Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 09.06.2015 |
Дата решения | 14.07.2015 |
Категория дела | Другие споры, связанные с землепользованием |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении ИСКА (заявлении) |
Судебное решение | Есть |
ID | 3ea9b6de-3e45-3fb9-ab6d-39c10863ce9c |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-9992/2015
14 июля 2015 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Кривцовой О.Ю.
Фроловой Т.Е.
при секретаре Айдарове Р.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ – ФИО4 на решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 11 февраля 2015 г., которым постановлено:
исковые требования [СКРЫТО] Л.Н. удовлетворить.
Признать отказ Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан <...> от <...> в предоставлении [СКРЫТО] Л.Н. земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, общей площадью <...> кв.м., незаконным.
Обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в месячный срок подготовить проект договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, общей площадью <...> кв.м., по цене <...> % от кадастровой стоимости земельного участка, установленной действующим законодательством и направить его [СКРЫТО] Л.Н..
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] Л.Н. обратилась с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка. Требования мотивировала тем, что она является собственником домовладения, расположенного по адресу: <...>. Она подала в Администрацию ГО <...> РБ заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, общей площадью <...> кв.м с выкупом по цене, установленной действующим законодательством. Письмом от <...> № <...> Администрация ГО г. Уфа РБ отказала в предоставлении земельного участка для приобретения его в собственность с выкупом в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд, а часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий, просила обязать Администрацию ГО <...> РБ в месячный срок подготовить проект договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, общей площадью <...> кв.м. по цене, установленной действующим законодательством и направить его ей.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ – ФИО4 ставится вопрос об отмене приведенного решения суда, по тем основаниям, что действующим законодательством не предусмотрена регистрация ограничения прав на земельные участки, установленного решением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд. Размер спорного земельного участка, на который истец просит заключить договор купли-продажи, превышает максимальный размер предоставляемых земельных участков для обслуживания индивидуального жилого дома.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации ГО г. Уфы ФИО5, поддержавшую апелляционную жалобу, представителя [СКРЫТО] Л.Н. Латыпова Р.Р., полагавшего решения суда законным иобоснованным, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 27 ЗК РФ, к земельным участкам, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную: собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса); зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся, в том числе, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
В силу ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, в редакции на дату разрешения спора, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, в редакции на дату разрешения спора, установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ, в редакции на дату разрешения спора, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ, в редакции на дату разрешения спора,, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК Российской Федерации, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, - на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, <...> истцом в адрес ответчика было подано заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, общей площадью <...> кв.м, для приобретения его в собственность с выкупом на котором расположено домовладение, принадлежащее истцу на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от <...>г. № <...> (л.д. 9,11).
Письмом от <...> № <...> ответчик отказал истцу в предоставлении вышеуказанного земельного участка для приобретения его в собственность с выкупом в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд и часть испрашиваемого земельного участка, расположена в границах красных линий (л.д. 10).Из кадастрового паспорта спорного земельного участка от <...> <...> усматривается, что он отнесен к категории «земель населенных пунктов» для строительства и обслуживания жилого дома. Земельный участок входит в территориальную зону: «Жилая зона, Ж-<...>», <...> сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Правил землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ от <...> <...> (в редакции от <...> № <...>) (л.д. 27-30).
Разрешая спор, проанализировав фактические обстоятельства по делу, суд обоснованно пришел к выводу о неправомерности отказа ответчиком истцу в предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка и правомерно возложил на ответчика обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи спорного земельного участка и направлении его истцу с предложением о его заключении.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из положений ст. 28 ЗК РФ, именно ответчик обязан доказать наличие хотя бы одного из обстоятельств, являющихся основанием для отказа в предоставлении земельного участка: изъятие земельного участка из оборота; резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд; наличие в отношении испрашиваемого земельного участка ограничения в обороте с одновременным запретом предоставлять его в собственность, а также отсутствие свободной территории для формирования испрашиваемого земельного участка.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 Положения).
Согласно п. 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Пунктом 8 Положения установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с пунктом 1 статьи 4 приведенного Федерального закона ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Доказательства регистрации обременения на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, внесения в кадастр недвижимости сведений об этом, наличия на испрашиваемом земельном участке объектов общего пользования в материалах дела отсутствуют, ответчиком суду не представлены.
Судебная коллегия полагает, что отказ истцу в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка является необоснованным, поскольку каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не существует, земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка отсутствуют.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, связанными с тем, что размер спорного земельного участка, на который истец просит заключить договор купли-продажи, превышает максимальный размер предоставляемых земельных участков для обслуживания индивидуального жилого дома.
Как указывалось выше согласно кадастровому паспорту испрашиваемого истцом земельного участка с кадастровым номером <...> входит в территориальную зону : «Жилая зона, Ж-<...>».
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от <...> N <...> спорный земельный участок не превышает предельных размеров земельных участков для размещения индивидуального жилого дома и предельные параметры разрешенного строительства.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд вынес законное и обоснованное решение, и оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 11 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: О.Ю. Кривцова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Нурисламова Р.Р.