Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 09.06.2018 |
Дата решения | 25.06.2018 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Минеева Вероника Викторовна |
Результат | административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом |
Судебное решение | Есть |
ID | 026f3c37-bf5e-3d90-a279-a02be241b7ce |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №33А-12392/2018
г.Уфа 25 июня 2018 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Турумтаевой Г.Я.,
судей Минеевой В.В., Смирновой О.В.,
при секретаре Рахматуллине И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя [СКРЫТО] А.Л. – Федоровой К.Н. на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 апреля 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Минеевой В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] А.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан о признании незаконным отказа в изменении налоговой ставки в отношении объекта недвижимого имущества, установлении налоговой ставки в отношении объекта недвижимого имущества.
Требования мотивированы тем, что в адрес административного истца было направлено налоговое уведомление № 24045740 от 20 сентября 2017 г., согласно которому рассчитан налог на имущество физических лиц за 2016 г. в отношении принадлежащего ей объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами №... по налоговой ставке равной 2 %, чем нарушены ее права и свободы, а само решение незаконно и противоречит действующему законодательству. Не согласившись с применением вышеуказанной налоговой ставки, письмом от 11 января 2018 г. [СКРЫТО] А.Л. обратилась в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан с жалобой. Письмом от 12 января 2018 г. № 11-08/001063Г Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан в пересмотре приведенной налоговой ставки отказано.
Административный истец считает, что данным решением нарушены ее права и свободы, поскольку оно противоречит действующему законодательству, позволяющему, по ее мнению, оплатить за 2016 г. налог на имущество физических лиц в отношении вышеуказанных объектов недвижимого имущества по налоговой ставке 0,5% от его кадастровой стоимости.
В связи с этим административный истец просит суд признать незаконным отказ Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан в изменении налоговой ставки на 0,5% по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами №... выраженный в письме Межрайонной ИФНС России №1 по РБ от 12 января 2018 г. №11-08/0010063Г, установить подлежащей исчислению налоговую ставку по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами №... в размере 0,5% от кадастровой стоимости.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 апреля 2018 г. в удовлетворении данных административных исковых требований [СКРЫТО] А.Л. отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, представитель [СКРЫТО] А.Л. – Федорова К.Н. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить административные исковые требования в полном объеме, указывая в обоснование жалобы на то, что судом первой инстанции не верно истолкованы положения пункта 2 статьи 375 и ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; не дана правовая оценка отсутствию принадлежащих ей на праве собственности объектов в утвержденном Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на 2016 г. Перечне объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; вопреки выводам суда [СКРЫТО] России по РБ является надлежащим ответчиком по делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 151 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителей [СКРЫТО] А.Л. – Федорову К.Н. и Симонова В.Ю., представителя [СКРЫТО] России по РБ Яхина Р.Ф., представителя Межрайонной ИФНС России № 1 по РБ Ямалетдинова Р.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции от представителя [СКРЫТО] А.Л. – Федоровой К.Н. поступило письменное заявление об отказе от административных исковых требований в части установления подлежащей исчислению налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами №... в размере 0,5 % от кадастровой стоимости, указав, что последствия отказа от заявленных требований ей известны и понятны.
В силу части 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.
Согласно части 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
При таких обстоятельствах, учитывая, что право на полный или частичный отказ от исковых требований прямо оговорено в выданной Федоровой К.Н. доверенности № 1-3477 от 21 ноября 2017 г., отказ представителя административного истца от требований об установлении подлежащей исчислению налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами №... в размере 0,5% от кадастровой стоимости не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судебная коллегия считает возможным принять указанный отказ, в связи с чем, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований [СКРЫТО] А.Л. об установлении подлежащей исчислению налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами №... в размере 0,5% от кадастровой стоимости подлежит отмене, а производство по данным требованиям - прекращению.
Проверяя решение суда в остальной части, судебная коллегия исходит из следующего.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества предоставлено субъекту Российской Федерации Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3), а также статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит в том числе единый недвижимый комплекс и иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 4 и 6 соответственно пункта 1 названной статьи).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 этой же статьи, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации установил единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (статья 402 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, а именно административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Законом Республики Башкортостан от 30 октября 2014 г. № 142-з «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 г.Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26 ноября 2014 г. № 37/4 «О налоге на имущество физических лиц», вступившим в силу с 1 января 2015 г., введен на территории названного муниципального образования налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Пунктом 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. №180 «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» установлено, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение: а) вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, б) перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Вышеуказанным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. №180 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Порядок).
Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - объекты), и процедуры осуществления Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство) мероприятий по формированию и актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее соответственно - мероприятия, Перечень).
Согласно пункту 2.1 Порядка, на основании ежегодно представляемого Управлением Росреестра по Республике Башкортостан перечня объектов недвижимого имущества, выгруженного из баз данных Автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в соответствии с составом сведений, определенным Федеральной налоговой службой России (далее - реестр недвижимого имущества), Министерство:
а) проводит обработку реестра недвижимого имущества в разрезе наименований объектов;
б) в срок до 1 сентября текущего года формирует предварительный Перечень на предстоящий налоговый период и размещает его на официальном сайте Министерства;
в) в срок не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организации с учетом рассмотрения обращений собственников объектов недвижимости и (или) их уполномоченных представителей (далее - заявители) по вопросам, касающимся определения вида фактического использования объектов:
формирует Перечень на очередной налоговый период и размещает его на официальном сайте Министерства;
направляет утвержденный на очередной налоговый период Перечень в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан;
г) в целях актуализации Перечня в течение налогового периода на основании обращений заявителей о внесении изменений в Перечень проводит мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с Методикой.
В Перечень включаются здания (строения, сооружения) и помещения в них (пункт 2.2 Порядка).
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что [СКРЫТО] А.Л. является собственником помещений с кадастровыми номерами №... в административно – деловом центре с кадастровым номером №... по адресу: адрес
20 сентября 2017 г. административному истцу направлено налоговое уведомление Межрайонной ИФНС России № 1 по РБ об оплате налога на имущество физических лиц в отношении данного объекта недвижимого имущества за 2016 г., рассчитанного по налоговой ставке в размере 2,00 % от его кадастровой стоимости (л.д. 13).
Не согласившись с данным размером налоговой ставки, 11 января 2018 г. [СКРЫТО] А.Л. обратилась к [СКРЫТО] России по РБ с соответствующей жалобой (л.д. 9-10).
12 января 2018 г. письмом Межрайонной ИФНС России № 1 РБ от 12 января 2018 г. по поручению [СКРЫТО] России по РБ в пересмотре приведенной налоговой ставки было отказано (л.д. 11).
Проверяя законность данного отказа, суд исходил из того, что Приказом Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Башкортостан от 30 ноября 2015 г. № 1818 «О внесении изменений в Приказ от 11 сентября 2015 г. № 1433 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» утвержден уточненный перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень).
В данный Перечень в числе прочего включен административно-деловой центр с кадастровым номером №... в котором расположено помещение административного истца.
Приказ Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Башкортостан от 30 ноября 2015 г. № 1818 «О внесении изменений в Приказ от 11 сентября 2015 г. № 1433 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения данного объекта в Перечень на момент рассмотрения обращения [СКРЫТО] А.Л. не оспорен и незаконным не признан, [СКРЫТО] А.Л. факт наличия у объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 02:55:010620:93 статуса административно-делового центра подтверждает.
Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 26 ноября 2014 г. № 37/4 «О налоге на имущество физических лиц» налоговая ставка в отношении включенных в Перечень объектов налогообложения установлена в размере 2,00% от их кадастровой стоимости.
Таким образом, исчисляя сумму налога на имущество физических лиц, налоговые органы используют данные об объектах налогообложения (в том числе об их кадастровой стоимости), полученные из регистрирующих органов (органов кадастрового учета).
Следовательно, налоговые органы не наделены полномочиями по включению в перечень (исключению из перечня) объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество для здания, а также для всех входящих в него помещений вне зависимости от количества собственников здания и помещений в нем должна определяться как его кадастровая стоимость.
С учетом изложенного, и согласно разъяснениям, данным в письме Министерства финансов Российской Федерации от 19 февраля 2018 г. № 03-05-05-01/9989, если назначение здания определено как административно-деловой или торговый центр и данный объект включен в Перечень на очередной налоговый период, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
Оценив данные обстоятельства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый административным истцом отказ является законным и обоснованным, поскольку на момент рассмотрения жалобы [СКРЫТО] А.Л.. административно-деловой центр с кадастровым номером 02:55:010620:93 значился в Перечне, для приведенных в котором объектов налоговая ставка была установлена в размере 2,00% от их кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, с выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных [СКРЫТО] А.Л. требований о признании данного отказа незаконным судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дана правовая оценка отсутствию принадлежащего ему на праве собственности объекта в Перечне, являлись предметом подробного исследования суда первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия полагает возможным согласиться.
Так, как правильно указал суд, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от включения (или отсутствия) этих помещений в Перечне.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно истолкованы нормы материального права, а именно, статьи 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, выражают субъективное мнение апеллянта о том, как должно быть рассмотрено дело, на правильность принятого судебного постановления не влияют.
Доводы апелляционной жалобы о не согласии с выводом суда о том, что [СКРЫТО] России по РБ является не надлежащим ответчиком по делу, сами по себе основаниями для отмены или изменения правильного по существу судебного акта не являются, о наличии правовых оснований для иного разрешения спора не свидетельствуют. Требования [СКРЫТО] А.Л. о признании незаконным отказа в изменении налоговой ставки в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами №... были рассмотрены судом по существу и признаны необоснованными. Правильное по существу решение не может быть отменено по формальным основаниям.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они так же направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требований [СКРЫТО] А.Л. о признании незаконным отказа [СКРЫТО] России по РБ в изменении налоговой ставки на 0,5 % по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами №... постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 апреля 2018 г. отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований [СКРЫТО] А.Л. об исчислении налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц за 2016 г.
В отмененной части принять новое решение.
Принять отказ от административных исковых требований [СКРЫТО] А.Л. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан об исчислении налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц за 2016 г.
Прекратить производство по делу в части административных исковых требований [СКРЫТО] А.Л. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан об исчислении налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц за 2016 г.
В остальной части решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя [СКРЫТО] А.Л. – Федоровой К.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Л.Р. Насырова