Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 20.06.2018 |
Дата решения | 02.07.2018 |
Категория дела | Гл. 29 КАС РФ -> Об установлении, о продлении, досрочном прекращении... -> об установлении административного надзора |
Судья | Портнова Лидия Викторовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 1c6e539f-d277-397f-9856-05f0efab1a48 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
дело №33а-13125/2018
02 июля 2018 года г.Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Осетровой З.Х.
судей Портновой Л.В.
Якуповой Н.Н.
с участием прокурора Сафина А.Р.
при секретаре Тарасовой Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе [СКРЫТО] Е. В. на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 20 апреля 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление начальника ОМВД России по адрес ФИО6 к [СКРЫТО] Е. В. об установлении административного надзора, удовлетворить частично.
Установить в отношении [СКРЫТО] Е. В., дата года рождения, административный надзор на срок погашения судимости 8 лет до 10.06.2023 года с установлением следующих административных ограничений:
-запретить пребывание в местах распития спиртных напитков;
-запретить пребывание вне жилого или иного помещения, избранного им при освобождении местом его жительства или пребывания, в период с 22.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с исполнением своих функциональных обязанностей по месту работы или лечения;
-запретить выезд за пределы муниципального образования, которое им избрано при освобождении местом жительства или пребывания, без уведомления контролирующего органа Отдела МВД России по месту жительства или по фактическому месту нахождения;
-обязать являться для регистрации в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 (два) раза в месяц в дни, установленные органом внутренних дел;
- запретить посещение мест проведения массовых и иных праздничных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
Срок административного надзора в отношении [СКРЫТО] Е. В. исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Начальник ОМВД России по г. Салавату Фахретдинов И.М. обратился в суд с административным иском, в котором просил установить административный надзор в отношении [СКРЫТО] Е. В. со следующими ограничениями сроком до 10.06.2023 года: запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства с 22.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с исполнением своих функциональных обязанностей по месту работы; запретить выезд за пределы городского округа адрес без уведомления контролирующего органа Отдела МВД ФИО3 по адрес; обязать его являться не менее 4 раз в месяц в контролирующий орган Отдел МВД ФИО3 по адрес; запретить посещение мест проведения массовых и иных праздничных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запретить пребывание в местах распития спиртных напитков.
Требования обоснованы тем, что [СКРЫТО] Е.В., дата года рождения, состоящий на учете в Отделе МВД ФИО3 по адрес как лицо, ранее судимое за ряд тяжких преступлений: осужден приговором мирового судьи судебного участка №... по адрес от 22.09.2003г. по ст. №... УК РФ к 1 году 4 мес. лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ условно на 1 год; осужден приговором адрес адрес от 16.05.2005г. по ст. №... УК РФ к 8 №.... лишения свободы, на основании ст.70, 74 УК РФ частично присоединено не отбытое наказание по приговору мирового судьи судебного участка №... адрес от 22.09.2003г. - всего к отбытию назначено №.... лишения свободы, освобожден 07.06.2011г. на основании постановления адрес адрес от 27.05.2011г. условно-досрочно на 3 года 17 дней, конец срока 14.06.2014г.; осужден приговором адрес от 28.05.2012г. по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 5 годам лишения свободы. Постановлением адрес от 03.03.2014г. срок наказания снижен до 4 лет 9 месяцев лишения свободы, освобожден 10.06.2015г. по постановлению адрес от 10.06.2015г. условно-досрочно на не отбытый срок наказания на 1 год 2 мес. 29 дней, конец срока 30.06.2016.г. Таким образом, [СКРЫТО] Е.В., имеющий не погашенную судимость при опасном рецидиве, подпадает под действие Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] Е.В. просит решение суда первой инстанции отменить, либо сократить срок административного надзора до минимального, указывая в обоснование, что суд не учел при рассмотрении дела смягчающие обстоятельства, что за период нахождения на свободе после отбытия наказания, встал на путь исправления, состоит в гражданском браке, имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка, ни разу не привлекался органами полиции за какие-либо нарушения, ведет здоровый образ жизни, работа носит разъездной характер.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, выслушав заключение прокурора Сафина А.Р., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии со ст. 272 КАС РФ суд рассматривает дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В соответствии с ч.2 ст. 270 КАС РФ, административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд органом внутренних дел в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
Из разъяснений, указанных в п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.
Органами внутренних дел осуществляется наблюдение за соблюдением лицом, в отношении которого установлены административные ограничения, таких ограничений.
Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в данном Федеральном законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 ст. 3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При этом частью 3 ст. 3 названного Федерального закона установлено, что в отношении указанного в части 1 данной статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный надзор независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 ст. 3 названного Федерального закона устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (часть 2 статьи 3 Закона об административном надзоре).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приговором Архангельского районного суда Республики Башкортостан от 16.05.2005г. [СКРЫТО] Е.В. осужден по ст. №... УК РФ к №... лишения свободы, на основании ст.70, 74 УК РФ частично присоединено не отбытое наказание по приговору мирового судьи судебного участка №... адрес от дата - всего к отбытию назначено №... лишения свободы, освобожден 07.06.2011г. на основании постановления адрес адрес от 27.05.2011г. условно-досрочно на 3 года 17 дней, конец срока 14.06.2014г.
При назначении наказания суд учитывал наличие особо опасного рецидива преступлений.
Также [СКРЫТО] Е.В. осужден приговором адрес от 28.05.2012г. по ч. №... УК РФ и назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы. На основании ст.79 ч. 7 п. «в» УК РФ отменено условно-досрочное освобождение по Постановлению адрес от датаг. В соответствии со ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединена не отбытая часть наказания по приговору адрес от датаг. и окончательно назначено наказание в виде 5 (пяти) лет лишения свободы без штрафа, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Отягчающим обстоятельством в действиях [СКРЫТО] Е.В. при совершении преступления, суд признал наличие опасного рецидива преступления.
Освобожден [СКРЫТО] Е.В. условно-досрочно по постановлению адрес от 10.06.2015г. условно-досрочно на не отбытый срок наказания на 1 год 2 месяца 29 дней. Конец срока 30.06.2016г.
Из представленной характеристики, выданной начальником УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по адрес ФИО7 следует, что [СКРЫТО] Е.В. проживает по адресу: адрес, по месту жительства со слов соседей характеризуется удовлетворительно, неоднократно привлекался к уголовной ответственности. В отделе МВД России по городу Салавату состоит на профилактическом учете как лицо ранее судимое. Склонен к совершению административных правонарушений и повторных преступлений.
Суд первой инстанции правомерно указал, что в связи с тем, что [СКРЫТО] Е.В. осужден за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, имеются основания для удовлетворения искового заявления административного истца об установлении в отношении осужденного административного надзора для предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2017 года N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно применены вышеуказанные нормы права, и рассматривая заявленные требования начальника ОМВД России по адрес ФИО6 к [СКРЫТО] Е. В. об установлении административного надзора, суд исходил из того, что с учетом того, что наказания назначены судом по приговорам от дата, дата, судимость по указанным приговорам у [СКРЫТО] Е.В. не погашена и не снята, административный надзор должен быть установлен с учетом установленных указанными приговорами обстоятельств.
Поскольку на момент вынесения приговора адрес от дата, которым [СКРЫТО] Е.В. признан виновным в совершении особо тяжкого преступления, согласно п. "д" ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ судимость погашалась в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания, то с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года, суд правомерно посчитал необходимым установить в отношении [СКРЫТО] Е.В. административный надзор на срок 8 лет, то есть до 10 июня 2023 года, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, установив ограничения, характер которых определен с учетом конкретных обстоятельств данного дела.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом изложенных выше положений Закона об административном надзоре, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что на основании части 2 статьи 3, пункта 2 части 1 и пункта 1 части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре в отношении [СКРЫТО] Е.В. административный надзор подлежит установлению на срок погашения судимости в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, то есть в данном случае за преступления, совершенные при опасном рецидиве преступлений.
Обстоятельства, устраняющие основания для установления [СКРЫТО] Е.В. административного надзора в ходе рассмотрения дела, не возникли.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что установленные судом первой инстанции административные ограничения, как и срок административного надзора, признаются правильными и отвечающими требованиям законодательства.
Выбранные административные ограничения не являются произвольными, направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения. Оснований для отмены или изменения административных ограничений судебная коллегия не усматривает.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] Е.В. просит сократить срок административного надзора.
Судебная коллегия полагает, что оснований для снижения указанного срока не имеется. Судом первой инстанции при установлении срока административного надзора обоснованно были учтены данные о личности осужденного, характер и степень общественной опасности совершенного [СКРЫТО] Е.В. преступления. Кроме того, установленный судом срок административного надзора способствует предупреждению совершения данным лицом преступлений и других правонарушений.
Вопреки доводам жалобы административный надзор не является наказанием, а представляет собой согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Задачами административного надзора в соответствии со ст. 2 названного Закона являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
При этом судебная коллегия учитывает, что в дальнейшем, в случае добросовестного соблюдения установленных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства, поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 20 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] Е. В. – без удовлетворения.
Председательствующий Осетрова З.Х.
Судьи Портнова Л.В.
Якупова Н.Н.
Справка: судья Пономарева И.Н.