Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 26.10.2017 |
Дата решения | 08.11.2017 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления) |
Судья | Сафин Фаниль Фанзирович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | f86bba2b-b86d-3f5f-981c-697ae2ceff7e |
Судья: Курамшина А.Р. 33а-23634/2017
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Уфа 08 ноября 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей Гаиткуловой Ф.С.,
Субхангулова А.Н.,
при секретаре Сафаровой Г.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе [СКРЫТО] Л.В. на решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] Л.В. в интересах несовершеннолетнего [СКРЫТО] А.Р. к Государственной экзаменационной комиссии Республики Башкортостан, Министерству образования Республики Башкортостан о признании решения Государственной экзаменационной комиссии Республики Башкортостан об аннулировании результата единого государственного экзамена по физике в 2017 году в отношении [СКРЫТО] А.Р., дата года рождения, незаконным, обязании Государственной экзаменационной комиссии Республики Башкортостан утвердить результаты единого государственного экзамена по физике [СКРЫТО] А.Р., дата года рождения, отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственной экзаменационной комиссии Республики Башкортостан (далее ГЭК), Министерству образования Республики Башкортостан о признании решения Государственной экзаменационной комиссии Республики Башкортостан незаконным.
В обоснование административных исковых требований указано, что дата [СКРЫТО] А.Р. являлся участником единого государственного экзамена по физике, который проводился в МБОУ Гимназии им. Муксинова И.Ш. адрес. дата [СКРЫТО] Л.В. было сообщено о том, что на основании материалов видеонаблюдения Государственная экзаменационная комиссия Республики Башкортостан аннулировала результаты экзамена [СКРЫТО] А.Р., поскольку [СКРЫТО] А.Р. использовал шпаргалку во время экзамена. Решение об отмене результата единого государственного экзамена по физике [СКРЫТО] А.Р. на момент обращения в суд административный истец не получила. С решением Государственной экзаменационной комиссии Республики Башкортостан об отмене результата единого государственного экзамена по физике административный истец не согласен, так как использование справочного материала ее сыном не допускалось. Единственным посторонним предметом, который [СКРЫТО] Л.В. сама дала сыну, провожая на экзамен, это молитва, написанная [СКРЫТО] Л.В. от руки на листе бумаги. Видеоматериалы не подтверждают факт использования сыном во время экзамена письменных заметок и иных запрещенных материалов. Кроме того, при проведении экзамена к [СКРЫТО] А.Р. не имелось претензий со стороны организаторов, которые находились в помещении в непосредственной близости от него. Каких-либо запрещенных предметов, указанных в утвержденном Приказом Минобрнауки России от дата №... Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, при проведении единого государственного экзамена по физике у сына [СКРЫТО] Л.В. не было.
Административный истец [СКРЫТО] Л.В. в интересах несовершеннолетнего [СКРЫТО] А.Р. просит суд признать незаконным решение Государственной экзаменационной комиссии Республики Башкортостан об аннулировании результата единого государственного экзамена по физике в 2017 году в отношении [СКРЫТО] А.Р., дата года рождения, обязать Государственную экзаменационную комиссию Республики Башкортостан утвердить результаты единого государственного экзамена по физике [СКРЫТО] А.Р., дата года рождения.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] Л.В. просит отменить решение суда первой инстанции в связи с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что суд при принятии решения посчитал установленным использование [СКРЫТО] А.Р. шпаргалки основываясь только на материалах видеозаписи. Между тем акт об удалении [СКРЫТО] А.Р. с экзамена не составлялся, замечаний со стороны организаторов проведения экзамена к нему не поступало, факт списывания не установлен, шпаргалка не изымалась. Доводы ответчиков о том, что [СКРЫТО] А.Р. во время проведения экзамена вынес из аудитории КИМ и пронес шпаргалку, носят только предположительный характер.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав [СКРЫТО] Л.В., её представителя Маннапову Э.Н., поддержавших доводы жалобы, представителя Министерства образования Республики Башкортостан Галиеву А.З., представителя Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан Антипину С.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Согласно ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на образование (статья 43).
В соответствии с Федеральным законом от дата N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (пункт 1 статьи 2).
Согласно Закону об образовании (части 2 - 4 статьи 10) образование в Российской Федерации подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Государственная итоговая аттестация (далее также - ГИА) проводится государственными экзаменационными комиссиями (далее - ГЭК) в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта (часть 4 статьи 59 Закона об образовании).
Порядок проведения ГИА по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (часть 5 статьи 59 Закона об образовании).
В соответствии с указанным законоположением приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от дата N 1400 утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Порядок).
Проведение ГИА согласно части 13 статьи 59 Закона об образовании и пункта 7 Порядка возможно в нескольких формах:
а) в форме ЕГЭ с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (далее также - КИМ);
б) в форме государственного выпускного экзамена с использованием текстов, тем, заданий, билетов;
в) в иной форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
Большинство обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования и допущенных в текущем году к ГИА, проходят ГИА в форме ЕГЭ.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от дата N 1088-О-О, ЕГЭ представляет собой общеустановленную форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет определить уровень освоения ими федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
ГЭК для проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территориях субъектов Российской Федерации создаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 9 статьи 59 Закона об образовании).
Состав ГЭК субъекта Российской Федерации формируется из представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующих переданные полномочия в сфере образования, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, общественных и иных организаций и объединений, а также представителей Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) (пункт 18 Порядка).
Согласно пункту 19 Порядка общее руководство и координацию деятельности ГЭК субъекта Российской Федерации осуществляет ее председатель, утверждаемый Рособрнадзором; в случае временного отсутствия председателя его обязанности исполняет заместитель председателя ГЭК субъекта Российской Федерации, утверждаемый также Рособрнадзором.
К полномочиям председателя ГЭК относятся, в частности: организация формирования состава ГЭК; рассмотрение после каждого экзамена полученной информации о нарушениях, выявленных при проведении ГИА, принятие мер по противодействию нарушениям установленного порядка проведения ГИА, в том числе организация проведения проверок по фактам нарушения установленного порядка проведения ГИА; рассмотрение результатов проведения ГИА и принятие решения об утверждении, изменении и (или) аннулировании результатов ГИА; принятие решения о допуске (повторном допуске) к сдаче ГИА в случаях, установленных Порядком.
К компетенции членов ГЭК относится, в частности, обеспечение соблюдения установленного порядка проведения ГИА, а в случае выявления нарушений указанного порядка принятие решения об удалении с экзамена обучающихся, выпускников прошлых лет, а также иных лиц, находящихся в пункте проведения экзаменов (пункт 20 Порядка).
В соответствии с пунктом 36 Порядка пункты проведения экзаменов оборудуются стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения. Аудитории также оборудуются средствами видеонаблюдения. Материалы видеозаписи экзамена используются лицами, привлекаемыми к проведению ГИА, а также Рособрнадзором и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, в целях обнаружения и выявления фактов нарушения порядка проведения ГИА.
Пунктами 44 и 45 Порядка установлены следующие правила проведения ГИА.
В день проведения ГИА экзаменуемые рассаживаются за рабочие столы в соответствии с проведенным распределением. До начала экзамена организаторы проводят инструктаж указанных лиц, в том числе информируют о порядке проведения экзамена, правилах оформления экзаменационной работы, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ГИА и о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с экзамена, а также о времени и месте ознакомления с результатами ГИА. Организаторы выдают обучающимся, выпускникам прошлых лет экзаменационные материалы. Экзаменационные материалы для проведения ЕГЭ включают КИМ, бланки регистрации, бланки для ответов на задания экзаменационной работы.
Во время экзамена лица, сдающие экзамен, должны соблюдать установленный порядок проведения ГИА и следовать указаниям организаторов. Экзамен сдается экзаменуемыми самостоятельно, без помощи посторонних лиц. Во время экзамена на рабочем столе экзаменуемых помимо экзаменационных материалов находятся: гелевая, капиллярная ручка с чернилами черного цвета; документ, удостоверяющий личность; лекарства и питание (при необходимости); специальные технические средства для лиц, нуждающихся в них по состоянию здоровья и указанных в пункте 37 Порядка; черновики (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение»)); средства обучения и воспитания.
Так, согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от дата №... «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2017 году» при проведении ЕГЭ в 2017 году допускалось использование следующих средств обучения и воспитания: по математике - линейка; по физике - линейка и непрограммируемый калькулятор; по химии - непрограммируемый калькулятор; по географии - линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор (п. 2.4.).
Иные вещи обучающиеся, выпускники прошлых лет оставляют в специально выделенном месте для личных вещей обучающихся, выпускников прошлых лет в здании (комплексе зданий), где расположен пункт проведения экзаменов.
В день проведения экзамена (с момента входа в пункт проведения экзаменов и до окончания экзамена) в пункте проведения экзаменов запрещается обучающимся, выпускникам прошлых лет иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации (далее также - запрещенные предметы).
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 КАС РФ.
Применительно к административным делам об оспаривании решений ГЭК субъекта Российской Федерации об удалении обучающихся с экзаменов и (или) аннулировании результатов ЕГЭ в связи с допущенными нарушениями правил прохождения ГИА, выразившимися в наличии у экзаменуемых предметов, нахождение которых при них во время проведения ГИА не допускается, данные требования КАС РФ предполагают, что доказательствами, представленными административным ответчиком, должно подтверждаться наличие у экзаменуемого запрещенных предметов, указанных в абзаце двенадцатом пункта 45 Порядка.
На административных истцах лежит бремя доказывания факта нарушения их прав и в силу этого при заявлении соответствующих доводов на них может быть возложена обязанность доказать, что имевшиеся у обучающегося во время проведения ГИА спорные предметы являются предметами, разрешенными к использованию во время проведения ГИА и предусмотренными абзацами третьим - восьмым пункта 45 Порядка.
В соответствии с требованиями КАС РФ (части 1 и 2 статьи 59, часть 1 статьи 84) при рассмотрении административного дела об оспаривании решений государственных экзаменационных и конфликтных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении ГИА суду надлежит непосредственно исследовать все имеющиеся доказательства по делу, в том числе материалы видеозаписи проведения ГИА.
Как установлено судом и следует из материалов дела, [СКРЫТО] А.Р. являлся участником Единого государственного экзамена по физике, который прошел в пункте проведения экзамена №..., расположенном на базе МБОУ гимназия им. Муксинова И.Ш. адрес по адресу: 452800, РБ, адрес.
Так, по результатам просмотра видеозаписей экзаменов, в которых участвовал обучающийся 11 класса МБОУ гимназия им. Муксимова И.Ш. адрес [СКРЫТО] А.Р., выявлено нарушение пункта 45 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от дата №..., выразившееся в использование участником ЕГЭ [СКРЫТО] А.Р. на ЕГЭ по физике постороннего предмета (предположительно шпаргалки).
На основании протокола Государственной экзаменационной комиссии Республики Башкортостан от дата №... результаты участника ЕГЭ по физике в 2017 году [СКРЫТО] А.Р. были аннулированы, что подтверждается выпиской из протокола (л.д. 36-39).
Основанием принятия такого решения послужило нарушение [СКРЫТО] А.Р. установленного Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от дата №..., а именно п. 45 Порядка в части нарушения запрета на использование шпаргалки (л.д. 37).
Данное нарушение выявлено по результатам просмотра видеозаписей экзаменов, осуществленный сотрудники Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан, о чем свидетельствует копия письма Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан о результатах просмотра (л.д. 84 -85).
На основании выявленного нарушения Государственной экзаменационной комиссией Республики Башкортостан принято решение об аннулировании результатов ЕГЭ [СКРЫТО] А.Р., что следует из выписки из протокола ГЭК №... от дата (л.д.36-37).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный истец [СКРЫТО] Л.В., обратившаяся в суд в интересах своего несовершеннолетнего сына [СКРЫТО] А.Р., не доказала, что имевшийся у обучающегося во время проведения ГИА спорный предмет являлся предметом, разрешенным к использованию во время проведения ГИА и предусмотренным абзацами третьим - восьмым пункта 45 Порядка.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на верном применении норм материального и процессуального права, фактических обстоятельствах дела и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе исследованной видеозаписью.
Доводы апелляционной жалобы о том, что каких – либо запрещенных предметов, указанных в Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования при проведении единого государственного экзамена по физике у [СКРЫТО] А.Р. не было, факт использования им шпаргалки является недоказанным, судебной коллегией отклоняются, как необоснованные, ввиду следующего.
В административном исковом заявлении административным истцом [СКРЫТО] Л.В. указано, что единственным посторонним предметом, который она дала сыну, провожая его на экзамен, была молитва, написанная ею от руки на листе бумаги (л.д. 9).
Пунктом 45 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования определен перечень предметов, разрешенных к использованию во время экзамена. Предмет, на который ссылается административный истец (молитва), не входит в перечень предметов, разрешенных к использованию во время экзамена.
Как разъяснено в обобщении судебной практики по административным делам об оспаривании решений государственных экзаменационных и конфликтных комиссий субъектов Российской Федерации при проведении в 2016 году государственной итоговой Аттестации по программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ дата, в соответствии с положениями пунктов 45 и 71 Порядка для удаления обучающегося с экзамена и (или) аннулирования результатов ЕГЭ достаточно установить факт наличия у экзаменуемого запрещенного к использованию в период проведения ГИА предмета, независимо от его фактического использования данным обучающимся в период ЕГЭ.
Таким образом, административным истцом [СКРЫТО] Л.В. не доказано, что имевшийся у [СКРЫТО] А.Р. во время проведения ГИА спорный предмет являются предметом, разрешенным к использованию во время проведения ГИА и предусмотренным пунктом 45 Порядка.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда не свидетельствуют, основаны на неверном толковании и ошибочном понимании заявителем норм действующего законодательства, сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, в том числе влекущих безусловную отмену решения суда, при рассмотрении административного дела не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 307 - 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] Л.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Ф.С. Гаиткулова
А.Н. Субхангулов