Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 16.10.2019 |
Дата решения | 28.10.2019 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Портнова Лидия Викторовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 3a409e23-570d-3865-8998-cac1cad9432e |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33а-21058/2019
по делу № 2а-2419/2019
28 октября 2019 года г.Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мугиновой Р.Х.
судей Портновой Л.В.
Фархиуллиной О.Р.
при секретаре Валееве А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя [СКРЫТО] Н. Ф. – Мухамедьяровой Ю.Р. на решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 23 июля 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] Н. Ф. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы, Администрации ГО г. Уфа о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В.,
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] Н.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы, Администрации ГО г. Уфа о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
В обоснование административного иска указала, что она является собственником жилого дома, назначение жилой дом, пл. 42,2 кв.м., количество этажей 1, кадастровый №..., на основании договора дарения от 21.05.2015 года, о чем в ЕГРП 02.06.2015 года сделана запись регистрации №... и жилого дома, назначение жилой дом, пл. 37,5 кв.м., количество этажей 1 кадастровый №... на основании договора дарения от 30.06.2015 года, о чем в ЕГРП 09.07.2015 года сделана запись регистрации №..., которые расположены по адресу: адрес.
[СКРЫТО] Н.Ф. обратилась в УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка, с кадастровым номером №..., общ. пл. 260 кв.м., расположенного по адресу: адрес, в собственность (заявл. вх. № №... от дата).
05.03.2019 года административный ответчик отказал административному истцу в предоставлении земельного участка в собственность (письмо №... от дата).
Истец указала, что Решением Совета городского округа г. Уфа РБ № 28/22 от 27.06.2018 года, признано утратившим силу решение Совета ГО г. Уфа РБ № 41/6 от 28.01.2015 года «О резервировании земель в границах городского округа г. Уфа РБ для муниципальных нужд».
Испрашиваемый земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную. Сведения об ограничении оборотоспособности земельного участка отсутствует, в том числе отсутствуют сведения о расположении земельного участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории. Основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка предусмотрены Земельным кодексом РФ, нахождение земельного участка в границах красных линий, к данным основаниям не относится.
На основании изложенного, административный истец просила признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка, кадастровый №..., общ. пл. 260 кв.м., расположенного по адресу: адрес. 19, в собственность, выраженный в письме №... от дата.
Судом к участию в деле в качестве ответчика была привлечена Администрация ГО г. Уфа.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель [СКРЫТО] Н.Ф. – Мухамедьярова Ю.Р. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме, указывая в обосновании доводы, аналогичные доводам административного искового заявления.
Также апеллянт указал, что ответчиком не представлено в материалы дела доказательств принятия по истечении трехлетнего срока на принудительное исполнение постановления, иного правового акта об изъятии спорного участка, а также доказательств соблюдения вышеизложенных требований закона о досудебном порядке осуществления такого изъятия.
Учитывая, что запрета на предоставление испрашиваемого земельного участка в частную собственность, установленного Федеральным законом не установлено, сведений о регистрации каких-либо прав и ограничений на спорный земельный участок не имеется, отказ органа местного самоуправления незаконным, нарушает права и законные интересы собственника жилого дома, имеющего в силу ст. 1 и 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором оно расположено.
Апеллянт указал, что в ходе рассмотрения дела ответчик подтвердил, что действия, направленные на исполнение постановления главы Администрации ГО адрес РБ №... от дата, начиная с 2008 года на протяжении более чем 11 лет не предпринимались.
Апеллянт указал, что судом первой инстанции оставлен без внимания довод административного истца о том, что постановление главы Администрации ГО адрес РБ №... от дата, фактически является неисполнимым, проектируемая улица в границах которой частично расположен испрашиваемый земельный участок фактически будет проходить через многоквартирный жилой дом.
Апеллянт считает, что принятие одних доказательств и отклонение других суд обосновал формально, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к необоснованному выводу об отсутствии у административного истца права на получение в собственность земельного участка.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя [СКРЫТО] Н.Ф. – Мухамедьярову Ю.Р., поддержавшую доводы жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц.
На основании статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно части 1 статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 2). Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (часть 3).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, [СКРЫТО] Н.Ф. является собственником жилого дома, площадью 42,2 кв.м., расположенного по адресу: адрес, на основании договора дарения от 21 мая 2015 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество СВ №... от 02 июня 2015 года, также собственником жилого дома площадью 37,5 кв.м., расположенного по адресу: адрес, на основании договора дарения от 30 июня 2015 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество СВ №... от 09 июля 2015 года.
[СКРЫТО] Н.Ф. обратилась в УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка, с кадастровым номером №..., общ. пл. 260 кв.м., расположенного по адресу: адрес, в собственность ( вх. № №... от дата).
Письмом от 05.03.2019 года административный ответчик Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ отказал административному истцу в предоставлении земельного участка в собственность (письмо №...), поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, является земельным участок общего пользования.
Также судом первой инстанции было установлено, что согласно ответу Главного управления архитектуры Администрации ГО адрес РБ от дата №... и прилагаемой к указанному ответу схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка кадастровым №... по адресу: адрес, согласно проекту планировки в границах территории, для которой постановлением Администрации ГО адрес РБ от дата №... утвержден проект планировки территории, ограниченной с северо-запада железной дороги, рекой белой, с севера – ул. им. адрес, с юго-востока – адрес, с юга – улицами адрес, испрашиваемый земельный участок кадастровым №..., расположенный по адресу: адрес, большей частью (пл. 182 кв.м.) расположен на территории общего пользования в границах красных линий проектируемой улицы.
Проект планировки территории ограниченной с северо-запада железной дорогой, рекой адрес, утвержденный постановлением Администрации ГО г. Уфы РБ от 24.12.2008 №... в установленном порядке не оспорен и не признан недействующим.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ, утвержденным решением Совета ГО г. Уфа РБ № 7/4 от 22.08.2008(в ред. 26.06.2019 г. № 42/14), испрашиваемый земельный участок расположен на территориальной зоне Ж-3 – жилой зоне, предназначенной для многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами высотой 9 и выше этажей, включая подземные. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам приведены в таблице № 1 ст. 44 указанных правил.
Отказывая административному истцу в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из наличия у административного ответчика достаточных снований для отказа в предоставлении в собственность [СКРЫТО] Н.Ф. испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку земельный участок является ограниченным в обороте и не подлежит в этой связи передаче в частную собственность.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для отказа административному истцу в предоставлении земельного участка ввиду нарушения его прав установленных п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса, как исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся, в том числе, площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (часть 12 статьи 1), которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (часть 12 статьи 85 Земельного кодекса).
Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий, выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (часть 11 статьи 1, подпункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд правильно определил значимые по делу обстоятельства, верно применил положения закона, подлежащего применению. Выводы суда первой инстанции соответствуют требованиям закона и подтверждаются представленными доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Тогда как доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права, с которыми судебная коллегия согласиться не может.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 23 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя [СКРЫТО] Н. Ф. – Мухамедьяровой Ю.Р. – без удовлетворения.
Председательствующий Мугинова Р.Х.
Судьи Портнова Л.В.
Фархиуллина О.Р.
Справка: судья Гималетдинов А.М.