Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 17.05.2016 |
Дата решения | 25.05.2016 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Судья | Голубева Ирина Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 58340962-d035-30eb-888a-75a6235e176d |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-9782/2016
25 мая 2016 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Голубевой И.В. и Свистун Т.К.
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.
при секретаре Гафуровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя министра Министерства финансов РБ И Л.Э. на решение Октябрьского районного суда адрес РБ от дата.
Заслушав доклад судьи ФИО11, выслушав прокурора З Л.И., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Орджоникидзевского района адрес, действующий в интересах А А.А., обратился в суд с иском к Администрации городского округа адрес РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв.м и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на ... лет.
В обоснование иска указывает, что по обращению А А.А., прокуратурой Орджоникидзевского района адрес проведена проверка об оказании помощи по предоставлению жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что с дата по дата А А.А. воспитывалась в ГБОУ детский дом №... адрес и находилась на полном государственном обеспечении. Жилое помещение за ней не закреплялось. Решением Орджоникидзевского районного суда адрес от дата родители А А.А. - мать А С.М., отец А А.М. лишены родительских прав. дата А А.А. закончила обучение в МБОУ СОШ №... Орджоникидзевского района ГО адрес. Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района ГО адрес РБ от дата №...-р А А.А. принята на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного фонда категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Между тем, А А.А. до настоящего времени Администрацией ГО адрес РБ не предоставлено жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Тем самым нарушены жилищные права А А.А., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства. На основании изложенного, прокурор просил обязать ответчика предоставить А А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв.м и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на ... лет.
Обжалуемым решением суда исковые требования прокурора Орджоникидзевского района адрес Республики Башкортостан, действующего в интересах А А.А., к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключении договора найма специализированного жилого помещения удовлетворены. На Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан возложена обязанность предоставить А А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на ... лет в черте адрес РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме представления, но не менее ... кв.м.
Не согласившись с принятым решением, заместитель Министра финансов РБ И Л.Э. обратилась с апелляционной жалобой в которой просит отменить решение суда как незаконное. В обоснование доводов указано, что судом не принято во внимание, что при применении норм федерального законодательства, определяющих содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо достоверно установить основания возникновения указанными лицами права получения жилых помещений. В материалах дела отсутствуют сведения о месте обучения А А.А. в настоящий момент и сроках окончания обучения, в связи с чем правовых оснований для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в рамках обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, А А.А. не имеется.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заместителя министра Министерства финансов РБ И Л.Э. на решение Октябрьского районного суда адрес РБ от дата заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит его законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены в связи со следующим.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончании срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от дата №... (в редакции Закона РБ от 04.12.2012г. №...-з) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался приведенными нормами права и исходил из того, что поскольку А А.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, то есть в данном случае на Администрацию городского округа адрес РБ.
Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о рождении А А.А., родилась датаг., ее родителями указаны: отец –А А.М., мать – А С.М.
Решением Орджоникидзевского районного суда адрес РБ от дата родители А А.А. - мать А С.М., отец А А.М. лишены родительских прав.
Постановлением главы Администрации Орджоникидзевского района адрес РБ от дата №... А А.А. определена в детское учреждение, в связи с тем, что родители несовершеннолетней - А С.М. и А А.М. лишены родительских прав.
дата по дата А А.А. воспитывалась в ГБОУ детский дом №... адрес и находилась на полном государственном обеспечении. Жилое помещение за ней не закреплялось.
Согласно справки №... от дата выданной ГБОУ детский дом №... адрес, А А.А. с дата зарегистрирована по адресу: ГБОУ детский адрес.
В дата г. А А.А. закончила обучение в МБОУ СОШ №... Орджоникидзевского района ГО адрес, что подтверждается выданным аттестатом от датаг.
Распоряжением главы адрес ГО адрес РБ от дата №...-р А А.А. принята на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного фонда по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
А А.А. собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от датаг №..., выданный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ.
Между тем, А А.А. после окончания учебы в образовательном учреждении жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по месту его жительства не предоставлено, таким образом, нарушены ее жилищные права.
Судебная коллегия не находит оснований считать выводы суда неправильными, доводами апелляционной жалобы они не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов РБ о том, что в материалах дела отсутствуют сведения о месте обучения А А.А. и сроках окончания обучения, в связи с чем правовых оснований для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в рамках обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, А А.А. не имеется, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку из материалов дела усматривается, что в дата А А.А. окончила муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - среднюю общеобразовательную школу №... Орджоникидзевского района адрес РБ, что подтверждается выданным аттестатом от дата (л.д. 48).
Иные доводы апелляционной жалобы правомерность выводов суда не опровергают, свидетельствуют только о несогласии с ними.
Процессуальных нарушений, указанных в частях 3 и 4 ст. 330 ГПК РФ, судом первой инстанции также не допущено.
С учетом изложенного постановленное судом первой инстанции решение следует признать законным и обоснованным, не подлежащим отмене в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя министра Министерства финансов РБ И Л.Э. - без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи И.В. Голубева
Т.К. Свистун
Справка: судья Шакирова Л.А.