Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 06.03.2019 |
Дата решения | 18.03.2019 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Минеева Вероника Викторовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 274bbc59-59df-3150-83ac-e8936171cbb1 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №33А-5577/2019
г.Уфа 18 марта 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Мугиновой Р.Х.,
судей Идрисовой А.В., Минеевой В.В.,
при секретаре Валееве А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10 января 2019 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Минеевой В.В., судебная коллегия
установила:
[СКРЫТО] З.М., [СКРЫТО] Г.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 26 октября 2018 г. №..., №....
Требования мотивированы тем, что 10 ноября 2009 г. между ЖСК «Новый дом» и [СКРЫТО] З.М., [СКРЫТО] Г.А., заключен договор паенакопления, предметом настоящего договора является строительство многоквартирного жилого дома по строительному адресу: адрес. Размер пая участника равен стоимости приобретаемой им в указанном доме адрес, имеющей следующие проектные характеристики: количество комнат – 2, общая площадь – 51,86 кв.м., этаж – 5, подъезд – 2.
Квитанциями к приходному кассовому ордеру подтверждается внесение административными истцами денежных средств в размере 600000 руб. [СКРЫТО] З.М., [СКРЫТО] Г.А. исполнили в полном объеме обязательства перед кооперативом по договору, предусматривающему передачу жилого помещения.
Определением Арбитражного суда РБ от 23 октября 2012 г. требования [СКРЫТО] Г.А., [СКРЫТО] З.М. включены в реестр требований о передаче жилых помещений Жилищно-строительного кооператива «Новый дом» о передаче двухкомнатной адрес, общей проектной площадью 51,86 кв.м., на 5 этаже, 2 подъезда, расположенного по строительному адресу: ... за которую [СКРЫТО] Г.А. и [СКРЫТО] З.М. застройщику ЖСК «Новый дом» оплачено 600000 руб.
Решениями Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 26 октября 2018 г. №..., №... [СКРЫТО] Г.А., [СКРЫТО] З.М. было отказано во включении в реестр пострадавших граждан, основанием для отказа во включении заявителя в реестр ответчика является подпункт 1 п.10 Правил, ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016г. №560/пр. ввиду несоответствия заявителя подпункту 2 пункта 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены к числу пострадавших граждан (Приложение №1 к вышеуказанному приказу), а именно: отсутствие договора участия в долевом строительстве, закаченного в соответствии с ФЗ №214-ФЗ.
В связи с чем, просят суд признать незаконными решения Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 26 октября 2018 г. №..., №..., обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов [СКРЫТО] Г.А., [СКРЫТО] З.М., включить в реестр пострадавших граждан.
Решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10 января 2019 г. административный иск [СКРЫТО] Г.А., [СКРЫТО] З.М. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре удовлетворен частично, признаны незаконными решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 26 октября 2018г. №... решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 26 октября 2018 г. №... об отказе [СКРЫТО] Г.А., [СКРЫТО] З.М. во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены; обязав Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре принять по заявлению [СКРЫТО] Г.А., [СКРЫТО] З.М. решение в соответствии с требованиями пункта 8 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».
В апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав [СКРЫТО] Г.А., [СКРЫТО] З.М., полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» регулируются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также установление гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В силу ч. 7 ст. 23 указанного закона, контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Минстроя России от 12 августа 2016 года № 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан.
Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом № 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом № 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Гражданин-участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на объект долевого строительства и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным п. 2 настоящего приложения, относится к числу пострадавших граждан.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что 10 ноября 2009 г. между ЖСК «Новый дом» и [СКРЫТО] З.М., [СКРЫТО] Г.А., заключен договор паенакопления, предметом настоящего договора является строительство многоквартирного жилого дома по строительному адресу: адрес. Размер пая участника равен стоимости приобретаемой им в указанном доме адрес, имеющей следующие проектные характеристики: количество комнат – 2, общая площадь – 51,86 кв.м., этаж – 5, подъезд – 2.
Квитанциями к приходному кассовому ордеру подтверждается внесение административными истцами денежных средств в размере 600000 руб. [СКРЫТО] З.М., [СКРЫТО] Г.А. исполнили в полном объеме обязательства перед кооперативном по договору, предусматривающему передачу жилого помещения.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23 октября 2012 г. требования [СКРЫТО] Г.А., [СКРЫТО] З.М. включены в реестр требований о передаче жилых помещений Жилищно-строительного кооператива «Новый дом» о передаче двухкомнатной адрес, общей проектной площадью 51,86 кв.м., на 5 этаже, 2 подъезда, расположенного по строительному адресу: адрес, за которую [СКРЫТО] Г.А. и [СКРЫТО] З.М. застройщику ЖСК «Новый дом» оплачено 600000 руб.
[СКРЫТО] Г.А. и [СКРЫТО] З.М. обратились в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре с заявлением о включении их в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, приложив к заявлению необходимые документы.
Решениями Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 26 октября 2018 г. № 15-07/2963, 15-07/2964 [СКРЫТО] Г.А., [СКРЫТО] З.М. было отказано во включении в реестр пострадавших граждан, основанием для отказа во включении заявителя в реестр ответчика является подпункт 1 п.10 Правил, ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016г. №560/пр. ввиду несоответствия заявителя подпункту 2 пункта 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены к числу пострадавших граждан (Приложение №1 к вышеуказанному приказу), а именно: отсутствие договора участия в долевом строительстве, закаченного в соответствии с ФЗ №214-ФЗ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований [СКРЫТО] Г.А., [СКРЫТО] З.М. о признании незаконными решения Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр граждан, поскольку административные истцы соответствуют критериям отнесения граждан к числу пострадавших, установленным Приказом Минстроя России от 12 августа 2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».
Судебная коллегия оснований не согласиться с такими выводами суда не усматривает; они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении закона, соответствует установленным по делу обстоятельствам и содержанию исследованных судом и получивших надлежащую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ доказательств.
Из правового анализа вышеприведенного законодательства следует, что [СКРЫТО] Г.А., [СКРЫТО] З.М. полностью соответствуют Критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Как указывалось ранее, привлекший денежные средства заявителей для строительства многоквартирного дома застройщик просрочил исполнение своих обязательств перед [СКРЫТО] Г.А., [СКРЫТО] З.М., жилой дом в установленный договором срок не построен, квартира в собственность пайщикам не передана. В то же время свое обязательство по уплате денежных средств по договору административные истцы исполнили, следовательно, [СКРЫТО] Г.А., [СКРЫТО] З.М. относятся к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Пунктом 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении граждан в реестр.
Так, заявители не подлежат включению в реестр при наличии одного из следующих условий: 1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к настоящему приказу; 2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин; 3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта; 4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору); 5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
Довод о том, что несоответствие заявителей хотя бы одному из установленных п. 2 Критериев, в том числе связанному с отнесением объекта незавершенного строительства к проблемному, в соответствии с подп. 1 п. 10 Правил влечет невозможность включения заявителя в реестр пострадавших граждан, является несостоятельным, поскольку административные истцы отвечают требованиям п. 2 Критериев. Нарушение прав административных истцов неисполнением перед ними обязательства по передаче квартиры по сделке, прикрывающей договор участия в долевом строительстве, установлено.
Таким образом, отказ административного ответчика во включении административных истцов в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, является незаконным.
Утверждение подателя апелляционной жалобы о законности оспариваемых решений в виду несоответствия заявителей хотя бы одному из установленных пунктом 2 Критериев, в том числе связанному с отнесением объекта незавершенного строительства к проблемному, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Правил, ссылаясь при этом на письмо исх.№... от 15 августа 2017 года, которым даны разъяснения по вопросу применения приказа Минстроя России от 12 августа 2016 года №560/пр, из которых следует, что данным приказом введено понятие проблемного объекта в целях формирования реестра пострадавших граждан с привязкой к проблемным объектам жилищного строительства, несостоятельно.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, аналогичны возражениям ответчика по иску, направлены на переоценку выводов суда и доказательств по делу, в связи с чем, они не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Х. Мугинова
Судьи А.В. Идрисова
В.В. Минеева
Справка: судья Ю.М. Ивченкова