Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 21.08.2019 |
Дата решения | 02.09.2019 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Турумтаева Гульфия Яудатовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 3a7da1d8-3c26-339a-aa38-f43cef59bf23 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33а-17113/2019
г. Уфа 02 сентября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Турумтаевой Г.Я.,
судей Александровой Н.А., Гибадуллиной Л.Г.
при секретаре Рахимове Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе [СКРЫТО] Н.Р. на решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 07 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Турумтаевой Г.Я., судебная коллегия
установила:
[СКРЫТО] Н.Р. обратилась в суд с иском к администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан о признании незаконным фактического отказа в объединении земельных участков, выраженного в письме администрации № 33/497 от 28 января 2019 года, возложении обязанности принять решение по обращению № 16 от 10 января 2019 года в соответствии с требованиями законодательства, объединении земельных участков в единый земельный участок, взыскании возмещения судебных расходов.
В обоснование требований указано, что на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 628 кв.м., с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: РБ, адрес, с разрешенным использованием: для строительства и обслуживания жилого дома. На указанном земельном участке расположен принадлежащий ей жилой дом.
По договору аренды № 3387-18-52, заключенному 29 ноября 2018 года, администрация передала ей в аренду земельный участок площадью 85 кв.м., с кадастровым номером №..., с разрешенным использованием: для огородничества, расположенный юго-западнее ее домовладения и фактически примыкающий к ее земельному участку.
10 января 2019 года она обратилась к администрации с заявлением об объединении двух указанных земельных участков, представила схему расположения земельных участков, предполагающую образование нового земельного участка путем объединения указанных земельных участков.
В ответ на заявление она получила письмо № 33/497 от 28 января 2019 года с указанием на то, что 23 января 2019 года было проведено заседание комиссии по подготовке к проведению публичных слушаний по вопросу разрешения отклонения от предельных (минимальных и (или) максимальных) параметров земельных участков, расположенных по адресу: РБ, адрес.
Каким результатом закончилось заседание названной комиссии, в письме не было сказано, но к письму было приложено градостроительное заключение, утвержденное 21 января 2019 года, в котором сказано, что предоставление отклонения от предельных минимальных параметров образуемого земельного участка из вышеназванных земельных участков невозможно. Из чего следует, что фактически ответчик отказал в объединении двух земельных участков.
Истец просила после уточнения требований признать незаконным отказ администрации в объединении земельного участка площадью 628 кв.м. с кадастровым номером №... расположенного по адресу: РБ, адрес, с разрешенным использованием: для строительства и обслуживания жилого дома, и земельного участка площадью 85 кв.м., с кадастровым номером №..., с разрешенным использованием: для огородничества, расположенного юго-западнее первого земельного участка, выраженный в письме административного ответчика № 33/497 от 28 января 2019 года; обязать принять решение по обращению №... от 10 января 2019 года; объединить земельные участки в единый земельный участок площадью 713 кв.м., с адресом его расположения: РБ, адрес, с разрешенным использованием: для строительства и обслуживания жилого дома; взыскать затраты, понесенные в связи с обращением в суд с иском, в виде оплаты государственной пошлины в сумме 300 рублей, и оплаты услуг адвоката в сумме 10000 рублей.
Решением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 07 июня 2019 года исковые требования удовлетворены частично.
Постановлено признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца фактический отказ администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, выраженный в письме № 33/497 от 28 января 2019 года, в объединении земельного участка площадью 628 кв.м., с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес, с разрешенным использованием: для строительства и обслуживания жилого дома, и земельного участка площадью 85 кв.м., с кадастровым номером №..., с разрешенным использованием: для огородничества, расположенным юго-западнее первого земельного участка.
Обязать администрацию городского округа город Кумертау Республики Башкортостан принять решение по обращению ФИО1 от 10 января 2019 года № 16 в соответствии с требованиями действующего законодательства, по результатам проведения публичных слушаний.
Отказать в удовлетворении искового требования об объединении земельных участков в единый земельный участок площадью 713 кв.м., с адресом его расположения: адрес, с разрешенным использованием: для строительства и обслуживания жилого дома.
Взыскать с администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан в пользу ФИО1 в возмещение судебных расходов сумму в размере 10300 (десять тысяч триста) рублей.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] Н.Р. ставится вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении исковых требований об объединении земель как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, указывая, что законом проведение публичных слушаний для разрешения вопроса об отклонении от предельных размеров земельного участка не предусмотрено.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив оспариваемое решение, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 6 статьи 11.6 Земельного кодекса РФ при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок.
В соответствии с нормами ст.11.7 Земельного кодекса РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (ч.1 ст.119 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в том числе в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно чч.2, 3 ст.39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В силу ч.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Согласно Правилам землепользования и застройки ГО г. Кумертау, ПЗЗ-2018. Градостроительные регламенты зоны «Ж-1.2»:
Ж-1.2 Зона застройки индивидуальными жилыми домами с земельными участками площадью свыше 0,08 га: перечень видов разрешенного использования земельных участков. Перечень составлен в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года.Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установлены в размерах: 0,08 га минимальная площадь земельного участка; 0,21 га максимальная площадь земельного участка; максимальный коэффициент застройки 40%.
Судом установлено, что в собственности [СКРЫТО] Н.Р. находится жилой дом и земельный участок по адресу РБ, адрес, с кадастровым номером №..., площадью 628 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и обслуживания жилого дома, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.
[СКРЫТО] Н.Р. на основании договора аренды от 29 ноября 2018 года также предоставлен земельный участок по адресу: РБ, адрес, юго-западнее домовладения, с кадастровым номером №..., площадью 85 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для огородничества, без права строительства капитальных сооружений, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, на котором нет объектов недвижимости.
10 января 2019 года [СКРЫТО] Н.Р. обратилась в администрацию ГО г. Кумертау РБ с «заявлением о намерениях» с просьбой объединить земельные участки, общей площадью 713 кв.м.
К заявлению [СКРЫТО] Н.Р. приложена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала №...
28 января 2019 года в адрес [СКРЫТО] Н.Р. направлен ответ за подписью заместителя председателя комиссии по землепользованию и застройке о том, что на основании ее обращения 23 января 2019 года проведено заседание комиссии по подготовке к проведению публичных слушаний по вопросу разрешения отклонения от предельных (минимальные и (или) максимальные) параметров земельных участков, расположенных по адресу РБ, адрес.
К указанному ответу приложено градостроительное заключение б/н от 21 января 2019 года о возможности (невозможности) изменения вида разрешенного использования земельного участка, согласно которому предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок: по виду использования «для индивидуальной жилой застройки»: минимальная площадь земельного участка 0,08 га, максимальная площадь земельного участка 0,21 га, максимальный коэффициент застройки 40%.
Согласно действующим Правилам землепользования и застройки, земельный участок находится в территориальной зоне «Ж-1.2», имеет предельный минимальный параметр 800 кв.м., и максимальный процент застройки 40% (раздел 5 градостроительного заключения).
Согласно пункту 5.1 указанного градостроительного заключения, в связи с тем, что при перераспределении образуется один земельный участок – с условным номером 02:60:010410:ЗУ1, с ВРИЗУ «для индивидуальной жилой застройки», общая площадь будет составлять 713 кв.м. а это в свою очередь меньше допустимого предельно минимального размера в территориальной зоне «Ж-1.2», то в соответствии с п. 1 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ, при распределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
К образуемым и измененным земельным участкам (согласно ст. 11.9 ЗК РФ) применяются требования о соблюдении предельных (максимальные и минимальные) размеров земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, из чего следует, что образование данного участка противоречит нормам градостроительного регламента.
На основании вышеизложенного невозможно предоставление отклонения от предельных минимальных параметров образуемого земельного участка из указанных земельных участков при проведении кадастровых работ по перераспределению земельных участков.
Из представленного МУП «Градостроитель» протокола заседания комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний от 23 января 2019 года № 3 следует, что заседание проведено под председательством заместителя председателя комиссии, главного архитектора администрации ФИО3, обсуждался вопрос о возможности (невозможности) предоставления разрешения или отклонения от предельных (минимальные и (или) максимальные) размеров земельных участков, расположенных по адресу РБ, адрес.
Рекомендовано отклонить разрешение на отклонение от предельных параметров образуемого земельного участка из земельных участков, расположенных по адресу РБ, адрес.
Согласно Правилам землепользования и застройки ГО г. Кумертау, ПЗЗ-2018. Градостроительные регламенты зоны «Ж-1.2»:
Ж-1.2 Зона застройки индивидуальными жилыми домами с земельными участками площадью свыше 0,08 га: перечень видов разрешенного использования земельных участков. Перечень составлен в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года.
Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установлены в размерах: 0,08 га минимальная площадь земельного участка; 0,21 га максимальная площадь земельного участка; максимальный коэффициент застройки 40%. К основным видам разрешенного использования для данной зоны относятся в том числе «для индивидуального жилищного строительства», «для огородничества».
В соответствии с ч.ч.1, 1.1 ст.40 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч.ч.3,4 ст.40 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно Правилам землепользования и застройки ГО г. Кумертау РБ, утвержденным решением Совета ГО г.Кумертау РБ от 20 декабря 2018 года №34-7 правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров, либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики, которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Указанное разрешение может быть выдано только для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Выдача указанного разрешения осуществляется главой Администрации.
Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства направляет заявление о его предоставлении в Комиссию.
К заявлению прилагаются материалы, подтверждающие наличие у земельного участка характеристик из числа указанных в части 1 настоящего пункта и препятствующих эффективному использованию земельного участка без отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Заявление о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства рассматривается Комиссией. Порядок организации проведения общественных обсуждений или публичных слушаний определен в главе 8 раздела I настоящих Правил.
Комиссия по результатам рассмотрения заявки на заседании с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку рекомендаций главе Администрации о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе Администрации.
Частично удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что обращение [СКРЫТО] Н.Р. было основанием для проведения публичных слушаний, поскольку законодательством запрещено формировать земельные участки меньшей площади, чем установлено градостроительным регламентом.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
Довод жалобы о том, что участки уже сформированы в натуре, и для разрешения обращения истца не требовалось проведения публичных слушаний, суд полагает несостоятельным, поскольку в данном случае при перераспределении земель существующие в настоящее время земельные участки прекращают свое существование и образуется новый земельный участок, а поскольку площадь вновь образуемого земельного участка будет составлять 713 кв.м., то есть менее установленного предельного минимального параметра (800 кв.м.), установленного Правилами, то для разрешения данного вопроса, в соответствии со ст. 40 ГрК РФ, требуется проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров площади земельного участка.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 308-310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 07 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] Н.Р. – без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
судьи Н.А. Александрова
Л.Г.Гибадуллина
Справка: судья Сафаров Р.Ф.