Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 25.09.2019 |
Дата решения | 23.10.2019 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Бураншин Тимур Ахметшакирович |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | fb538cd9-0996-3685-a207-dd0ffc4af651 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2а-1224/2019 (33а-19792/2019)
г. Уфа 23 октября 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи ФИО16,
судей ФИО15
ФИО18
при ведении протокола помощником судьи ФИО8
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3, ФИО6, действующих за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО4, ФИО5 к Администрации Орджоникидзевского адрес городского округа адрес адрес об оспаривании решения органа местного самоуправления,
по апелляционной жалобе ФИО3, ФИО6, действующих в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО4, ФИО5 на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи ФИО15, выслушав административных истцов ФИО3, ФИО6, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре ФИО9, не возражавшей удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО3, ФИО6, действуя также в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с административным иском к Администрации Орджоникидзевского района городского округа адрес адрес (далее Администрации Орджоникидзевского района ГО адрес) об оспаривании решения органа местного самоуправления, в котором просили признать незаконным решение по исключению семьи ФИО17, состоящей из пяти человек из числа участников основного мероприятия «Обеспечение молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», и возложении обязанности восстановить семью ФИО17 в указанных списках.
Свои требования административные истцы обосновали следующим.
дата Администрацией Орджоникидзевского района ГО адрес семья ФИО17 была признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в состав участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. дата распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района ГО адрес РБ семья истцов была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Распоряжением Администрации Орджоникидзевского района ГО адрес от дата №... семья истцов исключена из числа участников Основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в связи с превышением возраста 35 лет ФИО6, дата года рождения. Считают указанное решение незаконным, поскольку на момент первоначального включения в программу семья ФИО17 соответствовала предъявленным требованиям, оснований для исключения её из участия по причине достижения одним из супругов 35-летнего возраста не имелось.
Обжалуемым решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 10 июня 2019 года, в удовлетворении административного иска отказано.
Не соглашаясь с принятым решением, административные истцы ФИО6 и ФИО3 в апелляционной жалобе ставят вопрос об отмене решения суда, по мотиву незаконности и необоснованности, указывая, что они не утратили право на получение социальной выплаты, в связи с достижением одним из супругов предельного возраста. Полагают, что бездействие должностных лиц Государственного комитета адрес по строительству и архитектуре (далее Госстрой адрес), нарушивших требования нормативно-правовых актов, привело к нарушению прав, свобод и законных интересов их семьи.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со ст. 308 КАС РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела, дата Администрацией Орджоникидзевского района ГО адрес семья ФИО17 была признана нуждающейся в жилом помещении и включена в состав участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Распоряжением Главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа адрес от дата №... семья была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, составной частью которой является подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", которая продлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года N 889 на 2015 - 2020 годы.
В последующем Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 утверждена Государственная программ Российской Федерации обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальным и услугами граждан Российской Федерации.
Приложением №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» являются Правила предоставления и распределения молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В сводном списке молодых семей – изъявивших получить социальные выплаты в дата году семья ФИО17 числилась под №....
дата распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района городского округа адрес РБ №... семья ФИО17 в составе 5 человек исключена из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по основанию, предусмотренному п. 27 Правил предоставления социальной выплаты, в связи с достижением супругом заявителя 36-летнего возраста до формирования Госстроем РБ списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в текущем году.
На основании вышеуказанного распоряжения семья ФИО17 не была включена в список семей-претендентов на получение социальных выплат в 2018 году, который был сформирован и утверждён Госстроем адрес дата, так как дата супругу ФИО3 – ФИО6 исполнилось 36 лет, в связи с чем данная семья была исключена из числа участников Основного мероприятия.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований административных истцов, исходя из того, что превышение возраста 35 лет является обстоятельством, исключающим возможность дальнейшего участия семьи в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", и пришел к выводу о законности решения об исключении истца и ее семьи из списка участников программы.
С данными выводами судебная коллегия не может согласиться, исходя из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Суд не вправе производить ревизию вступившего в законную силу решения суда под видом рассмотрения другого спора с иной интерпретацией требований, которым по существу уже давалась оценка при рассмотрении аналогичного дела.
Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
К данному административному делу судом приобщена копия вступившего в законную силу апелляционного определения Верховного суда РБ от дата, которым решение Кировского районного суда адрес от дата отменено с принятием по делу нового решения о признании действий Госстроя РБ, выразившихся в несвоевременном принятии мер по направлению в Минстрой РФ заявки на участие в дата году Республики Башкортостан в программе «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; в несвоевременном принятии мер по получению Республикой Башкортостан федерального субсидирования участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; в несвоевременном утверждении Сводного списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по адрес на дата год; в не включении семьи ФИО17 в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в дата году по адрес, с возложением на Госстрой адрес обязанности обеспечить семью ФИО17, состоящую из пяти человек социальной выплатой в рамках реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включив их в ближайший список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в дата году по адрес, а на Администрацию Орджоникидзевского района ГО адрес оформить свидетельство о праве на получение социальной выплаты в рамках реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и выдать его семье ФИО17.
Указанным определением Верховного суда РБ установлены следующие обстоятельства.
Одним из обязательных условий участия молодой семьи в подпрограмме является признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, под которыми понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после дата по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, предусматривает, что средства на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" предоставляются субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей из федерального бюджета.
Реализация подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" осуществляется на условиях софинансирования, при этом использование средств федерального бюджета возможно лишь путем участия в региональной программе.
В соответствии с пунктом 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение 4), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (в редакции, действовавшей до 01 января 2018 года) орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (п. 25 Правил).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы (п. 26).
После утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 27).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 28).
Согласно пункту 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (Приложение 5), утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (в редакции, действовавшей до 01 января 2018 года) для участия в подпрограмме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заявку об участии в подпрограмме по форме, утверждаемой указанным Министерством.
Аналогичные положения закреплены в Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011 - 2015 годы, утверждённой Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №....
В силу пункта 1.6 Порядка предоставления социальных выплат участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы в адрес, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №131, одним из условий включения в число участников основного мероприятия является возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье на день принятия органом исполнительной власти Республики Башкортостан решения о включении молодой семьи - участника основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, который не должен превышать 35 лет.
В соответствии с пунктом 1.8.1 названного выше Порядка молодая семья исключается из основного мероприятия в случае превышения возраста 35 лет одним из супругов либо молодым родителем в неполной семье до момента утверждения списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Порядок формирования списков молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» в адрес определен в Приложении №... к государственной программе «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан» утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №....
В соответствии с пунктом 6.1. Порядка (в ред. Постановления Правительства РБ от дата №...), администрация муниципального образования Республики Башкортостан до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году (далее - список участников Подпрограммы), и представляет этот список в Госстрой РБ в установленные им сроки по форме согласно приложению N 3 к Порядку. Список участников Подпрограммы формируется средствами автоматизированной информационной системы "Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях".
В первую очередь в список участников Подпрограммы включаются молодые семьи - участники Подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
Согласно пункту 6.2. Порядка Госстрой РБ на основании списков участников Подпрограммы, поступивших от администраций муниципальных образований Республики Башкортостан, и с учетом размера средств, которые планируется выделить на финансирование реализации Подпрограммы из бюджета Республики Башкортостан и на софинансирование реализации Подпрограммы из местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, - с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Сводный список представляется Госстроем адрес в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в установленный им срок.
В соответствии с п. 6.3 Порядка после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету Республики Башкортостан на планируемый (текущий) год, и доведения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации этих сведений до Правительства Республики Башкортостан Госстрой адрес в течение 20 дней на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Башкортостан и местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий Подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, - с учетом указанных средств утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Согласно п. 6.4. Порядка Госстрой адрес в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до администраций муниципальных образований Республики Башкортостан выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Письмом от дата №... Министерство строительства и жилищно–коммунального хозяйства Российской Федерации, адресованным Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, проинформировало о том, что в целях формирования предложения в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», в части касающейся реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее - Подпрограмма), субъектам Российской Федерации необходимо направить в Минстрой России заявки об участии в реализации Подпрограммы в 2018 году (далее - Заявка) в период с 3 по дата включительно.
Таким образом, адрес необходимо было направить в Минстрой России заявку об участии в реализации Подпрограммы в 2018 году в период с 3 по дата включительно.
Прокуратурой Республики Башкортостан по обращению Маликовой и других, проведена проверка (надзорное производство №...), по результатам которой в адрес заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан ФИО10 внесено представление об устранении нарушений закона от дата №...
Проверкой установлено, что в нарушение п. 3 Правил предоставления субсидий Госстроем РБ в установленные Минстроем Российской Федерации сроки соответствующая заявка об участии в 2018 году Республики Башкортостан в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы не представлена, что явилось основанием для отказа в предоставлении субъекту субсидий из бюджета Российской Федерации. Информация о не включении Республики Башкортостан в проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов поступила в Госстрой РБ в октябре 2017 года. Вместе с тем, каких-либо мер к решению отмеченного вопроса Госстроем РБ не предпринято.
Также проверкой установлено, что список молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году был сформирован и утвержден Госстроем РБ лишь дата. На момент проведения проверки мер к утверждению списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2018 году не принято.
В ответ на представление прокурора Республики Башкортостан Правительством Республики Башкортостан письмом №... от дата сообщено о том, что заявка Госстроем РБ была подготовлена и направлена в Минстрой Российской Федерации дата. В связи с не включением Республики Башкортостан в проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» была проведена служебная проверка в отношении специалистов, ответственных за реализацию на территории Республики Башкортостан подпрограммы, и в соответствии с заключением Комиссии Гостроя РБ в отношении начальника отдела реализации социальных жилищных программ – ФИО11, ведущего специалиста-эксперта отдела реализации социальных жилищных программ – ФИО12 за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей было применено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии (приказ Госстроя РБ от дата №...). Сводный список молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальные выплаты в 2018 году был утвержден дата. Задержка в формировании и утверждении списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году произошла в результате того, что с дата подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы досрочно прекратила реализацию, имея в виду, что реализация Подпрограммы будет осуществляться в рамках Основного мероприятия, в связи с чем, с целью приведения в соответствие с федеральным законодательством Гостроем РБ внесены изменения в существующие нормативные документы, регламентирующие реализацию мероприятий, в том числе в государственную программу «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан» утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №.... В настоящее время в Госстрое РБ ведется работа по формированию и утверждению списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат (л.д. 20-24 т. 1).
Список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в 2018 году по адрес утвержден Госстроем РБ дата.
Для проверки юридически значимых обстоятельств из Минстроя России затребованы сведения о причинах не включения Республики Башкортостан в распределение средств и не предоставления средств федерального бюджета в 2018 году по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, а также информацию о том, когда Минстроем России на основании письма от дата №... и поступивших заявок были доведены другим субъектам Российской Федерации сведения о размере представляемых субсидий для реализации Подпрограммы в 2018 году.
Письмом №... от дата Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщило, что заявка Республики Башкортостан поступила в Минстрой России дата (вх. №... от дата), что является нарушением установленного срока предоставления заявки. Указало, что Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (далее - Федеральный Закон № 362-ФЗ) субсидия адрес на реализацию мероприятия по обеспечению жильем молодых семей не была предусмотрена. Следовательно, финансирование в 2018 году мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, проживающих на территории Республики Башкортостан, могло осуществляться исключительно за счет средств регионального и (или) местного бюджетов в установленном порядке.
Также сообщается, что письмом Минстроя России от дата №... до высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации доведена информация об утверждении Федеральным законом № 362-ФЗ распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации, в том числе и на реализацию мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.
Таким образом, Госстроем РБ, как ответственным исполнителем мероприятий по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, допущено нарушение срока подачи заявки об участии Республики Башкортостан в реализации Подпрограммы в 2018 году, в связи с чем адрес не была включена в проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
Госстроем РБ допущено нарушение сроков формирования и утверждения сводного списка молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, который был сформирован и утвержден Госстроем РБ лишь дата, тогда как согласно вышеуказанных Правил и Порядка формирования такой список должен был сформирован и утвержден не позднее дата.
Указанные нарушения повлекли и нарушение сроков формирования и утверждения списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в 2018 году по адрес, который был утвержден Госстроем РБ лишь дата.
Принимая во внимание, что другим субъектам Российской Федерации, подавшим в установленный срок заявку на участие в Подпрограмме, письмом Минстроя Российской Федерации от дата была доведена информация об утверждении Федеральным законом № 362-ФЗ распределения субсидий из федерального бюджета, при надлежащем исполнении Госстроем РБ своих обязанностей по подаче заявки в установленный срок, в силу положений п. 6.3. Порядка формирования списков молодых семей – участников основного мероприятия, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №..., у ответчика возникла бы обязанность по утверждению списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2018 году в течение 20 дней после доведения Минстроем России сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету Республики Башкортостан на планируемый год до Правительства Республики Башкортостан. Такой список должен был быть утвержден в январе 2018 года.
В период действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы семья ФИО17 соответствовала требованиям, предъявляемым к участникам Основного мероприятия, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году, как семья, имеющая 3 детей, она подлежала включению в список семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году в первоочередном порядке, но в связи с несвоевременной подачей ответчиком заявки в Минстрой России повлекло утрату у семьи ФИО17 статуса молодой семьи в связи с достижением одним из супругов 36 летнего возраста.
Действия Госстроя РБ по несвоевременному осуществлению мероприятий по реализации программы обеспечения жильем молодых семей не соответствовали нормам действующего законодательства и, как следствие, повлекли нарушение прав и законных интересов административных истцов.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, у Администрации Орджоникидзевского района ГО адрес не имелось правовых оснований для исключения семьи ФИО17 из числа участников основного мероприятия «Обеспечение молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 10 июня 2019 года подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО17 в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 10 июня 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным распоряжение главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа адрес адрес №... об исключении семьи ФИО17 в составе 5 человек (ФИО3, ФИО6, ФИО1, ФИО4, ФИО5) из числа участников основного мероприятия «Обеспечение молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Обязать Администрацию Орджоникидзевского района городского округа адрес адрес восстановить семью ФИО17 в составе 5 человек (ФИО3, ФИО6, ФИО1, ФИО4, ФИО5) в списках участников основного мероприятия «Обеспечение молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Председательствующий ФИО16
Судьи ФИО15
ФИО19
Справка: судья ФИО14
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...