Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 05.06.2019 |
Дата решения | 19.06.2019 |
Категория дела | Гл. 29 КАС РФ -> Об установлении, о продлении, досрочном прекращении... -> об установлении административного надзора |
Судья | Гаиткулова Фарида Салютовна |
Результат | решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение) |
Судебное решение | Есть |
ID | 33984768-b43a-3d36-96e7-e449f059f46e |
№33a-l 1741/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Уфа 19 июня 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мугиновой Р.Х.,
судей: Гаиткуловой Ф.С. и Субхангулова А.Н.,
с участием прокурора Сафина А.Р.
при секретаре Тутаевой Л.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе [СКРЫТО] Л.Н. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 12 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гаиткуловой Ф.С, судебная коллегия
установила:
Начальник ФКУ ИК-21 УФСИН России по РБ Драволин П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к [СКРЫТО] Л.Н. об установлении административного надзора. В обоснование административного иска указал, что [СКРЫТО] Л.Н. осужден 20 апреля 2016 года ... районным судом ... по ... УК РФ к 3 годам 4 месяцам лишения свободы, в исправительной колонии общего режима. Освобождается по отбытию срока наказания 11 августа 2019 года. За весь период отбывания наказания характеризуется положительно, содержится в облегченных условиях отбывания наказания, за время отбывания наказания неоднократно допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что объявлено 2 выговора, так же имеет пять поощрений. В связи с тем, что [СКРЫТО] Л.Н. освобождается из мест лишения свободы и имеет непогашенную и неснятую судимость за совершения преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в целях предупреждения совершения [СКРЫТО] Л.Н. преступлений и других правонарушений, в целях защиты государственных и общественных интересов имеются основания для установления административного надзора и установления ограничений.
Административный истец просил установить административный надзор в отношении [СКРЫТО] Л.Н. сроком на 8 лет, одновременно установив ограничения: обязать являться в ОВД по месту жительства для регистрации 2 раза в месяц, запретить пребывание данного лица вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период времени с 23.00 часов до 07.00 часов на период установления административного надзора, запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, развлекательных заведений на период установления административного надзора, запретить на срок действия административного надзора выезд за пределы населенного пункта, являющимся местом жительства либо пребывания, без разрешения органов внутренних дел, если это не связано с его трудовой деятельности, запретить пребывание вблизи учебных заведений, детских садов.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 12 апреля 2019 года постановлено:
административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-21 УФСИН России по Республике Башкортостан к [СКРЫТО] Л.Н. об установлении административного надзора - удовлетворить.
В отношении [СКРЫТО] Л.Н., дата года рождения, уроженца адрес, зарегистрированного по адресу: адрес установить административный надзор сроком на 8 (восемь) лет.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки [СКРЫТО] Л.Н. на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Одновременно установить [СКРЫТО] Л.Н. следующие ограничения:
1) обязать являться в ОВД по месту жительства для регистрации 4 раза в месяц,
2) запретить пребывание данного лица вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период времени с 23.00 часов до 07.00 часов на период установления административного надзора, если это не связано с его трудовой деятельностью.
3) запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, развлекательных заведений на период установления административного надзора,
4) запретить на срок действия административного надзора выезд за пределы населенного пункта, являющимся местом жительства либо пребывания, без разрешения органов внутренних дел, если это не связано с его трудовой деятельностью,
5) запретить пребывание вблизи учебных заведений, детских садов.
В апелляционной жалобе и дополнении к жалобе [СКРЫТО] Л.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что дело рассмотрено без участия адвоката, участие адвоката-защитника обязательно, право осужденного на защиту подлежит обязательному обеспечению судом в соответствии с требованиями УПК РФ. Административное исковое заявление не получал, чем нарушено право на подачу возражения. В приговоре суда отсутствует указание на наличие рецидива преступлений. Ответчик не признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав [СКРЫТО] Л.Н., поддержавшего доводы жалобы, заслушав прокурора, полагавшего решение суда подлежащим изменению в части, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 указанной статьи, в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно ч. 2 ст.З Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: 1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); 2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; 3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; 4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Статьей 6 указанного Федерального закона предусмотрено, что административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Положениями ч.1 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года установлено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В силу ч.8 ст.272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Как следует из материалов дела, приговором ... районного суда ... от 20 апреля 2016 года [СКРЫТО] Л.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ... УК РФ, назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 год 4 месяца лишения свободы, в исправительной колонии общего режима.
Из характеристики ФКУ ИК-21 УФСИН России по РБ следует, что осужденный [СКРЫТО] Л.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-21 УФСИН России по РБ с 20 апреля 2016 года, конец срока 11 августа 2019 года, осужденный [СКРЫТО] Л.Н. характеризуется положительно, содержится в облегченных условиях отбывания наказания, за время отбывания наказания неоднократно допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что объявлено 2 выговора, так же имеет пять поощрений.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая, что [СКРЫТО] Л.Н. осужден за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, суд пришел к правильному выводу об установлении в отношении [СКРЫТО] Л.Н. административного надзора сроком на 8 лет с возложением на него административных ограничений.
Установленные судом в отношении административного ответчика административные ограничения определены с учетом перечня, приведенного в ч. 1 ст. 4 вышеуказанного закона, соответствуют характеру и степени общественной опасности совершенного тяжкого преступления, данным о его личности.
Доводы апелляционной жалобы [СКРЫТО] Л.Н. были предметом рассмотрения и исследования в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что участие адвоката-защитника по настоящему делу обязательно, право осужденного на защиту подлежит обязательному обеспечению судом в соответствии с требованиями УПК РФ, основаны на неверном понимании процессуальных норм, установленных Кодексом административного судопроизводства РФ.
Доводы жалобы о том, что ответчик копию административного иска не получал, опровергаются материалами дела. Так, согласно расписке [СКРЫТО] Л.Н. 04 апреля 2019 года получил копию административно искового заявления и приложенные к нему документы (л.д.8). В заявлении от 11 апреля 2019 года [СКРЫТО] Л.Н. просил рассмотреть административное исковое заявление об установлении административного надзора без его участия (л.д. 14).
Указание в апелляционной жалобы на то, что обязательным условием установления административного надзора является указание на наличие рецидива преступлений, признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку в силу ч. 2 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей указанной статьи.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно п.1 ч.З ст.5 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Вопреки требованиям" приведенных правовых норм, суд указал на исчисление срока административного надзора со дня постановки [СКРЫТО] Л.Н. на учет в органе внутренних дел по месту жительства и пребывания, обязав являться в ОВД по месту жительства для регистрации 4 раза в месяц.
На основании изложенного решение суда в указанной части подлежит изменению, указав, что срок административного надзора исчисляется со дня постановки [СКРЫТО] Л.Н. на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, обязав [СКРЫТО] Л.Н. являться для регистрации 4 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст.307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 12 апреля 2019 года изменить в части исчисления срока административного надзора со дня постановки [СКРЫТО] Л.Н. на учет в органе внутренних дел по месту жительства и пребывания, обязании являться в ОВД по месту жительства для регистрации 4 раза в месяц, указав о том, что срок административного надзора исчисляется со дня постановки [СКРЫТО] Л.Н. на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, обязав являться для регистрации 4 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В остальной части решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 12 апреля 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий Р.Х. Мугинова
Судьи: Ф.С. Гаиткулова
А.Н. Субхангулов