Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 09.10.2017 |
Дата решения | 13.11.2017 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Александрова Наталия Александровна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 8b71c288-e1cb-3b81-80b2-de45858db01b |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 33а-22321/2017
г.Уфа 13 ноября 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Александровой Н.А. и Родионовой С.Р.,
при секретаре Хамитовой Г.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] ФИО8 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, восстановлении в очереди, предоставлении земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства
по апелляционной жалобе представителя Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 августа 2017 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., выслушав объяснения представителя Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Медведевой Р.Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, [СКРЫТО] О.Ф., считавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
[СКРЫТО] О.Ф. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее администрация ГО г. Уфы), Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан (далее УЗИО г. Уфы).
Требования мотивированы тем, что на основании заявления административного истца от дата вх. №... и согласно пункту 1 части 2.1. ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» (далее - Закон № 59-з) [СКРЫТО] О.Ф. поставлен в очередь на предоставление земельного участка на льготных условиях. До настоящего времени земельный участок административному истцу не предоставлен. На запросы административного истца в адрес административного ответчика поступали ответы о предстоящем предоставлении земельного участка после подбора территорий для индивидуального жилищного строительства. Последний ответ был от дата №....
Письмом от дата №... административный ответчик сообщил, что дата Комиссией по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства принято решение о снятии административного истца с учета.
Административный истец считает решение от дата о снятии с учета в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, незаконным.
Так, административный истец был поставлен на учет в июне 2009 года, повторно в июне 2010 года. В соответствии с действовавшей в 2010 году редакцией Закона № 59-з административный истец соответствовал и по настоящее время соответствует требованиям для предоставления бесплатно земельного участка в собственность. На дату подачи заявления ст. 10 Закона № 59-з определяла, что земельные участки предоставляются однократно и бесплатно для индивидуального жилищного строительства гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1 части 2.1 статьи 10).
В последующем Законом Республики Башкортостан от 28.05.2015 № 225-3 в Закон № 59-з были внесены изменения, в частности, изменены категории граждан, которым земельные участки могут быть предоставлены бесплатно, и категория, к которой отнесен [СКРЫТО] О.Ф., была исключена. Однако в силу требований ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 28.05.2015 № 225-3 «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" он сохраняет право состоять на соответствующем учете.
В связи с чем административный истец просит признать незаконным и отменить решение административного ответчика от дата о снятии административного истца с учета в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства; восстановить его в очереди в прежнем статусе в прежней дате и очередности, предоставить административному истцу бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 августа 2017 года административные исковые требования [СКРЫТО] О.Ф. удовлетворены. Отменено решение Комиссии по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства от 29.03.2017 года о снятии [СКРЫТО] О.Ф. с учета в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства. На Комиссию по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства возложена обязанность восстановить [СКРЫТО] О.Ф. в очереди в прежнем статусе в прежней дате и очередности.
В апелляционной жалобе представитель УЗИО г. Уфы Медведева Р.Ф. просит решение суда отменить как необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 ст. 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Решение суда указанным требованиям не может быть признано законным и обоснованным ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением главы Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан №... от 24.04.2008г. административный истец [СКРЫТО] О.Ф. признан нуждающимся в жилых помещениях и включен в число участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования. Номер очереди по состоянию на дата - №...
дата [СКРЫТО] О.Ф. обратился в администрацию ГО г. Уфа РБ, в котором просил поставить его на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Согласно письма УЗИО г. Уфы от дата [СКРЫТО] О.Ф. разъяснено, что вопрос о предоставлении заявителю земельного участка будет решаться в порядке очередности на комиссии по вопросам индивидуального жилищного строительства, исходя из даты регистрации первичного заявления административного истца.
Аналогичный ответ УЗИО [СКРЫТО] О.Ф. датирован от дата №....
дата Комиссией по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства принято решение о снятии административного истца с учета по категории: граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в жилых помещениях, в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования [СКРЫТО] О.Ф., исходил из того, что снятие его с учета в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства является незаконным, поскольку в соответствии с действовавшей в 2010 году редакцией Закона № 59-з административный истец соответствовал требованиям для предоставления бесплатно земельного участка в собственность. Как указал суд первой инстанции, на дату подачи административным истцом заявления ст. 10 Закона № 59-з определяла, что земельные участки предоставляются однократно и бесплатно для индивидуального жилищного строительства гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1 части 2.1 статьи 10).
Законом Республики Башкортостан от 28.05.2015 № 225-3 "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" в Закон Закона № 59-з категория граждан, имеющих право на получение таких мер социальной поддержки, а к которым относится административный истец, была исключена.
Вместе с тем согласно ст. 2 Закона РБ от 28.05.2015 № 225-3 определено, что граждане, принятые на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства, до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют право на получение земельного участка в собственность бесплатно.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что предусмотренных п. 6 ст. 10.2 Закон Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з (ред. от 26.12.2016) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" оснований для снятия [СКРЫТО] О.Ф. с соответствующего учета не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 29 ЗК РФ (здесь и далее в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно части 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (в ред. Закона РБ от 28.06.2007 N 444-з), к категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства отнесены граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 2.2 Порядка однократного и бесплатного предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена в столице Республики Башкортостан - городе Уфе, для индивидуального жилищного строительства, утвержденному Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 августа 2008 года N 286 граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, вправе обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
К заявлению прилагаются: копия документа, удостоверяющего личность; нотариально удостоверенная доверенность в случае подачи заявления представителем; справка, выданная органом местного самоуправления о том, что гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях; оригинал выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных на имя гражданина правах на объекты недвижимости (п. 2.5).
По правилам ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно ст.49 ЖК РФ состоять на учете имеют право малоимущие граждане, признанные по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Одним из критериев постановки на учет в качестве нуждающихся являются требования, установленные ст.51 ЖК РФ.
При системном толковании вышеизложенных положений усматривается, что у гражданина, признанного нуждающимся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, установленными ст. ст. 51, 52 ЖК РФ, то есть при наличии решения органа местного самоуправления о принятии его на учет в качестве такового, возникает право на льготное предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Однако судебной коллегией достоверно установлено, что в отношении [СКРЫТО] О.Ф. указанного распоряжения органом местного самоуправления не принималось, о чем свидетельствует ответ первого заместителя главы Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ от дата №....
Свое заявление о постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства [СКРЫТО] О.Ф. обосновывает тем, что он включен в Городскую программу социального жилищного ипотечного кредитования, в связи с чем полагает, что признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Однако признание административного истца нуждающимся в жилых помещениях в рамках Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования распоряжением главы Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ №... от дата не свидетельствует о том, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Таким образом, данное распоряжение не имеет правового значения при разрешении заявленных [СКРЫТО] О.Ф. требований о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
Так, Городская программа социального жилищного ипотечного кредитования не предусматривает предоставление на льготных (бесплатных) условиях земельных участков, а предоставление на льготных (бесплатных) условиях земельных участков и социальное жилищное ипотечное кредитование являются различными и самостоятельными правоотношениями и порядок предоставления земельных участков регулируется различными нормами земельного законодательства.
Социальное жилищное ипотечное кредитование в Республике Башкортостан является мерой государственной поддержки постоянно проживающих и зарегистрированных в Республике Башкортостан граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в виде: субсидии на частичную оплату первоначального взноса по договору на строительство (приобретение) жилья, предоставления ипотечного жилищного займа на строительство (приобретение) жилья.
Из Постановления Правительства РБ от 16 мая 2006 года N 131 "О социальном жилищном ипотечном кредитовании в Республике Башкортостан" усматривается, что данная программа является государственной поддержкой постоянно проживающих и зарегистрированных в Республике Башкортостан граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в виде субсидии на частичную оплату первоначального взноса по договору на строительство (приобретение) жилья; предоставления ипотечного жилищного займа на строительство (приобретение) жилья.
При этом содействие в улучшении жилищных условий может быть оказано гражданам как уже признанных нуждающимися в жилых помещениях органами местного самоуправления по основаниям, предусмотренными ст. 51 ЖК РФ, так и гражданами, признаваемыми таковыми в рамках данной программы при соблюдении следующих требований: если совокупный среднемесячный доход заявителя и членов его семьи за последние шесть месяцев составляет: для приобретения однокомнатной квартиры - до 30 тыс. руб.; двухкомнатной квартиры - до 40 тыс. руб.; трехкомнатной квартиры - до 50 тыс. руб.
Ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, и ежемесячный доход одиноко проживающего гражданина определяются на основании указанных в заявлении о включении в состав участников Городской Программы социального жилищного ипотечного кредитования сведений о составе семьи и сведений о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Граждане, которые могут быть признаны малоимущими в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, не могут быть участниками данной программы.
При таких обстоятельствах, рассматривая дата вопрос о предоставлении [СКРЫТО] О.Ф. однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, Комиссия по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства обоснованно приняла решение о снятии административного истца с учета ввиду отсутствия оснований для получения такой меры социальной поддержки по основаниям ст. 52 ЖК РФ.
Судебная коллегия отмечает, что безусловным и очевидным является, что предоставление земельных участков однократно и бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства (ст. 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан"), как и социальное жилищное ипотечное кредитование граждан, в силу своей правовой природы являются различными и самостоятельными правоотношениями.
Таким образом, административные исковые требования [СКРЫТО] О.Ф., обоснованные ссылками на положения п. 1 ч. 2.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан, устанавливающей однократное и бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, основаны на ошибочном и неправильном толковании норм материального права.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица и нарушения при этом прав заявителя.
В настоящем споре совокупность условий не установлена, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения административных исковых требований [СКРЫТО] О.Ф.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 310 КАС РФ ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 августа 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Административные исковые требования [СКРЫТО] ФИО9 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, восстановлении в очереди, предоставлении земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства- оставить без удовлетворения.
Председательствующий Кривцова О.Ю.
Судьи Александрова Н.А.
Родионова С.Р.
Справка: судья Сунгатуллин А.Ю.