Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 03.07.2019 |
Дата решения | 17.07.2019 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления) |
Судья | Портнова Лидия Викторовна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 82b95c75-620f-3efb-96dd-10ce42e61ec1 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
по делу № 33а-13651/2019
17 июля 2019 года г.Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Якуповой Н.Н.,
судей Портновой Л.В.,
Фахретдиновой Р.Ф.,
при секретаре Романовой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Галеева Ш. М. на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 07 февраля 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска [СКРЫТО] P.P. к Администрации ГО г. Уфа РБ, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа, заместителю начальника Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы РБ Гарипову А.Х. о признании незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа от 05.02.2018г. №№..., обязании Администрацию ГО г. Уфа РБ сформировать земельный участок и провести государственный кадастровый учет земельного участка многоквартирного дома №25/1 по ул. Октябрьской революции г. Уфы РБ с учетом заключенного собственниками дома и ООО Селена Соглашения от 03.10.2011г., отказать.
Заслушав доклад судьи Портновой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] Р.Р. обратился в суд с административным иском к Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, заместителю начальника Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Гарипову А.Х. о признании незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан от 05.02.2018г. №№..., о возложении обязанности сформировать земельный участок и провести государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом №... по адрес с учетом заключенного собственниками дома и ООО «Селена» соглашения от дата, возложении обязанности снять ограничения прав собственников адрес Требования мотивированы тем, что дата истец приобрел адрес в 4-х квартирном адрес. Указанный многоквартирный дом расположен на территории квартала №... адрес, является объектом культурного наследия и принят под государственную охрану.
При доме имеется огороженный земельный участок для обслуживания жилого дома. дата застройщик квартала 531 ООО «Селена» и собственники адрес во исполнение постановлений главы Администрации ГО адрес РБ №... от дата и №... от дата провели согласование уступок части земельного участка адрес под строительство ООО «Селена» и заключили Соглашение, где в пунктах 1.2 и 2 были определены границы и размеры земельного участка для обслуживания адрес. В декабре 2017 года, руководствуясь ст. 16 Вводного закона ЖК РФ и 32 ЖК РФ, истец обратился в Администрацию адрес с заявлением о формировании земельного участка дома в размерах, указанных в пунктах 1.2 и 2 Соглашения от дата, и проведении его государственного учета. Однако письмом № Д-498 Администрации отказала в требованиях истца, с чем истец не согласен. Руководствуясь постановлением главы Администрации ГО адрес РБ №... от дата, Администрация города наложила обременение на квартиры адрес, ограничив права собственников – исключила возможность полноценного распоряжения своей собственностью. Истец просил, с учетом уточненного административного иска, признать отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО адрес от 05.02.20148 №Д-498 незаконным, обязать Администрацию городского округа адрес сформировать земельный участок и провести государственный кадастровый учет земельного участка адрес революции в адрес с учетом заключенного между ООО «Селена» и собственниками соглашения от дата, обязать Администрацию городского округа адрес снять ограничения прав собственников адрес.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец, его представитель по устному ходатайству (заинтересованное лицо) Галеев Ш.М. отказались от исковых требований к ответчикам: Управлению Росреестра по РБ, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, а также от требований о возложении на Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан обязанности снять ограничения прав собственников адрес.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе председатель правления Галеев Ш.М. просит решение отменить, принять новое об удовлетворении требований, указывая в обосновании доводы, аналогичные доводам административного искового заявления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом первой инстанции установлено, что административный истец [СКРЫТО] Р.Р. является собственником жилого помещения с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес. Дата регистрации права собственности дата
Согласно выписки из ЕГРН от 13.06.2018 г.:
- собственниками жилого помещения с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес являются ФИО34. по 13 доли в праве. Дата регистрации права собственности 02.07.2002;
- собственниками жилого помещения с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес, являются ФИО35. - по 16 доли в праве. Дата регистрации права собственности дата. Зарегистрировано ограничение с дата в пользу МО ГО адрес РБ на основании постановления главы Администрации ГО адрес РБ №... от дата. Дата регистрации ограничения дата;
- собственником жилого помещения с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес, является Галеев Ш.М. Дата регистрации права собственности дата.
Постановлением главы Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан №... от дата изъяты для муниципальных нужд земельные участки, в том числе по адресу: адрес революции адрес, после выкупа жилых помещений и компенсации убытков, связанных с изъятием земельных участков, за счет средств ООО «Селена». Образованный в результате перераспределения земельный участок предоставлен ООО «Селена» для проектирования и строительства жилых домов.
Письмом от дата №... Отдел по сохранению недвижимого культурного наследия Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан сообщило Галееву Ш.М., что не возражает против передачи земельного участка под домом №... по адрес и прилегающей территории указанного здания - памятника при условии соблюдения собственниками требований федерального и республиканского законодательства об объектах культурного наследия.
дата и.о. прокурором адрес М.З. Дулкарнаевым в адрес главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан внесено представление о недопустимости сноса объектов культурного наследия на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №... от дата.
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №... от дата ООО «Селена» разрешена разработка проекта планировки и межевания территории квартала №..., ограниченного адрес.
дата между ООО «Селена» и собственниками жилого адрес (именуемые – собственники) заключено соглашение об уступке земельного участка под строительство и определении границ земельного участка, согласно условиям которого, собственники уступают часть земельного участка для строительства застройщиком жилого дома за пределами охранной зоны памятников культуры в границах Плана земельного участка. На указанном плане стороны определили границы земельного участка, передаваемого для строительства жилого дома, и части земельного участка, сохраняемого для обслуживания жилого дома.
дата административный истец [СКРЫТО] Р.Р. обратился с заявлением в администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан сформировать земельный участок и провести государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом №... по адрес с учетом заключенного с собственниками дома и ООО «Селена» соглашения от 03.10.2011 г.
В ответ на данное заявление Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом № №... от 05.02.2018 г. сообщило о том, что в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, осуществляется посредством подготовки проектов межевания застроенных территорий, которые утверждаются органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний. Образование земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Проект межевания данного квартала не разрабатывался, образование и постановка испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет не представляется возможным.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции, исходил из того, что поскольку жилой адрес адрес расположен в квартале, застроенном многоквартирными домами, то образование земельного участка под жилым домом №... по адрес на основании заключенного между собственниками дома и ООО «Селена» соглашения от дата, противоречит Земельному кодексу Российской Федерации.
Если испрашиваемый земельный участок расположен в пределах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование земельного участка должно осуществляться только на основе проекта межевания территории.
Суд также пришел к выводу о том, что административный истец пропустил срок на обращение в суд с требованием о признании незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы РБ, что является самостоятельным основанием для отклонения требований искового заявления, поскольку в суд с первоначальным исковым заявлением [СКРЫТО] Р.Р. обратился 28 апреля 2018 года, только 19 декабря 2018 г. административный истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО Г. Уфа от 05.02.2018 г. №№....
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).
Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П).
В таком случае публичный орган обязан подготовить документацию по планировке территории, в состав которой входит проект межевания территории квартала, в соответствии с правилами статей 45 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), после чего сформировать участок, который переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", следовательно, заявитель вправе требовать формирования границ этого участка, в том числе, в случаях, когда на земельном участке расположен объект культурного наследия.
Статьей 5 Федерального Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Реестр, относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным законом.
Пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 этого кодекса.
Правовой режим земель историко-культурного назначения регламентирован статьей 99 названного кодекса. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением (пункт 2). Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством (пункт 3).
Исходя из приведенных норм владение, пользование и распоряжение земельными участками в границах (и вне границ) населенных пунктов, расположенных на территории объекта культурного наследия, должно осуществляться с учетом установленных законом ограничений и целевого назначения.
Отказ Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и не соответствует частям 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса, статье 16 Вводного закона, пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что административные исковые требования [СКРЫТО] Р.Р. подлежали удовлетворению.
Разрешая спор по существу, судебная коллегия учитывает, что 03 октября 2011 года между ООО «Селена» и собственниками жилого адрес в лице представителя Галева Ш.М. было заключено Соглашение об уступке земельного участка под строительство и определении границ земельного участка под строительство и определении границ земельного участка, по условиям которого собственники уступают часть земельного участка, занятого под сады собственников для строительства застройщиком жилого дома за пределами охранной зоны памятников культуры в границах Плана земельного участка, прилагаемого к настоящему соглашению (Приложение №...).
Со дня передачи земельного участка застройщику все права землепользователей на передаваемый участок прекращаются. Передаваемый участок должен быть передан собственниками адрес по Акту в день полного расчета застройщика с собственниками адрес по компенсационным выплатам за плодовые деревья (п. 1.1). Собственники сохраняют за собой земельный участок для обслуживания указанного дома, находящегося в охранной зоне памятников культурного наследия ...». Длина сохраняемого участка определяется сторонами по взаимному согласию в пределах 50 м от красной линии жилой застройки (внешней стены дома) адрес до границы передаваемого участка. Ширина сохраняемого участка составляет 32 метра и ограничена границами сохраняемого участка с соседними участками справа и слева от адрес.
Судебная коллегия также полагает ошибочными выводы суда первой инстанции о пропуске срока на обращение в суд с требованием о признании незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, поскольку в суд с первоначальным исковым заявлением [СКРЫТО] Р.Р. обратился 28 апреля 2018 года, только 19 декабря 2018 г. административный истец уточнил исковые требования и просил признать незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО Г. Уфа от 05.02.2018 г. №....
Как усматривается из искового заявления, истец фактически оспаривал отказ в формировании земельного участка и проведении государственного кадастрового учета земельного участка многоквартирного адрес, выраженный в письме Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 05.02.2018 г. №Д-№....
Поскольку отказ в удовлетворении административного иска ведет к нарушению принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, что противоречит положениям подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 07 февраля 2019 года с принятием по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований [СКРЫТО] Р.Р.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение К. районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 07 февраля 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным отказ, выраженный в письме Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 05.02.2018 г. №№...
Возложить на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан сформировать земельный участок и провести государственный кадастровый учет земельного участка многоквартирного адрес с учетом заключенного собственниками дома и ООО Селена Соглашения от 03.10.2011г.
Председательствующий Якупова Н.Н.
Судьи Портнова Л.В.
Фахретдинова Р.Ф.
Справка: судья Ивченкова Ю.М.