Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 09.12.2016 |
Дата решения | 21.12.2016 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Турумтаева Гульфия Яудатовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 62c26f58-8a96-389a-ac99-6d2152bcd755 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 33а-26213/2016
21 декабря 2016 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Алексеенко О.В.
судей Пономаревой Л.Х.
Турумтаевой Г.Я.
при секретаре Салимгареевой Л.З.
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Турумтаевой Г.Я., объяснения помощника [СКРЫТО] г. Уфы Республики Башкортостан Бакиевой Г.Р., представителя администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан Миндавлетовой Л.А., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] города Уфы в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании абзацев ... пункта ... административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства», утвержденного постановлением администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата №..., противоречащими приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от дата №... «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и недействующими.
Требования мотивированы тем, что постановлением администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата №... утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства». Отдельные нормы указанного административного регламента, в частности абзацы ... пункта ... противоречат федеральному законодательству.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан дата административное исковое заявление [СКРЫТО] города Уфы в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворено. Судом абзацы ... пункта ... административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата №..., признаны противоречащими приказу Министерства экономического развития Российской Федераций от 12 января 2015 года № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и недействующими.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа г.Уфы Республики Башкортостан Миндавлетова Л.А. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления. В жалобе указывает, что требование о предоставлении указанного в регламенте администрации, учредительных документов садоводческого некоммерческого объединения граждан предусмотрено федеральным законодательством.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела постановлением администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата №... утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства».
Удовлетворяя административное исковое заявление [СКРЫТО], суд обоснованно исходил из следующего.
Абзац ... пункта ... Регламента устанавливает, что к заявлению о предоставлении земельного участка прилагается, в том числе, проект организации и застройки территории некоммерческого объединения (в случае отсутствия утвержденного проекта межевания территории).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года N 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов. Нормативный правовой акт зарегистрирован 27 февраля 2015 года в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный номер 36258, размещен (опубликован) 28 февраля 2015 года на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Согласно данному Приказу, указанный в перечне документов - проект организации и застройки территории некоммерческого объединения (в случае отсутствия утвержденного проекта межевания территории) запрашивается органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, посредством межведомственного информационного взаимодействия.
В абзаце 11 пункта 2.9 Регламента указано на требование от заявителей предоставления учредительных документов садоводческого некоммерческого объединения граждан.
Однако согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Таким образом, анализ содержания перечисленных правовых норм и обстоятельств дела свидетельствует о том, что отдельные нормы указанного административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства», утвержденного постановлением администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата №..., противоречат федеральному законодательству.
Удовлетворяя требования [СКРЫТО], суд обоснованно исходил из того, что поскольку положения административного регламента противоречат положения действующему законодательству Российской федерации, то это приводит к необоснованному ограничению прав неопределенного круга лиц, в связи с чем судебная коллегия основания для отмены обжалуемого решения суда не находит.
Достаточным основанием для обращения [СКРЫТО] в суд является установление [СКРЫТО] противоречия оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что и имело место в настоящем случае.
Указание в апелляционной жалобы о том, что требование о предоставлении указанного в регламенте администрации, учредительных документов садоводческого некоммерческого объединения граждан предусмотрено федеральным законодательством судебной коллегией не принимается во внимание.
Так, п. 2.9. ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" предусмотрено, что в случае, предусмотренном п. 2.7 настоящей статьи, предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан либо уполномоченным общим собранием членов этого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов этого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность этого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы, в том числе учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя действовать без доверенности от имени этого объединения, или выписка из решения общего собрания членов этого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Судебная коллегия считает, что требование законодателя о предоставлении учредительных документов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан распространяется только при обращении о предоставление в собственность земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов этого объединения о приобретении такого земельного участка в собственность этого объединения.
Между тем в абзаце ... пункта ... Регламента указано на обязанность предоставления учредительных документов садоводческого некоммерческого объединения граждан от любых заявителей, в том числе и от граждан.
Судом при рассмотрении дела исследованы все доказательства по делу в совокупности и на основании всестороннего анализа суд пришел к выводу о удовлетворении заявленных требований [СКРЫТО].
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют правовую позицию административного ответчика в суде первой инстанции, они были предметом рассмотрения судом, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность вынесенного решения, постановленного в соответствии с законом, не влияют.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемом судебном акте мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 307 - 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам,
о п р е д е л и л а:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Алексеенко
судьи Л.Х. Пономарева
Г.Я. Турумтаева