Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 20.06.2018 |
Дата решения | 04.07.2018 |
Категория дела | Гл. 32 КАС РФ -> Прочие о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 32 КАС РФ, в т.ч. рассматриваемые в порядке главы 11.1 КАС РФ) |
Судья | Портнова Лидия Викторовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 75ca556a-ba48-304c-8ab8-4f863c60ec6c |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
по делу № 33а-13098/2018
04 июля 2018 года г.Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Осетровой З.Х.
судей Портновой Л.В.
Якуповой Н.Н.
при секретаре Арутюнянц К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №40 по Республике Башкортостан Марнюкова А.В. на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 08 мая 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 40 по Республике Башкортостан к [СКРЫТО] А. А. о взыскании неуплаченной суммы пени по транспортному налогу в размере 6 717,89 рублей, - отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №40 по Республике Башкортостан обратилась в суд с административными исковыми требованиями к [СКРЫТО] А. А. о взыскании неуплаченной суммы пени по транспортному налогу в размере 6 717,89 рублей,
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №40 по Республике Башкортостан просит решение суда отменить, принять новое, указывая в обосновании доводов, что в соответствии со ст. 69 НК РФ Инспекция направила в адрес налогоплательщика требование об уплате налога от 24.03.2017 №....
Сумма задолженности по требованию об уплате налога от 24.03.2017 №... составила 7457,16 руб. (пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество), срок для добровольной уплаты до 16.05.2017 (срок на обращение в суд до 16.11.2017).
Требование об уплате налога от 24.03.2017 №... направлено 28.03.2017 [СКРЫТО] А.А. по месту жительства (адрес), почтовый идентификатор: №... (по данным сайта: www.pochta.ru/tracking#№..., заказное письмо получено адресатом 13.04.2017).
На дату подачи административного искового заявления по вышеуказанному требованию задолженность по пени по транспортному налогу составила 6 717,89 руб. (с учетом уплаты от 18.07.2017 пени по транспортному налогу в размере 706,55 руб., а также перерасчета (уменьшения) пени по налогу на имущество в размере 32,72 руб.).
Налогоплательщиком уплата задолженности по транспортному налогу производилась с нарушением установленного законом срока (несвоевременно), поэтому производилось начисление пени на имеющуюся недоимку по налогу.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя [СКРЫТО] А.А. – Гаеткулова Э.Н., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления, в случае если налог начисляется налоговым органом.
Исходя из п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. п. 1, 2, 5, 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации Ф требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете,
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате транспортного налога возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации регламентирована процедура принудительного взыскания задолженности, порядок и сроки реализации.
Анализ норм налогового законодательства позволяет сделать вывод о том, что пеня, как мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, следует его судьбе, то есть при наличии возможности - установленных Налоговым кодексом Российской Федерации процедур и сроков - взыскания налога может быть взыскана и начисленная пеня за несвоевременную уплату такого налога.
Налоговый орган не представил доказательств возможности взыскания спорных сумм пеней, то есть доказательств того, что с учетом установленных ст. ст. 45, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации сроков и процедур, возможность взыскания суммы налога, на которую начислены пени, не утрачена.
Напротив, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в материалах дела имеются налоговые уведомления №... от 05.06.2014, направленное 24.06.2014 года по адресу: адрес (л.д.7,9) и №... от 19.04.2015 года, направленное 03.05.2015 года по адресу: адрес (л.д. 10, 12).
Название улицы и номер дома при этом не указаны, что нельзя признать надлежащим уведомлением.
В ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям о регистрации отдела адресно-справочной работы УВМ МВД по РБ - [СКРЫТО] А. А. с 01 августа 2008 года был зарегистрирован по адресу адрес.
При таких обстоятельствах учитывая, что по месту регистрации налогоплательщика уведомления и требования налоговым органом не направлялись, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административным истцом не представлены допустимые доказательства возникновения у налогоплательщика обязанности по оплате налога.
Поскольку отсутствуют основания для выводов о возникновении у административного ответчика обязанности по оплате задолженности, соответственно отсутствуют и основания для начисления пени.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 08 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №40 по Республике Башкортостан Марнюкова А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Осетрова З.Х.
Судьи Портнова Л.В.
Якупова Н.Н.
Справка: судья Соколова И.Л.