для голосования, не перевел комплекс обработки избирательных бюллетеней из режима «Стационарный» в режим «Переносной».

Отклоняя данные доводы истцов, суд обоснованно указал на то, что административными истцами не указано на обстоятельства несоответствия указанных решений нормативным предписаниям.

Согласно п. 32 ст. 68 Закона об основных гарантиях избирательных прав предусматривающему, что участковые комиссии по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании ее поручения по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации используют при голосовании на выборах, референдуме вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов или комплексы для электронного голосования.

Перечень избирательных участков, участков референдума, на которых используются технические средства подсчета голосов и комплексы для электронного голосования, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.

При использовании технических средств подсчета голосов участковой комиссией подсчет голосов производится в соответствии с пунктом 24 указанной статьи.

Законом или решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может быть предусмотрено, что в пределах территории, на которой действует одна территориальная комиссия, не менее чем на 5 процентах определяемых жребием избирательных участков, участков референдума (но не менее чем на трех избирательных участках, участках референдума), на которых использовались такие технические средства, проводится контрольный подсчет голосов избирателей, участников референдума непосредственно членами участковых комиссий с правом решающего голоса (ручной подсчет голосов).

О возможности проведения контрольного (ручного) подсчета голосов должны быть извещены все лица, присутствующие при установлении итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором использовались технические средства подсчета голосов. Ручной подсчет голосов проводится в присутствии наблюдателей, иных лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 30 Закона об основных гарантиях избирательных прав. На избирательных участках, участках референдума, определенных жребием, ручной подсчет голосов проводится в порядке, определенном пунктами 8 - 11, 13 - 15, 17 - 19, 21 - 23 указанной статьи.

Допущение со стороны участковой избирательной комиссии №171 нарушении при переходе на ручной порядок подсчета голосов не подтверждено. Доказательств искажения действительного волеизъявления граждан, в результате отклонений, допущенных при подсчете голосов, не представлено.

Кроме того, переход на ручной подсчет из комплекса обработки избирательных бюллетеней не противоречит Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации №139/1148-7 от 08.02.2018г. «Об Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации».

На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.

Между тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие, что наблюдатели, члены комиссии с правом совещательного голоса, представители административных истцов, сам [СКРЫТО] Е.И. действительно были лишены возможности контролировать правильность подсчета голосов.

Согласно пунктам 1, 14 статьи 68 Закона об основных гарантиях избирательных прав подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

Пункт 12 статьи 68 Закона об основных гарантиях избирательных прав предписывает, что в первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования.

Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.

Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.

Судом первой инстанции установлено, что указанный порядок подсчета бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, был соблюден. Каких-либо документальных данных, свидетельствующих о наличии нарушений избирательного законодательства при подсчете голосов избирателей, когда эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, административным истцом представлено не было.

При таких обстоятельствах, доводы истцов о нарушение их избирательных прав, допущенных при ручном подсчете голосов, никакими доказательствами не подтверждены.

Одним из доводов административного искового заявления является довод о том, что в участковой избирательной комиссии № 206 имелась возможность 12 раз изменить результаты голосования в пользу конкретного кандидата по одномандатному избирательному округу, поскольку указанной комиссией было получено 1 000 бюллетеней при количестве 82 зарегистрированных избирателя. На завышенное количество бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссии № 206, истцами указывается также и по единому избирательному округу.

Отклоняя данный довод, суд указал, что в ходе судебного заседания установлено, что Территориальная комиссия Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан передала участковой избирательной комиссии № 206 избирательные бюллетени в количестве 1000 штук, из которых: 980 штук - на русском языке; 10 штук - на башкирском языке; 10 штук на татарском языке по акту передачи избирательных бюллетеней от 07 сентября 2018 года.

На дату передачи бюллетеней число избирателей, зарегистрированных на избирательном участке № 206 по единому округу, составило 927 человек (л.д. 31, 92), а число избирателей, включенных в списки по одномандатному округу - 82 человека (л.д. 32).

Протокол об итогах голосования в участковой избирательной комиссии № 206 по одномандатным избирательным округам содержит следующие данные: число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования - 82 человек; число бюллетеней, полученных участковыми комиссиями - 1000 штук; число бюллетеней, выданных избирателям в помещениях для голосования в день голосования - 79 штук; число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосов - 0 штук; число погашенных бюллетеней - 921 штука; число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования - 0 штук; число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования - 79 штук; число недействительных бюллетеней - 4 штуки; число действительных бюллетеней - 75 штук; число утраченных бюллетеней – 0 штук; число бюллетеней, не учтенных при получении - 0 штук.

Следовательно, вывод суда о том, что наличие указания на число погашенных бюллетеней – 921 штук подтверждает отсутствие со стороны комиссии каких – либо незаконных действий, общее количество бюллетеней в стационарных урнах для голосования и погашенных бюллетеней равно 1000 штук, соответственно, неиспользованные бюллетени не были помещены в урны для голосования, а погашены в установленные законом порядке, является правильным и обоснованным.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд обоснованно исходил из того, что каких-либо нарушений избирательного законодательства, допущенных при голосовании, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющих с достоверностью определить действительное волеизъявление избирателей при проведении выборов, которые могут послужить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов на избирательных участках №№ 171, 175, 178, 188, 198, 199, 206, 3509 не установлено. Доводы, изложенные в административном исковом заявлении, не нашли своего подтверждения.

Довод жалобы апеллянтов о нарушениях, допущенных при определении результатов выборов по единому округу, обоснованное разницей голосов 1,14 % в региональных группах 7 и 16, несостоятельны и не подлежат рассмотрению судом апелляционной инстанции, поскольку административными истцами приводятся новые доводы в обоснование незаконности итогов голосования, которые не были заявлены в суде первой инстанции.

Согласно ч. 3 ст. 308 КАС РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Доводы жалобы о грубейшем нарушении избирательного законодательства в связи с превышением допустимого количества переданных избирательных бюллетеней в УИК №206, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, является безосновательным, поскольку судом установлено, что переданные излишние бюллетени в количестве 921 штуки были погашены, что свидетельствует об отсутствии нарушений законных прав и интересов административных истцов.

Кроме того, ссылка административных истцов в обоснование незаконности итогов голосования на УИК № 206, обоснованное отсутствием голосов, отданных за других кандидатов, не является безусловным подтверждением наличия оснований для дополнительной проверки. Воля избирателя не ставится в зависимость от действий комиссии, какой бы специфичной она не была.

Довод жалобы об отмене оспариваемого решения, в связи с отказом в
удовлетворении ходатайства о вызове свидетелей является несостоятельным. Судом был допрошен свидетель со стороны истца Кодяков М.Г., явка которого была обеспечена. Явку других свидетелей истцы не обеспечили.

Довод жалобы о незаконности использования избирательных бюллетеней на трех языках, в связи, с чем были искажены результаты выборов, несостоятельны, поскольку, согласно ч. 11 ст. 77 Кодекса Республики Башкортостан в Республике Башкортостан избирательные бюллетени изготавливаются на трех языках, что не является нарушением норм избирательного права.

Доводы жалобы о недействительности решения УИК №№ 188 заключающейся в том, что в ответе, подготовленном по результатам рассмотрения обращения гр. Атабиева Х.В. содержатся ссылка на УИК № 437, в то время, как субъектом рассмотрения обращения следует считать УИК №188 также несостоятельны, поскольку данное обстоятельство является явной опечаткой и не является основанием для признания решения УИК №№ 188 недействительным.

Ссылка в жалобе на то, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании списков избирателей, бюллетеней для проверки их действительности и правильности подсчета голосов, что показало бы истинную картину происходящего, не состоятельна, не свидетельствует о незаконности судебного решения, принятого на основании исследования представленных сторонами совокупности доказательств.

Как разъяснено в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 года N 5 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70, пункта 11 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума.

При проверке судом законности итогов голосования, ошибок, несоответствия в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, выявлено не было, сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц не возникло, оснований для возложения на комиссию проведения повторного подсчета голосов избирателей не имелось. Такие доказательства административными истцам представлено не было.

Довод жалобы о том, что из резолютивной части решения следует, что суд не отказал в удовлетворении исковых требований, а постановил отменить решения избирательных комиссий, не состоятелен.

Определением Ленинского районного суда г. Уфы от 22 ноября 2018 года исправлена описка, допущенная в резолютивной части решения Ленинского районного суда г. Уфы от 08 ноября 2018 года, указав об отказе в удовлетворении административного иска (л.д. 176-177).

Указанное определение административными истцами не обжаловано.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, они аналогичный доводам, изложенным в административном иске и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у Судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не может быть удовлетворена.

При таком положении, с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства, решение суда является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы не может быть отменено.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, его выводы соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст.307-309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 08 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] Е.И., представителя Башкирского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - Полянского С.Е., - без удовлетворения.

Председательствующий Ф.Ф. Сафин

Судьи А.Н. Субхангулов

Н.Н. Якупова

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Верховный Суд Республики Башкортостан на 25.12.2018:
Дело № 33-440/2019 (33-25510/2018;), апелляция
  • Дата решения: 15.01.2019
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Фархиуллина Олеся Раиловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-467/2019 (33-25538/2018;), апелляция
  • Дата решения: 15.01.2019
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Валиуллин Ильмир Ильдарович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3га-272/2019 ~ М-1511/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 12.03.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Идрисова Аида Валерьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3га-215/2019 (3га-1446/2018;) ~ М-1517/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 12.03.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Идрисова Аида Валерьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-477/2019 (33-25549/2018;), апелляция
  • Дата решения: 10.01.2019
  • Решение: решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Демяненко Ольга Васильевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3га-219/2019 (3га-1450/2018;) ~ М-1515/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 19.03.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Фархутдинова Гузель Рифовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-569/2019 (33-25643/2018;), апелляция
  • Дата решения: 16.01.2019
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Портнова Лидия Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3га-279/2019 ~ М-1514/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 09.04.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Старичкова Елена Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1002/2019 (33-26077/2018;), апелляция
  • Дата решения: 15.01.2019
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Абдрахманова Эльвира Явдатовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-1006/2019 (33-26081/2018;), апелляция
  • Дата решения: 31.01.2019
  • Решение: решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Абдрахманова Эльвира Явдатовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-1314/2018, апелляция
  • Дата решения: 26.12.2018
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Рахматуллина Айгуль Мансуровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4А-116/2019 - (4А-2765/2018), надзор
  • Дата решения: 14.02.2019
  • Решение: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
  • Инстанция: надзор
  • Судья: Латыпова Земфира Узбековна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-212/2019 (22-7668/2018;), апелляция
  • Дата решения: 16.01.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Каскинбаев Фаиз Фарвазович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-217/2019 (22-7673/2018;), апелляция
  • Дата решения: 22.01.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ахмеджанов Хаким Мамадалиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-7655/2018, апелляция
  • Дата решения: 26.12.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Крылов Сергей Анатольевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-200/2019 (22-7650/2018;), апелляция
  • Дата решения: 24.01.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кинзягулов Рустем Султанович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-209/2019 (22-7665/2018;), апелляция
  • Дата решения: 16.01.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Азнаев Ильнур Вельмирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-7653/2018, апелляция
  • Дата решения: 26.12.2018
  • Решение: Апелляционное (кассационное до 2013г) производство ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Крылов Сергей Анатольевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-7654/2018, апелляция
  • Дата решения: 26.12.2018
  • Решение: Апелляционное (кассационное до 2013г) производство ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Крылов Сергей Анатольевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-7656/2018, апелляция
  • Дата решения: 26.12.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Манапов Олег Александрович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-7661/2018, апелляция
  • Дата решения: 26.12.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ахмеджанов Хаким Мамадалиевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-7657/2018, апелляция
  • Дата решения: 27.12.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Тафинцев Павел Николаевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/17-2/2019 (4/17-18/2018;), первая инстанция
  • Дата решения: 21.01.2019
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Канбеков Ильдар Зуфарович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2K-265/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 27.12.2018
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Каримов Азамат Абдрахимович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2K-264/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 27.12.2018
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Каримов Азамат Абдрахимович
  • Судебное решение: НЕТ